Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как действовать бухгалтеру, если автомобиль компании попал в ДТП или угнан

Как действовать бухгалтеру, если автомобиль компании попал в ДТП или угнан

На случай неприятностей с автомобилем существуют различные виды страхования, например ОСАГО, КАСКО, расходы на которые бухгалтеру необходимо правильно отразить в учете. И если с такими расходами организации давно разобрались, то с другими расходами, от которых не застрахована ни одна компания и которые могут возникнуть в любой момент, далеко не все ясно. Итак, автомобиль организации попал в аварию или угнан. Алгоритм действий для этих ситуаций приведен в конспекте

19.08.2009
«Семинар для бухгалтера»
Автор: Лектор семинара: О. А. Бондаренко

 СЕРВИС ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. Задайте вопрос лектору.

Уважаемые читатели! Если на балансе вашей организации числятся автотранспортные средства и есть вопросы, связанные с их учетом, то смело задавайте их лектору Ольге Анатольевне Бондаренко. Воспользоваться сервисом можно с 31 июля по 31 августа 2009 года. Кодовое слово ищите в №8 за 2009 год на стр. 26.

ДТП. Затраты на восстановление автомобиля компенсирует виновная сторона.

Итак, предположим, автомобиль организации попал в аварию. Учет затрат на ремонт в этом случае будет зависеть от того, кого признают виновным в ДТП. Рассмотрим две ситуации. Первая - в ДТП виноват водитель организации. И вторая - водитель оказался потерпевшей стороной.

Сначала рассмотрим первую ситуацию. Считаем, что автомобиль организации застрахован по договорам ОСАГО и КАСКО. Напомню, что ОСАГО - это обязательный вид страхования. Заключив такой договор, компания страхует свою гражданскую ответственность за причинение вреда. КАСКО - это договор добровольного страхования. По договору КАСКО организация, как правило, страхует имущественные риски на случай аварии, угона и т. д.

Если виновник ДТП - водитель организации, могут возникнуть следующие виды расходов. Во-первых - это расходы на ремонт собственного автомобиля после аварии.

Замечу, что компенсацию на восстановление автомобиля от страховой компании можно получить только по договору КАСКО. По договору ОСАГО виновной стороне компенсация не выплачивается. И во-вторых, расходы на возмещение ущерба потерпевшей стороне в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО.

Все эти расходы организации должен компенсировать виновный сотрудник, причем в полном объеме. На это прямо указывает пункт 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ. То есть по закону он обязан возместить и стоимость ремонта автомобиля, и сумму, перечисленную пострадавшей стороне сверх страховой выплаты по договору ОСАГО. Разумеется, если страховка по ОСАГО полностью покрывает ущерб, нанесенный автомобилю другой организации, то перечислять ей ничего не нужно. Это следует из пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.

- Ольга Анатольевна, нужно ли заключать с водителями организации договоры о полной материальной ответственности?

- Нет, договоры о полной материальной ответственности с водителями заключать нельзя. Такие договоры оформляются только с теми сотрудниками, должности или вид выполняемых работ которых поименован в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Это, к примеру, кассиры, кладовщики, начальники строительных и монтажных цехов, а также работники, которые их замещают.

Что касается должности водителя, то она в этом перечне не поименована. Поэтому если вы заключили договор о полной материальной ответственности с водителем, его нужно расторгнуть. Поскольку он заключен неправомерно. Как я вам уже говорила, если авария произошла по вине вашего водителя, он должен полностью возместить ущерб без какого-либо договора о материальной ответственности. Такова норма пункта 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.

- У нас водитель выполняет по совместительству функции экспедитора. И мы заключили с ним договор о полной материальной ответственности. Это правомерно?

- Если водитель совмещает работу экспедитора, то такой договор с ним можно подписать. По этому договору он несет полную материальную ответственность за груз, который сопровождает.

Напомню, для взыскания суммы ущерба с работника у вас должен быть соответствующий приказ руководителя. Приказ об удержании нужно составить не позднее месяца с момента определения размера ущерба. На основании этого приказа вы можете удержать сумму ущерба лишь в пределах среднего месячного заработка работника*. ( Статья 248 Трудового кодекса РФ)

Сумму ущерба, превышающую средний месячный заработок, можно взыскать лишь через суд.

Не забывайте, что общая сумма удержаний из месячной зарплаты по инициативе организации ограничена. Она не должна превышать 20 процентов. Об этом сказано в статье 138 Трудового кодекса РФ. Поэтому возмещение ущерба в размере среднего месячного заработка может растянуться на несколько месяцев. Если идут одновременно удержания по инициативе администрации и по исполнительным документам, то их общая сумма не должна превышать 50 процентов зарплаты работника.

Если же водитель согласен возместить всю сумму ущерба добровольно, то из его зарплаты можно удерживать любые согласованные с ним суммы. Никаких ограничений на размер удержаний по инициативе работника законодательство не предусматривает. Единственное, прежде чем удержать сумму ущерба, вы должны из дохода работника удержать НДФЛ*. ( Пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ)

Допускается также возмещение с рассрочкой платежа по соглашению сторон. Соглашение составляется в письменной форме и передается в бухгалтерию. Вместо соглашения работник может написать заявление на имя руководителя с просьбой разрешить ему возместить ущерб выбранным способом.

Хочу обратить ваше внимание, что по решению руководителя виновный сотрудник может возместить ущерб частично либо совсем его не возмещать. В таком случае расходы на ремонт автомобиля после ДТП организация не сможет учесть при расчете налога на прибыль. По мнению налоговиков, такие расходы считаются экономически не обоснованными и их нельзя списать на основании пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ. Поскольку данная норма может применяться к ремонту, который проводится с целью восстановления имущества после аварии, если затраты на него возмещены за счет виновного лица. Об этом говорится, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226.

Аналогичный подход и к расходам по возмещению ущерба потерпевшей стороне, если организация отказалась от взыскания этой суммы с виновного сотрудника. Такие затраты чиновники также считают экономически не обоснованными. Минфин России в письме от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66 разъясняет, что норма подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ здесь не применяется. Она позволяет отнести на расходы лишь суммы штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, уплаченных контрагенту.

- Ольга Анатольевна, у нас автомобиль находится на длительном ремонте после ДТП. Нужно ли нам платить транспортный налог?

- Да, транспортный налог вы продолжаете платить. Транспортные средства, по которым налог не платится, указаны в перечне пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Автомобили на ремонте в этот перечень не входят. Транспортный налог с них не нужно платить только в том случае, если они сняты с регистрационного учета. Так разъясняет Минфин России в письме от 3 июля 2008 г. № 03-05-06-04/39. С таким подходом согласны и судьи. Пример - постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. № А56-50465/2006.

 ВОДИТЕЛЬ - ПОТЕРПЕВШАЯ СТОРОНА

 Теперь рассмотрим ситуацию, когда потерпевшей стороной признан водитель компании. В этом случае сумму ущерба от ДТП должна компенсировать страховая компания. По договору ОСАГО страховое возмещение выплачивает страховая компания виновной стороны. На это указывает пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263.

 Организация может обратиться за возмещением по ОСАГО и в собственную страховую компанию. Это возможно, если одновременно выполняются два условия. Во-первых, вред в результате ДТП причинен только имуществу. А во-вторых, ДТП произошло с участием двух транспортных средств. При этом гражданская ответственность владельцев каждого автомобиля застрахована. Таковы положения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

По общему правилу страховщику нужно направить заявление о возмещении убытков в пределах страховой суммы. А также приложить документы, подтверждающие факт аварии и размер ущерба*. ( Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Страховая компания в свою очередь должна осмотреть поврежденный автомобиль и организовать независимую экспертизу.

Сумма страхового возмещения отражается по кредиту счета 91:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

- начислено страховое возмещение;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

- получены деньги от страховой компании.

В налоговом учете сумма страховой выплаты включается в состав внереализационных доходов. Основание - пункт 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ. При этом датой полученного дохода считается день поступления средств от страховщика или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба*. ( Подпункт 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ)

Расходы на ремонт в бухгалтерском учете списываются на счет 91 субсчет «Прочие расходы».

В налоговом учете затраты на ремонт признаются как внереализационные расходы. Учесть их нужно в том отчетном периоде, когда был проведен ремонт. Такова норма пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ.

Теперь о том, какие здесь могут быть нюансы. Конечно, идеальный вариант, когда страховая компания сама оплачивает ремонт. Но часто организация ремонтирует автомобиль на свои средства, а страховое возмещение получает позже. Допустим, заключается договор с автосервисом. По окончании ремонта бухгалтер получает полный пакет документов, в том числе счет-фактуру. И автоматически делает вычет на всю сумму «входного» НДС. Это неправильно. Ведь вы же затраты осуществляете за счет страхового возмещения, хотя оно и получено позже. А страхование - это не облагаемая НДС деятельность*. ( Подпункт 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ)

Поэтому в пределах страхового возмещения НДС к вычету не принимается. Об этом не следует забывать.

- А если на ремонт потрачено больше, чем сумма компенсации, можно ли принять НДС к вычету с этой разницы?

- Да. Сделайте расчет НДС, оформите бухгалтерской справкой и приложите к счету-фактуре.

Если страхового возмещения недостаточно для ремонта, вы можете потребовать компенсацию ущерба непосредственно с виновного лица. И если он откажется, обращайтесь в суд. Основание - пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ.

ЛИКВИДАЦИЯ

Если после аварии автомобиль ремонту не подлежит, оформляется выбытие основного средства. Решение о списании автомобиля с баланса организация принимает на основании акта о ДТП. При этом оформляется акт о списании по форме № ОС-4а, утвержденного постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7:

 ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

- списана первоначальная стоимость автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- списана начисленная амортизация по угнанному автомобилю;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- списана на убытки остаточная стоимость автомобиля.

При этом вы должны поставить на учет металлолом и оставшиеся годные запчасти по рыночной стоимости, оформив их приходными ордерами по форме № М-4:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

- оприходованы металлолом и годные запчасти.

Если вы сдаете металлолом в утиль, у вас должны быть подтверждающие документы от специализированной компании, которая занимается утилизацией.

Дальше закрываете остаток страхового взноса, который «висит» на 97-м счете:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 97

- списан остаток страхового взноса.

В налоговом учете убыток от аварии признается полностью. При этом стоимость металлолома и годных запчастей, оставшихся после ликвидации автомобиля, а также сумму полученного страхового возмещения вы включаете во внереализационные доходы. А остаточную стоимость автомобиля и остаток страхового взноса списываете единовременно в составе внереализационных расходов. Основание - подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Следующий момент. Если автомобиль после ДТП ликвидируется, вы вправе потребовать от страховщика вернуть остаток страховой премии по договору ОСАГО. Поскольку случай утраты или гибели транспортного средства является основанием для расторжения договора ОСАГО. Замечу, что неистекший срок договора ОСАГО, за который страховщик возвращает страховую премию, рассчитывается со дня, следующего за датой получения письменного заявления от организации о досрочном прекращении договора. ( Подпункт «г» пункта 33, пункт 34 постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г № 263)

В бухучете нужно сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 97

- отражен остаток страхового взноса;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

- получен остаток страхового взноса от страховщика.

Обратите внимание, что в данных расчетах не задействованы счета учета финансового результата. Ведь эту часть уплаченного страхового взноса вы не включали в состав расходов. Поэтому когда страховщик вам ее возвращает, вы не должны признавать доход. Об этом же говорится в письме Минфина России от 29 марта 2006 г. № 03-11-04/2/72.

В отличие от ОСАГО порядок досрочного расторжения договора КАСКО и возврата страховой премии определяется самим договором или прилагаемыми к нему правилами страховой компании.

После того как автомобиль будет списан с баланса, его нужно оперативно снять с учета в ГИБДД. С этого момента организация вправе не платить транспортный налог.

УГОН. Снимаем автомобиль с учета и признаем убыток от кражи.

Как только выяснилось, что автомобиль похищен, необходимо провести инвентаризацию. Таково требование пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но при этом проверять наличие всех основных средств не обязательно. Достаточно провести инвентаризацию именно этого автомобиля и зафиксировать в акте его отсутствие. Кроме того, сразу нужно подать заявление об угоне в милицию. Взаимодействием с органами милиции занимается, как правило, не бухгалтер, а сотрудник компании, специально назначенный для этого приказом руководителя. Но бухгалтеру лучше держать всю ситуацию под контролем. Ведь документы из милиции нужны в первую очередь ему. На основании заявления работники милиции выдадут компании справку об угоне. С этой справкой бухгалтер должен пойти в налоговую инспекцию, где автомобиль снимут с налогового учета.

Таким образом, на основании акта инвентаризации и справки об угоне вы списываете автомобиль со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- отражена недостача на сумму остаточной стоимости автомобиля.

В налоговом учете вы также прекращаете начислять амортизацию. Поскольку похищенный автомобиль организация не может использовать для извлечения дохода. Соответственно он не является амортизируемым имуществом. ( Пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ)

Платить налог на имущество с этого автомобиля тоже не нужно. Поскольку он больше не учитывается на балансе в качестве основного средства. На это указывает пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Сняв автомобиль с учета в налоговой инспекции, вы перестаете платить по нему транспортный налог. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, транспортным налогом не облагаются. При условии, конечно, что факт угона подтвержден документом из милиции. Хочу обратить внимание, что в налоговую инспекцию нужно предъявить подлинник справки. Именно подлинник является основанием для пересчета транспортного налога. Соответствующие разъяснения даны в письме УМНС России по г. Москве от 2 сентября 2004 г. № 23-10/3/57094.

И еще один момент. Транспортный налог за месяц, в котором автомобиль был снят с регистрации, придется заплатить. Это следует из нормы пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

УБЫТКИ

Теперь о том, когда признавать убыток от кражи автомобиля. Сделать это можно, только получив копию постановления о прекращении либо приостановлении уголовного дела.

Итак, после подачи в милицию заявления об угоне заводится уголовное дело и назначается предварительное следствие. Оно идет, как правило, два месяца. ( Пункт 1 статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Через два месяца уполномоченный сотрудник должен сделать письменный запрос в отдел милиции, который ведет следствие. Если виновное лицо не установлено, то, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предварительное следствие по уголовному делу может быть приостановлено. Копию соответствующего постановления органы ОВД выдают компании*. ( Подпункт 13 пункта 2 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Этот документ дает бухгалтеру право признать убыток от кражи автомобиля. Соответственно в бухгалтерском учете вы закрываете 94-й счет:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

- списана на расходы стоимость угнанного автомобиля.

В налоговом учете убыток от хищения автомобиля включается в состав внереализационных расходов. Основание - норма подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Причем учесть убыток можно только в том периоде, когда было вынесено постановление о приостановлении уголовного дела. ( Письмо Минфина России от 3 августа 2005 г № 03-03-04/1/141)

Если следствие не приостановлено, вы продолжаете учитывать угнанный автомобиль на 94-м счете. Если автомобиль так и не найдут, то по истечении срока давности уголовное дело будет закрыто. Замечу, что срок давности по преступлениям небольшой тяжести, к которым относится угон автомобиля, составляет два года. Такова норма пункта 1 статьи 78 Уголовного кодекса РФ.

Соответственно через два года нужно обратиться с запросом в милицию и получить копию постановления о прекращении уголовного дела. Тогда вы сможете списать стоимость утраченного имущества на расходы. Таким образом, угнанный автомобиль может «провисеть» на 94-м счете два года.

- Ольга Анатольевна, а не будет ли претензий от налоговых инспекторов, если убыток от кражи включен в расходы на основании документа о приостановлении следствия?

- В начале 2006 года чиновники высказывали мнение, что основанием для признания убытка от хищения служит только постановление о прекращении уголовного дела. Это письмо Минфина России от 20 января 2006 г. № 03-03-04/1/52. Но в более позднем письме от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/412 Минфин России подтвердил, что достаточно постановления о приостановлении предварительного следствия. Налоговые органы придерживаются такой же точки зрения. Вы можете посмотреть письмо УФНС России по г. Москве от 19 июня 2006 г. № 20-12/54218 @ . Кроме того, по мнению судей, подтвердить обоснованность включения в расходы убытков от хищений имущества можно также справкой ОВД о том, что виновные лица не установлены. В качестве примера приведу постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 августа 2007 г. № Ф04-5161/2007(36812-А46-15).

- А если получится так, что угнанный автомобиль будет списан на убытки, а затем найден?

- В этом случае вы должны определить его рыночную стоимость и принять к учету. В налоговом учете рыночную стоимость найденного автомобиля вы включаете в состав внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. И соответственно платите с рыночной стоимости налог на прибыль. Так же вы поступаете, если автомобиль эксплуатировать нельзя и принято решение разобрать его на запчасти. Для этого оформляется соответствующий приказ руководителя.

НДС

Отдельно хочу остановиться на вопросе восстановления НДС по похищенному имуществу. К сожалению, до сих пор он вызывает споры. Инспекторы настойчиво требуют восстанавливать принятый к вычету НДС, если имущество украдено. Хотя в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень случаев, когда налог должен быть восстановлен. И случай хищения в нем не указан.

Кроме того, сложилась колоссальная арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, которая говорит о том, что НДС восстанавливать не надо. К такому выводу пришел ВАС РФ в постановлении от 23 октября 2006 г. № 10652/06. Тем не менее Минфин России и налоговые службы с этим не согласны, о чем свидетельствует ряд писем. В частности, письмо Минфина России от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175, которое ФНС России разослала в нижестоящие инспекции как руководство к действию.

Предположим, вы решили не рисковать и восстановить НДС. Переплачивать налоги никто не запрещает. Но при этом я вам не советую занижать на эту сумму базу по налогу на прибыль. Иначе возможны претензии. Ведь случаи, когда восстановленный налог можно учесть при расчете налога на прибыль, предусмотрены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Но кража имущества среди них не поименована. ( Пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса РФ)

- Мы купили подержанный автомобиль для разбора на запчасти. Как его правильно оприходовать: на счет 01 как основное средство или можно учесть на счете 10 как «материалы»?

- Если автомобиль куплен для разбора на запчасти, то его стоимость нужно отразить на счете 10. Принимать его к учету на счет 01 в качестве основного средства не нужно. Ведь вы не собираетесь этот автомобиль эксплуатировать более года, он сразу предназначен для разборки. Следовательно, об основном средстве здесь говорить не приходится. Не забудьте, что полученные после разборки запчасти нужно оприходовать по рыночной стоимости и учесть в доходах.

- Наша организация заключила договор КАСКО. Это смешанный договор страхования, по которому мы страхуем имущественные риски и ответственность за причинение вреда. Страховую премию мы платим единым платежом и полностью учитываем в расходах. Могут ли быть претензии со стороны налоговой инспекции?

- Претензии скорее всего будут. Инспекторы могут снять все расходы на выплату страховки по КАСКО из-за того, что в нее включено добровольное страхование ответственности. Это подтверждает и письмо УФНС России по г. Москве от 14 февраля 2007 г. № 20-12/013753. Без проблем списать на расходы можно только ту часть затрат по КАСКО, которая приходится на имущественные риски. Расходы на добровольное страхование автогражданской ответственности не учитываются при расчете налога на прибыль. Напомню, что добровольное страхование ответственности за причинение вреда включается в расходы в том случае, если такой вид страховки - необходимое условие деятельности фирмы в соответствии с международными требованиями. Таково правило пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ.

Поэтому лучше, конечно, выделять сумму страхового взноса по имущественным рискам в документах отдельно.

Хотя в случае, когда премия уплачивается единым платежом, шансы оспорить решение инспекции в суде есть. Суды, как правило, поддерживают организации, которые включают всю сумму премии по такому платежу в расходы. Вы можете посмотреть постановление ФАС Уральского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф09-8603/07-С3.

- Ольга Анатольевна, нужно ли затраты на первое ОСАГО включать в первоначальную стоимость автомобиля?

- На мой взгляд, не нужно. Затраты на страхование по ОСАГО вы списываете на текущие расходы и в налоговом, и в бухгалтерском учете. Основание - статья 263 Налогового кодекса РФ и пункт 11 ПБУ 10/99.

О СЕМИНАРЕ

Место проведения: г. Москва

Тема: «Бухгалтерский и налоговый учет в организациях, использующих транспортные средства. Новации 2009 года»

Длительность: 7 часов

Количество участников: 9 человек

Стоимость: 8791 рубль

Компания организатор: консалтинговая группа «Руна» Тел. (495)231-78-88, www.runa.ru

Рекомендация лектора.

Полис ОСАГО оформляется на один год. В налоговом учете расходы на обязательное страхование включаются в прочие расходы в пределах страховых тарифов. Такова норма пункта 2 статьи 263 Налогового кодекса РФ. Причем признаются они пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. На это указывает пункт 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ.В бухгалтерском учете стоимость полиса учитывается в составе расходов будущих периодов на 97-м счете, а затем ежемесячно списывается на затраты в течение срока действия полиса. Причем как именно признавать такие затраты, вы должны определить самостоятельно. Об этом говорит пункт 65 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.На мой взгляд, целесообразно в бухучете расходы на ОСАГО учитывать, так же как и в налоговом, то есть пропорционально количеству дней в отчетном периоде. Таким образом вы сблизите бухгалтерский и налоговый учет. Не забудьте зафиксировать выбранный порядок в учетной политике по бухучету.Поскольку по умолчанию будет считаться, что вы должны списывать с 97-го счета на затраты каждый месяц 1/12 страхового платежа. Что непременно приведет к временным разницам по ПБУ 18/02.

Комментарий редакции.

Организация может отказаться от взыскания суммы ущерба с водителя, вина которого в аварии доказана. Поскольку взыскание суммы ущерба с виновного сотрудника право, а не обязанность работодателя. Это следует из статьи 240 Трудового кодекса РФ.Проблема в том, что налоговые инспекторы не считают в таком случае расходы, связанные с ДТП, экономически оправданными. Однако есть примеры из арбитражной практики, когда компаниям удавалось доказать обратное. В частности, на сторону организации встали судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 3 июля 2007 г. № Ф04-4416/2007(35835-А46-37). Они указали, что если вред третьим лицам причинен работником организации во время выполнения трудовых обязанностей, то обязанность по возмещению вреда возлагается на организацию. Это прямо следует из положений статей 1068 и 1079 Гражданского кодекса РФ. А значит, такие расходы можно признать экономически обоснованными и учесть при расчете налога на прибыль.Другой пример - постановления ФАС Уральского округа от 31 июля 2007 г. № Ф09-6029/07-С3, от 7 марта 2007 г. № Ф09-1374/07-С3. Судьи пришли к выводу, что расходы на ремонт автомобиля, пострадавшего в аварии по вине своего водителя, можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пункта 1статьи 260 Налогового кодекса РФ. Даже если компания не взыскала с водителя сумму ущерба. Поскольку данная норма никаких ограничений по расходам на ремонт автомобилей после ДТП не содержит.

Комментарий редакции.

Оформить документы о ДТП можно без сотрудников ГИБДД, если одновременно выполнены следующие условия:1) в результате ДТП вред причинен только имуществу. То есть не должно быть вреда жизни или здоровью потерпевшего. Если же нанесение вреда здоровью будет обнаружено после того, как потерпевший предъявит требования о страховой выплате, он вправе обратиться к страховщику виновной стороны в обычном порядке;2) в ДТП участвовали два транспортных средства, застрахованные в рамках ОСАГО;3) разногласия между участниками ДТП отсутствуют;4) бланки извещения о ДТП в установленном порядке заполнены и подписаны водителями транспортных средств, попавших в аварию.При этом нужно учитывать, что, если вы решили обойтись без милиции, размер страховой выплаты ограничен. Вам выплатят страховку максимум 25 000 рублей.Если же потом окажется, что ущерб был причинен на большую сумму, потерпевший может требовать возмещения вреда только от виновника аварии в судебном порядке.Заметим, что, если страховая компания обнаружит противоречия, она имеет право назначить независимую экспертизу. Таковы положения пунктов 8-10 статьи 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

Разместить:
Лариса
26 февраля 2010 г. в 17:25

Спасибо. Все понятно.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться