Российская сеть договоров об избежании двойного налогообложения: взгляд на перспективы
05.11.2009Анализ показывает, что всплеск развития российской сети договоров об избежании двойного налогообложения (далее – сеть) пришелся на 1994 - 2000 годы, когда ежегодно Россия вступала в 7 - 13 новых договоров об избежании двойного налогообложения (далее – договоры). Однако в 2000-х годах эта тенденция сменилась на прямо противоположную. Количество договоров, в которые стала вступать Россия, снизилось до 1 - 3 новых договоров в год. А уже в 2008 и 2009 годах Россия не стала стороной ни одного нового договора. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренные Правительством Российской Федерации 25.05.2009, вообще не затрагивают проблемы международного сотрудничества в области налогообложения и, в частности, вопросов, связанных с дальнейшим расширением российской сети. Что же послужило причинами остановки развития сети России и что ожидает ее в будущем?
Пытаться определить причины стагнации российской сети и выдвинуть предположения о ее перспективах, невозможно, не рассмотрев ее становления.
Основа российской сети была заложена Советским Союзом, обладавшим собственной сетью. Разрушение советской сети началось с распадом советского блока. Перестав существовать как самостоятельное государство, ГДР выбыла из многосторонних договоров, заключенных между государствами-членами Совета экономической взаимопомощи, – Соглашения от 19.05.1978 и Соглашения от 27.05.1977. Последующий распад Советского Союза также сыграл свою роль в дальнейшем разрушении советской сети уже самим молодым российским государством. К настоящему времени в основе российской сети покоятся лишь два обломка сети советской – Соглашение между СССР и Малайзией от 31.07.1987 и Конвенция между СССР и Японией от 18.01.1986, действующие для России в порядке ее правопреемства Советскому Союзу.
Однако распад советского блока и Советского Союза вряд ли сыграли сколько-нибудь значительную роль в разрушении советской сети и становлении на ее месте сети российской. Можно предположить, что решающая роль в этих процессах принадлежала экономическим обстоятельствам распада Советского Союза, последствия которых унаследовало молодое российское государство, и мерам, предпринятым им для преодоления таких последствий.
Коллапс, охвативший экономику Советского Союза, обрушил производство, оборвал существовавшие экономические связи, расстроил финансовую систему и повлек другие разрушительные экономические последствия. Выходить из сложившейся ситуации пришлось уже России, которая была вынуждена реформировать экономику, доставшуюся ей в наследство от Советского Союза. Недостаток собственного опыта и отсутствие собственных ресурсов предопределили реформирование экономики при опоре на иностранные опыт и ресурсы. Для этого потребовалась интеграция в мировое сообщество, причем по тем правилам, которые уже сложились во взаимоотношениях между его членами, и на тех условиях, которые были бы приемлемыми для происходящих из них экономических субъектов.
Господствовавшее в то время мнение, которое, надо сказать, сейчас понемногу начинает ставиться под сомнение некоторыми исследователями (например, R. Davies, Tax Treaties and Foreign Direct Investsment: Potential Versus Performance и T. Dagan, Tax Treaties Mith), по крайней мере, применительно к развивающимся странам, убеждало, что залогом повышения инвестиционного, промышленного и торгового потенциала государства является наличие у него сети с кругом стран, из которых происходят потенциальные партнеры. Советская сеть была довольно узка, а составлявшие ее договоры были устаревшими и во многом не пригодными в новых экономических реалиях. Это, судя по всему, и явилось одной из причин того, что Россия приступила к разрушению советской сети и созданию своей собственной. Другой причиной, очевидно, послужило стремление избавиться от советского наследия, вне зависимости от того, в чем оно проявлялось, имевшееся у российского государства в первые годы его существования. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в отличие от некоторых стран советского блока, сохранивших до настоящего времени, хотя бы часть договоров, в которые они вступили до распада советского блока, а также некоторых стран бывшего Советского Союза, признавших обязательность для них договоров, составлявших советскую сеть, и признающих их обязательность до сих пор, Россия даже не пыталась сохранять советскую сеть, что можно было бы делать путем изменения старых договоров, а пошла по пути их замены новыми.
К созданию собственной сети российское государство, по-видимому, подошло с той степенью беззаветности и рьяности, на которую только было способно. Вступив в Соглашение между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13.03.1992 и подписав Протокол об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 15.05.1992, Россия с целью их выполнения приняла Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.1992 № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Последним было одобрено типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, основанное на Модельной конвенции ОЭСР. Начался забег по направлению к созданию российской сети.
Девиз, под которым проходил забег, по всей видимости, может быть сформулирован как «Быстрее, больше, усерднее». На это указывают как его количественные - в 1992 году Россия вступает в 3, в 1993 – в 5, в 1994 – в 7, в 1995 – в 13, в 1996 – в 10, в 1997 – в 10, в 1998 – в 5, в 1999 – 10, в 2000 – в 8 договоров, так и качественные характеристики. К числу последних можно отнести:
- непонимание цели заключения договоров. Иллюстрацией может служить то, что нижняя палата парламента была убеждена в том, что договоры заключаются не в целях избежания двойного налогообложения, а с целью, близкой ко взаимному налоговому стимулированию инвестиций. По ее мнению, договоры должны были предусматривать положения о том, что, если одно договаривающееся государство предоставляет налоговые льготы инвесторам на его территории, то другое договаривающее государство на взаимной основе предоставляет аналогичные налоговые льготы инвесторам на своей территории. И она настоятельно рекомендовала исполнительной власти принять такую же точку зрения, что неоднократно вызывало недопонимание между законодательной и исполнительной властью по этому вопросу;
- неверная оценка потребности в заключении договоров с отдельными странами. Так, часть стран, с которыми были заключены договоры не являлись и до настоящего времени не являются, ни крупными экспортерами капитала в Россию, ни крупными торговыми партнерами России, ни крупными импортерами капитала из России;
- ненадлежащая проработка позиции к переговорам по заключению договоров с некоторыми странами. Например, Соглашение между Россией и Турцией от 09.09.1993 уже вскоре после его подписания было признано неудовлетворительным и было заменено Соглашением между Россией и Турцией от 15.12.1997;
- недостаточная техническая подготовка к заключению договоров. Известно, что ошибки технического характера были допущены в русскоязычных текстах договоров между Россией и, как минимум, Алжиром, Бразилией, Венесуэлой, Грецией, Лаосом, Мексикой, Сингапуром, Таджикистаном, что не во всех случаях находило сдержанное понимание у вторых договаривающихся сторон (Мексика);
- непоследовательное поведение после заключения договоров. В отдельных случаях ратификация заключенных договоров без каких-либо видимых предпосылок затягивалась на длительный срок, продолжительность которого могла достигать почти десятилетие (Конвенция между Россией и Таиландом от 23.09.1999), что вызывало озабоченность во вторых договаривающихся сторонах на самом высоком уровне (Израиль).
Начиная с 2001 года, этот забег постепенно начинает завершаться. В 2001 году Россия вступила в 2, в 2002 – в 2, в 2003 – в 2, в 2004 – в 3, в 2005 – не вступила ни в один, в 2006 – в 1 и в 2007 – в 1 договор. А уже в 2008 и 2009 годах, как уже было упомянуто выше, Россия не вступила ни в один новый договор. Так быть может российская сеть сформирована, что и является причиной остановки ее развития?
Представляется, что это предположение, вряд ли, является верным. Взглянув на российскую сеть, можно увидеть, что она состоит из 84 договоров, а, сравнив перечень государств, между Россией и которыми заключены договоры об избежании, с перечнями государств - основных инвесторов в Россию, реципиетов российского капитала и торговых партнеров, публикуемыми в Банком России и Федеральной таможенной службой в составе статистической отчетности, можно заметить, что российская сеть охватывает основные государства-партнеры. Безусловно, существующая российская сеть обеспечивает вхождение России в клуб стран, обладающих наиболее широкими сетями в мире, и в значительной мере способна обслуживать сложившиеся экономические отношения. Однако экономические связи России, признающей себя частью мирового сообщества, объективно не могут быть ограничены контактами лишь с некоторыми государствами и будут лишь расширяться. Это позволяет утверждать, что формирование российской сети отнюдь не завершено.
В то же время невозможно отрицать и определенного влияния факта участия России в значительном количестве договоров на изменение интенсивности расширения ее сети. Но лишь наряду с другими причинами остановки ее расширения. В их числе, очевидно, следует назвать, во-первых, приход к российскому государству понимания того, что, если наличие сети и является фактором, повышающим его потенциал, но фактором второстепенным. Во-вторых, повышение прагматизма в политике, проводящейся Россией, повлекшее более трезвую оценку потребности в заключении договора с той или иной страной. И в третьих, рационализация расходования ограниченных переговорных ресурсов российским государством, в частности, предотвратившая практику рассредоточения людских и финансовых ресурсов между одновременно ведущимися переговорами по нескольким договорам.
Существование в мире 192 государств-членов ООН, стремление России не только к упрочнению существующих, но и к установлению новых экономических связей, и крайне невысокая вероятность отказа России или вторых договаривающихся сторон от уже заключенных договоров (практика межгосударственных отношений показывает, что выход из договора является чрезвычайно редко используемым актом даже в тех случаях, когда договор не удовлетворяет интересам одной или обеих договаривающихся сторон) позволяют предположить, что российская сеть, несмотря на стагнацию, которая носит лишь временный характер, имеет вполне реальные перспективы развития. Вероятными направлениями этого развития могут быть расширение российской сети и совершенствование уже заключенных договоров.
Расширение российской сети, скорее всего, будет существенно отличаться аналогичного процесса, происходившего на этапе ее становления. Факторы, послужившие причинами остановки развития российской сети, по всей видимости, сохранят свое влияние и в будущем. Это означает, что расширение российской сети будет происходить со значительно меньшей интенсивностью, чем ранее. Не исключено, что в некоторых случаях, когда это будет выгодно обеим странам, исходя из особенностей их экономических связей, расширение российской сети будет происходить за счет т.н. сокращенных или облегченных договоров, которые, в отличие от договоров полных, будут направлены на устранение двойного налогообложения лишь в отдельных случаях, например, в случаях перевозок, и, может быть, на регулирование отдельных вопросов межгосударственного сотрудничества в сфере налогообложения, например, вопросов сотрудничества в сборе налогов, взаимного согласования, обмена информацией.
Совершенствование договоров, входящих в российскую сеть, по всей видимости, будет связано, с одной стороны, с повышением эффективности действия договоров, устранением неблагоприятных последствий их действия для договаривающихся сторон и трудностей в их применении. Основой для этого сможет послужить анализ сложившейся практики применения договоров. С другой стороны, совершенствование договоров будет связано с их общим осовремениванием за счет включения в них положений, поднимающих заложенное в них регулирование сотрудничества в сфере налогообложения до уровня, соответствующего тому, что «предписывается» «мягким правом», например, последней редакцией Модельной конвенции ОЭСР.
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии
Замечательная аналитическая статья, очень полезная для целостности в понимании текущего состояния и перспектив развития сети договоров об избежании двойного налогообложения. Спасибо Вам!
Замечательная аналитическая статья, очень полезная для целостности в понимании текущего состояния и перспектив развития сети договоров об избежании двойного налогообложения. Спасибо Вам!
Довольно интересный анализ системы двойного налогообложения.
<a href="http://stroy-ka.org.ua/">Jтделкой фасадов короедом</a> - вот о чём нужно писать в первую очередь
Можно и не толдко об этом, можно и тему ремонта квартир затронуть.
Можно и не толдко об этом, можно и тему ремонта квартир затронуть.