Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Марина Корф

Марина Корф


Должность: Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение"

Новости / Мнения / Расстрельная должность

Расстрельная должность

О квалификационных требованиях и ответственности специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля в области ПОД/ФТ

20.06.2011«Банкир.ру»

Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему –
сделать бы жизнь с кого,
скажу,
не задумываясь –
«Делай ее
с товарища
Дзержинского».
В. Маяковский. Поэма «Хорошо!»

10 лет назад, когда свежеподписанный президентом Владимиром Путиным Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» умещался на восьми страницах и только готовился ко вступлению в силу, вряд ли кто-нибудь мог предположить, насколько серьезную роль в жизни российских кредитных организаций будет играть этот документ.

За истекший период Закон № 115-ФЗ претерпел полтора десятка изменений и оброс многочисленными подзаконными актами, письмами, рекомендациями, вопросами и ответами. Немало кредитных организаций за его нарушение лишились лицензий; что же касается более мягких наказаний, то, подозреваю, вряд ли найдется хоть один банк, ни разу не оштрафованный за задержку сообщений, пропуск подозрительных операций или несвоевременное внесение изменений в правила внутреннего контроля.

Подразделения банков, ответственные за ПОД/ФТ, за эти годы прошли путь от одного-двух формально назначенных сотрудников («чтобы было») до полноценных структур, способных не только «прикрыть» бизнес-подразделения от проверяющих из ЦБ, но и реально влияющих на оперативную деятельность банка, а иногда и на его стратегическое развитие (не во всех, конечно, кредитных организациях, но и такое тоже бывает).

Хотя, конечно, есть еще и такие банки, где ПОД/ФТ по-прежнему «чтобы было».

Пройдет еще пять-десять лет, и курсы по ПОД/ФТ, возможно, начнут читать в отдельно взятых, далеко продвинутых экономических вузах…

Ну, а пока это светлое будущее еще не настало, юноше, обдумывающему житье, и обратившему свой взор в сторону противодействия легализации преступных доходов, будет интересно узнать кое-что из жизни ОСов[1].

Вам не нужно обслуживать бесконечных клиентов, пересчитывать руками монеты и купюры, сверлить дрелью документы дня или рисковать жизнью, перевозя крупные суммы денег. У вас нет ни планов продаж, ни отчетных периодов, ни зубодробительных аналитических формул. Вас никогда не придет проверять налоговая инспекция. В банке от вас никто ничего не требует, зато вы имеете право потребовать что угодно у кого угодно (ну, почти). Ваши потребности в области получения, обработки и отправки информации все стараются удовлетворить как можно быстрее. Вам нужно хорошо знать всего один закон и несколько подзаконных актов. В разделе «Работа» на сайте Bankir.Ru всегда найдется десяток-другой “вкусных” предложений в области ПОД/ФТ... Красота?

К сожалению, не совсем – у этой медали, как и у любой другой, есть оборотная сторона.

Желающим познакомиться с работой в подразделении ПОД/ФТ со всеми подробностями, плюсами и минусами лучше обратиться к соответствующей теме на нашем Форуме. А мы сейчас остановимся лишь на одном аспекте этой деятельности – квалификационных требованиях и ответственности банковских ОСов.

Квалификационные требования к таким должностным лицам предусмотрены отдельным нормативным актом Банка России – Указанием от 9 августа 2004 года № 1486-У. Что само по себе показательно: ни по каким другим направлениям банковской деятельности регулятор подобных указаний не выпускал.

Помимо собственно квалификационных требований, Указание № 1486-У содержит перечень оснований, по которым сотрудники подразделений ПОД/ФТ должны быть дисквалифицированы (читай – уволены с занимаемой должности). К таким основаниям, в частности, относится наличие административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Все это, конечно, для «антиотмывальщиков» было довольно неприятно, но на практике встречалось редко – во всяком случае, до последнего времени.

Существенные изменения в этом направлении произошли в начале 2011 года, после вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ: впервые, пожалуй, в банковской практике неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей было приравнено к административному (спасибо, что не уголовному) правонарушению, с установлением соответствующих санкций: штрафов, налагаемых на должностных лиц (от 10 до 50 тыс. руб.), или их дисквалификацией (от года до трех лет).

Кроме того, полномочия по рассмотрению некоторых дел об административных правонарушениях в области ПОД/ФТ теперь переданы органам банковского надзора.

ОСы заволновались.

Довольно скоро их волнение достигло высших сфер: Ассоциация российских банков (АРБ) в начале мая отправила письмо заместителю председателя Центрального банка Виктору Мельникову «Об исключении из статьи 15.27 КоАП РФ административной ответственности должностных лиц кредитных организаций и о приостановлении действия абзаца третьего пункта 4 Указания ЦБ РФ № 1486-У».

В письме подробно описываются некоторые коллизии, противоречия, неопределенности и поливариантности, возникающие при применении новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций в области ПОД/ФТ. В частности, как указывают авторы письма, из-за применения к ответственным сотрудникам кредитных организаций по ПОД/ФТ санкций, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, эти сотрудники становятся не соответствующими квалификационным требованиям и вынуждены увольняться или переходить на другую работу.

«В результате желающих становиться ответственными сотрудниками не останется», - таким зловещим пророчеством крупнейшая банковская ассоциация завершила свое послание регулятору.

«Значит, короче, ОСы работают до первой проверки, а потом можно будет годик поработать в Макдональдсе...», - резюмировали оставшиеся в строю сотрудники подразделений ПОД/ФТ.

Ответа на письмо АРБ пока не поступало – видимо, Банк России тщательно рассматривает возможность поддержать позицию банковского сообщества о целесообразности исключения из статьи 15.27 КоАП РФ должностных лиц кредитных организаций как субъектов административной ответственности и рассмотреть вопрос о приостановлении действия абзаца третьего пункта 4 Указания ЦБ РФ № 1486-У в части административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ.

При этом, надо отдать должное регулятору, вновь приобретенными полномочиями он не злоупотребляет; во всяком случае, у знакомых мне банков фактов дисквалификации ОСов или взимания с них штрафов пока не отмечено. Однако определенная работа в этом направлении явно ведется: на днях, в частности, вышло письмо ЦБР от 31.05.2011 № 77-Т, разъясняющее работу территориальных учреждений Банка России по запросу документов и порядку работы с ними согласно изменениям от 24.01.11 в КоАП. В приложении к нему приведен примерный Перечень документов по всем кодам операций, запрашиваемых у кредитных организаций и их филиалов «для подтверждения информации Росфинмониторинга».

При этом, что интересно, в распоряжение кредитной организации поступил только указанный Перечень, а само письмо лишь «дали почитать».

Никто, надо заметить, не сомневается в необходимости и важности противодействия легализации преступных доходов, и особенно – финансированию терроризма: ни законодатели, ни журналисты, ни финансовые организации, ни клиенты, ни честные обыватели. Вопрос лишь в качестве законодательства о ПОД/ФТ и подзаконных актов, в возможности выполнения требований этих документов на практике, а теперь еще и в адекватности наказания за невыполнение этих требований.

Впрочем, надежда умирает последней. С даты отправки письма АРБ прошло чуть больше месяца; посмотрим, что ответит регулятор.


[1] ОС – Ответственный сотрудник, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (жарг., банк.)

Разместить:
Эволюция обязательств

Очередная задачка для бухгалтеров от Банка России

Нерезиновая?

Нет, эта колонка не про то, что вы подумали. А всего лишь про пояснительную записку к годовому отчету

Прокрастинация

Предновогодний поток новых нормативных актов от Банка России набирает силу

LifeStyle24
20 июня 2011 г. в 21:06

Здоровый образ жизни http://lifestyle24.ru

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.