Расстрельная должность
О квалификационных требованиях и ответственности специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля в области ПОД/ФТ
20.06.2011«Банкир.ру»Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему –
сделать бы жизнь с кого,
скажу,
не задумываясь –
«Делай ее
с товарища
Дзержинского».
В. Маяковский. Поэма «Хорошо!»
10 лет назад, когда свежеподписанный президентом Владимиром Путиным Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» умещался на восьми страницах и только готовился ко вступлению в силу, вряд ли кто-нибудь мог предположить, насколько серьезную роль в жизни российских кредитных организаций будет играть этот документ.
За истекший период Закон № 115-ФЗ претерпел полтора десятка изменений и оброс многочисленными подзаконными актами, письмами, рекомендациями, вопросами и ответами. Немало кредитных организаций за его нарушение лишились лицензий; что же касается более мягких наказаний, то, подозреваю, вряд ли найдется хоть один банк, ни разу не оштрафованный за задержку сообщений, пропуск подозрительных операций или несвоевременное внесение изменений в правила внутреннего контроля.
Подразделения банков, ответственные за ПОД/ФТ, за эти годы прошли путь от одного-двух формально назначенных сотрудников («чтобы было») до полноценных структур, способных не только «прикрыть» бизнес-подразделения от проверяющих из ЦБ, но и реально влияющих на оперативную деятельность банка, а иногда и на его стратегическое развитие (не во всех, конечно, кредитных организациях, но и такое тоже бывает).
Хотя, конечно, есть еще и такие банки, где ПОД/ФТ по-прежнему «чтобы было».
Пройдет еще пять-десять лет, и курсы по ПОД/ФТ, возможно, начнут читать в отдельно взятых, далеко продвинутых экономических вузах…
Ну, а пока это светлое будущее еще не настало, юноше, обдумывающему житье, и обратившему свой взор в сторону противодействия легализации преступных доходов, будет интересно узнать кое-что из жизни ОСов[1].
Вам не нужно обслуживать бесконечных клиентов, пересчитывать руками монеты и купюры, сверлить дрелью документы дня или рисковать жизнью, перевозя крупные суммы денег. У вас нет ни планов продаж, ни отчетных периодов, ни зубодробительных аналитических формул. Вас никогда не придет проверять налоговая инспекция. В банке от вас никто ничего не требует, зато вы имеете право потребовать что угодно у кого угодно (ну, почти). Ваши потребности в области получения, обработки и отправки информации все стараются удовлетворить как можно быстрее. Вам нужно хорошо знать всего один закон и несколько подзаконных актов. В разделе «Работа» на сайте Bankir.Ru всегда найдется десяток-другой “вкусных” предложений в области ПОД/ФТ... Красота?
К сожалению, не совсем – у этой медали, как и у любой другой, есть оборотная сторона.
Желающим познакомиться с работой в подразделении ПОД/ФТ со всеми подробностями, плюсами и минусами лучше обратиться к соответствующей теме на нашем Форуме. А мы сейчас остановимся лишь на одном аспекте этой деятельности – квалификационных требованиях и ответственности банковских ОСов.
Квалификационные требования к таким должностным лицам предусмотрены отдельным нормативным актом Банка России – Указанием от 9 августа 2004 года № 1486-У. Что само по себе показательно: ни по каким другим направлениям банковской деятельности регулятор подобных указаний не выпускал.
Помимо собственно квалификационных требований, Указание № 1486-У содержит перечень оснований, по которым сотрудники подразделений ПОД/ФТ должны быть дисквалифицированы (читай – уволены с занимаемой должности). К таким основаниям, в частности, относится наличие административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Все это, конечно, для «антиотмывальщиков» было довольно неприятно, но на практике встречалось редко – во всяком случае, до последнего времени.
Существенные изменения в этом направлении произошли в начале 2011 года, после вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ: впервые, пожалуй, в банковской практике неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей было приравнено к административному (спасибо, что не уголовному) правонарушению, с установлением соответствующих санкций: штрафов, налагаемых на должностных лиц (от 10 до 50 тыс. руб.), или их дисквалификацией (от года до трех лет).
Кроме того, полномочия по рассмотрению некоторых дел об административных правонарушениях в области ПОД/ФТ теперь переданы органам банковского надзора.
Довольно скоро их волнение достигло высших сфер: Ассоциация российских банков (АРБ) в начале мая отправила письмо заместителю председателя Центрального банка Виктору Мельникову «Об исключении из статьи 15.27 КоАП РФ административной ответственности должностных лиц кредитных организаций и о приостановлении действия абзаца третьего пункта 4 Указания ЦБ РФ № 1486-У».
В письме подробно описываются некоторые коллизии, противоречия, неопределенности и поливариантности, возникающие при применении новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций в области ПОД/ФТ. В частности, как указывают авторы письма, из-за применения к ответственным сотрудникам кредитных организаций по ПОД/ФТ санкций, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, эти сотрудники становятся не соответствующими квалификационным требованиям и вынуждены увольняться или переходить на другую работу.
«В результате желающих становиться ответственными сотрудниками не останется», - таким зловещим пророчеством крупнейшая банковская ассоциация завершила свое послание регулятору.
«Значит, короче, ОСы работают до первой проверки, а потом можно будет годик поработать в Макдональдсе...», - резюмировали оставшиеся в строю сотрудники подразделений ПОД/ФТ.
Ответа на письмо АРБ пока не поступало – видимо, Банк России тщательно рассматривает возможность поддержать позицию банковского сообщества о целесообразности исключения из статьи 15.27 КоАП РФ должностных лиц кредитных организаций как субъектов административной ответственности и рассмотреть вопрос о приостановлении действия абзаца третьего пункта 4 Указания ЦБ РФ № 1486-У в части административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ.
При этом, надо отдать должное регулятору, вновь приобретенными полномочиями он не злоупотребляет; во всяком случае, у знакомых мне банков фактов дисквалификации ОСов или взимания с них штрафов пока не отмечено. Однако определенная работа в этом направлении явно ведется: на днях, в частности, вышло письмо ЦБР от 31.05.2011 № 77-Т, разъясняющее работу территориальных учреждений Банка России по запросу документов и порядку работы с ними согласно изменениям от 24.01.11 в КоАП. В приложении к нему приведен примерный Перечень документов по всем кодам операций, запрашиваемых у кредитных организаций и их филиалов «для подтверждения информации Росфинмониторинга».
При этом, что интересно, в распоряжение кредитной организации поступил только указанный Перечень, а само письмо лишь «дали почитать».
Никто, надо заметить, не сомневается в необходимости и важности противодействия легализации преступных доходов, и особенно – финансированию терроризма: ни законодатели, ни журналисты, ни финансовые организации, ни клиенты, ни честные обыватели. Вопрос лишь в качестве законодательства о ПОД/ФТ и подзаконных актов, в возможности выполнения требований этих документов на практике, а теперь еще и в адекватности наказания за невыполнение этих требований.
Впрочем, надежда умирает последней. С даты отправки письма АРБ прошло чуть больше месяца; посмотрим, что ответит регулятор.
[1] ОС – Ответственный сотрудник, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (жарг., банк.)
Нет, эта колонка не про то, что вы подумали. А всего лишь про пояснительную записку к годовому отчету



