Самая сильная мера для борьбы с коррупцией
Правительство хочет вернуть госконтроль за расходами. Грядет «чистка» депутатов и чиновников
19.04.2011Российский налоговый порталПрочитал недавно интересную заметку о том, что чиновников – взяточников будут ловить на расходах.
Так и хочется воскликнуть: «Не может быть!». Вы спросите меня, почему я так ерничаю? Все очень просто. В России дважды пытались ввести госконтроль за расходами физических лиц. Доходы скрыть легко (например, евро в конверте), а вот расходы намного труднее (коттедж или «Бентли» в конверт не поместяться). И если расходы есть, а доходов вроде бы и «нет», то подразумевается, что доходы «были», только их не заметили. Но это уже и не важно, потому что расходы в таком случае приравниваются к доходам и с них взимается налог. Дешево и сердито. Кстати, такая мера действует во многих странах.
Впервые госконтроль за расходами появился в России по Федеральному налогу от 20.07.1998 г. № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицами доходам». Закон был «злой» и бескомпромиссный, и в первую очередь антикоррупционный. По слухам, в его принятии активную роль сыграл Борис Немцов. Но потом этот закон отменили. Поскольку госконтроль передали в налоговую сферу и налоговики стали осуществлять контроль за расходами исключительно для целей налогообложения (это бывшие в НК РФ ст. 86.1, 86.2 и 86.3).
Отмечу, что контроль это был откровенно слабым, так как налоговики могли «спросить», но требовать ответа не имели права. Реальных рычагов у них не было. Во всяком случае, доначислять налог и взыскивать его принудительно они не могли. Поэтому нет ничего удивительного, что этот закон, а точнее три упомянутые выше статьи НК РФ, так толком и не заработали.
Через пару лет в 2003 г. эти три несчастные статьи вообще убрали из Налогового кодекса (Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 104-ФЗ). Причем убрали при В.В. Путине и с более чем странной формулировкой: «этот контроль себя не оправдывает, так как налоги по «госконтролю» не собираются».
Но самое интересное не в этом. Закон хоть почти и не применялся, но шума и страха нагнал много. Немало людей «вздрогнуло» и стало приличия соблюдать. Более того, после отмены этого «госконтроля» к нам еще года три обращались напуганные налогоплательщики с одними и теми же вопросами («Я безработный, но купил себе "Лексус". Что мне за это будет?»).
Иными словами госконтроль – это очень эффективная антикоррупционная (да и фискальная) мера. Почему она у нас отсутствовала (отсутствует) можно только догадываться. Но сейчас ее собираются ввести (или вернуть). Пока непонятно для каких целей, но уверяю, это будет очень сильный финансовый институт. А то ведомство, которое будет его осуществлять (причем реально осуществлять, а не так как в начале 2000-х), автоматически станет «силовым».
Возможно, правительство готовит что-то вроде «чистки» среди депутатов и чиновников. Ведь они под «госконтроль» попадают на все 100 % (в этом можно убедиться, просмотрев их опубликованные доходы). Но с другой стороны, этот контроль не может иметь обратной силы.
Только не надо мне говорить, что этот госконтроль можно обойти. Согласен, обойти можно все что угодно, но это всегда очень трудно, затратно, да и рискованно. Запишешь коттедж на троюродного племянника, а он завтра скажет: «это мое».
Сейчас-то вообще нет никаких ограничений и препятствий. Делай, что захочу. Так что инициатива имеет свой смысл. Госконтроль за расходами – это ведь только первый шаг.



