Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Принудительное «погашение» налоговой недоимки

Принудительное «погашение» налоговой недоимки

По общему правилу обязанность по уплате налогов и сборов налогоплательщик должен исполнять самостоятельно. Впрочем, особо замешкаться с этим делом налоговики не дадут. О том, что они могут предпринять желая «помочь» компании вернуть долг бюджету, лучше знать заранее, так же как и о своих правах в подобной ситуации

25.05.2009
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: В. Постнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Одной из главных обязанностей каждого налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. Иными словами, каждая компания или индивидуальный предприниматель должны в установленный законом срок и в полном объеме перечислить в бюджет причитающуюся сумму налогов. По общему правилу указанная выше обязанность признается исполненной с того момента, когда налогоплательщик предъявил в банк «платежку» на перечисление налога (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК). При этом на его счете должно быть достаточное количество средств для совершения расходной операции.

Кроме того, дабы предотвратить формальный подход к данному вопросу, Налоговый кодекс прямо предусматривает целый ряд случаев, когда долг по уплате налогов не считается исполненным (п. 4 ст. 45 НК).

Во-первых, так происходит в случае отзыва фирмой или возврата ей банком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет.

Во-вторых, обязанность считается неисполненной, если налогоплательщик неправильно указал в платежном поручении номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

И, наконец, в-третьих, невозможна уплата налога в том случае, если на момент предъявления в банк налоговой «платежки» у этой компании уже имелись другие неисполненные требования, очередность исполнения которых первостепенна, а имеющихся на счете денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований.

Во всех перечисленных ситуациях обязанность организации или предпринимателя считается неисполненной в срок, что является основанием для начисления сумм штрафа, пеней, направления нарушителю требования об уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК).

Налоговики не просят - они требуют!

Требование об уплате налогов - это, с одной стороны, еще один шанс для компании добровольно погасить недоимку, с другой - отправная точка для процедуры принудительного взыскания. Его выставление является обязательным и должно предшествовать принятию руководителем инспекции решения о бесспорном взыскании суммы налогового долга. В противном случае налоговики утрачивают право списать причитающиеся средства со счета должника в банке в бесспорном порядке.

Само требование представляет собой письменное извещение компании о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму в бюджет в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК).

Формы требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждены приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Причем законодательно установлены не только форма указанного документа, но и сроки, в которые инспекторам необходимо уложиться с направлением его организациям и предпринимателям. Так, если недоимка была выявлена в результате налоговой проверки, то требование необходимо направить налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, вынесенного по итогам ревизии.

Во всех остальных случаях на направление сего документа инспекторам выделяется трехмесячный срок, который начинает отсчитываться со дня фактического выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК).

Исполнить требование по уплате налогов организация или бизнесмен должны в течение 10 календарных дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК). Таким образом, вручаться налогоплательщику этот документ должен лично под расписку или любым другим способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если же по тем или иным причинам организация такое требование проигнорировала, в ход пойдет уже «тяжелая артиллерия» - принудительное взыскание суммы налога.

Не заплатите сами - взыщем принудительно

Принудительная процедура погашения задолженности по налогам и сборам начинается, как правило, с обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах компании (ст. 46 НК).

Для того чтобы списать со счета фирмы сумму недоимки, инспекторам необходимо не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК). Пропуск этого срока грозит налоговикам признанием указанного решения недействительным, а это означает, что взыскать задолженность они смогут только через суд.

В любом случае об обращении взыскания ревизорам следует сообщить и самому налогоплательщику, на что им отводится 6 дней с момента принятия соответствующего решения.

С этой же даты отсчитывается и месяц, в течение которого налоговики направляют поручение на перечисление в бюджет суммы задолженности в банк, где открыты счета организации. Причем последний просто обязан исполнить его в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом.

Кроме того, дабы должник не смог «увести» деньги из банка, в арсенале ИФНС есть возможность приостановить операции по его счетам.

Рассчитываемся имуществом

В случае недостаточности денежных средств на счетах «провинившейся» фирмы для погашения суммы задолженности налоговики вправе взыскать налог за счет другого имущества организации (ст. 47 НК).

Принять решение о наложении взыскания на имущество должника налоговый орган вправе в течение одного года с момента истечения срока, отведенного компании на исполнение налогового требования (п. 1 ст. 47 НК). После вынесения такого решения налоговики в течение трех дней принимают постановление о взыскании налога за счет имущества организации или предпринимателя, которое направляется судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебному приставу, в свою очередь, на «выбивание долгов» отводится два месяца со дня получения указанного документа.

Подкрепить решение о принудительном взыскании за счет имущества инспекторы могут также частичным или полным арестом собственности фирмы. Правда, для этого необходимо наличие санкции прокурора, а также достаточно веские основания предполагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество (п. 1 ст. 77 НК).

Взыскание задолженности по налогам за счет имущества производится последовательно:

  • за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые ранее не было обращено взыскание;
  • за счет имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • за счет готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих и не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • за счет сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • за счет имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • за счет другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Идем в суд

Обратите внимание, что в определенных случаях взыскать сумму недоимки налоговики вправе исключительно в судебном порядке.

Речь идет о следующих ситуациях. Во-первых, идти в суд инспекторам придется, если взысканию подлежит недоимка, числящаяся более трех месяцев за зависимой организацией. В этом случае задолженность будет взыскиваться с основной организации, если на ее счета поступает выручка за товары, работы или услуги, реализуемые зависимыми компаниями (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК). Точно так же погашается долг основной организации, если на счета зависимой фирмы поступает выручка за товары, реализованные первой компанией.

Во-вторых, в судебном порядке взыскиваются налоги с плательщиков, обязанность по уплате налога которых основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной ими, или их статуса и характера деятельности (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК).

В-третьих, в судебном порядке производится принудительное взыскание налога с поручителя, если обязанность по уплате налогов и сборов обеспечена поручительством (ст. 74 НК). Как правило, поручительство применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов или в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Спасение утопающих...

Если налогоплательщик осознает невозможность своевременной уплаты налогов и сборов или погашения задолженности по ним, он может избежать столь неприятной процедуры принудительного взыскания недоимки, обратившись в инспекцию с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Об этом напомнили представители Минфина в письме от 20 марта 2009 года № 03-02-07/1-141.

Отсрочка уплаты налога представляет собой перенос срока его уплаты на более позднюю дату, причем фирма будет обязана погасить всю сумму долга перед бюджетом единовременно (одним платежом). Сущность рассрочки заключается в постепенном погашении задолженности в течение некоторого времени.

Однако получить отсрочку по уплате налога удастся далеко не всем налогоплательщикам. Так, Налоговый кодекс предоставляет такую «привилегию» организациям лишь в следующих случаях (п. 2 ст. 64 НК):

  • при получении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или при иных обстоятельствах непреодолимой силы;
  • при задержке этой компании финансирования из бюджета или оплаты выполненного ею государственного заказа;
  • при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты налога, а также в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • если производство или реализация товаров, работ или услуг компанией носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих перечислению в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом.

Отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок не более одного года с единовременной или с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. А по федеральным налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, решением правительства период отсрочки или рассрочки может быть увеличен от одного года до трех лет (п. 1 ст. 64 НК).

Впрочем, не стоит рассчитывать на подобную реструктуризацию задолженности тем фирмам, в отношении которых возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением законодательства о налогах и сборах, или ведется производство о налоговом или административном правонарушении. Кроме того, не удастся воспользоваться отсрочкой и лицам, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они воспользуются предоставленной привилегией для сокрытия денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собираются выехать за пределы РФ на постоянное место жительства.

Разместить:
Ст. 199 прим. два
27 мая 2009 г. в 16:32

А почему обо мне ничего не сказано в статье? За сокрытие ден. средств или имущества от погашения задолженности по налогам введена совсем новенькая, муха не....статья в УК. Меня надо бояться.

Озочка
15 января 2013 г. в 21:38

Ничего не нашла в налоговом кодексе о том что налоговой инспекции после писем по месту жительства разрешено писать письма на работу на имя начальника или генерального директора о задолженности и ее сумме, хотя меня так в этом так сильно уверяли в налоговом органе! Очень неприятно вдвойне и потому что все оплачено заранее,до всех писем.Сами понимаете что противно и нетактично когда твое финансовое состояние выставляют на всеобщее обозрение. Правомерны ли действия? О желании докопаться до истины даже и писать не стоит

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 30.06.2016   Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения названным органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ.
  • 06.06.2016   Как правильно указал суд, право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы относительно конкретной сделки вне рамок проверки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и соответствующая им обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы такие документы предусмотрена налоговым законодательством.
  • 28.07.2015  

    Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбо


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »