Аналитика / Налогообложение / ЕврАзЭС необходима унифицированная система налогообложения
ЕврАзЭС необходима унифицированная система налогообложения
До конца года должен вступить в силу новый механизм администрирования косвенных налогов в рамках Таможенного союза (ТС). Эксперты опасаются, что это вызовет новую волну экономических и административных споров
01.06.2010«Российская Газета»Формально договор о ТС подразумевает создание наднациональной системы косвенного налогообложения по образцу Евросоюза, однако реально до полной гармонизации налогового законодательства России, Беларуси и Казахстана, а также Кыргызстана и Таджикистана, готовых в перспективе присоединиться к ТС, еще очень далеко. Более того, могут возникнуть серьезные проблемы, когда полномочия по взиманию косвенных налогов полностью перейдут от таможенных органов к налоговым. К такому выводу пришли участники Европейско-Азиатского правового форума, состоявшегося в Екатеринбурге.
В частности, только в трех из пяти государств ЕврАзЭС практикуется деление налогов на прямые и косвенные, причем если в России под категорию косвенных попадают лишь НДС и акцизный сбор, то в Таджикистане, Кыргызстане и Беларуси таковыми признаются еще и налоги с розничных продаж, а в Казахстане установлен рентный налог на экспорт, который взимается с сырой нефти, газоконденсата, угля с учетом мировых цен на эти природные ресурсы.
Соглашение от 25 января 2008 года регламентирует, что ставки косвенных налогов на импорт в рамках ТС не должны превышать ставки, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Однако сильный разброс ставок - от 20 до 12 процентов - серьезно сказывается на цене продукции. Чтобы снизить налоговое бремя, бизнесмены вынуждены доставлять свои грузы до конечной точки причудливыми маршрутами, образно говоря, из Москвы в Караганду через Владивосток. Нередки сегодня и случаи дискриминационного налогообложения в целях защиты национального рынка. Например, в Беларуси сахар облагается НДС по повышенной ставке 24 процента, тогда как стандартная - 18 процентов.
Кроме того, имеются существенные расхождения в трактовке терминов "налогоплательщик НДС" и "налоговый агент", в установлении специальных налоговых режимов, в принципах постановки на учет и методах исчисления налогового вычета. К примеру, в Казахстане и Кыргызстане компании, не имеющие филиалов и постоянных представительств в государстве импорта, плательщиками НДС не являются, в этих странах основанием для регистрации фирмы в качестве налогового резидента выступает достижение определенных объемов выручки, тогда как в России и Беларуси действует общий режим постановки на налоговый учет. Также различаются сроки возмещения НДС: если в РФ это 180 дней со дня подписания акта проверки налоговой службой, то в Республике Таджикистан - 120, а в Республике Беларусь - 60. Кроме того, в Беларуси наряду с унифицированным набором документов на возмещение НДС необходимо предъявить свидетельство о помещении товара под таможенный режим, в ряде других стран требуется грузовая декларация не только страны импорта, но и экспорта.
Не урегулированы до конца и вопросы перемещения товаров и услуг между головной организацией и филиалом, расположенным в другом государстве ТС. С точки зрения гражданского законодательства они являются одним юридическим лицом, но с позиции Налогового кодекса филиал - самостоятельный налогоплательщик. Возникает ли в этом случае экспорт? Если да, то этот факт нужно подтверждать контрактом, однако владельцам компаний кажется абсурдным заключать договоры со своими же представительствами. А при отсутствии этого документа претендовать на возмещение НДС невозможно.
Чтобы избежать таких экономических недоразумений, участники конгресса предложили разработать и утвердить перечень работ, которые будут облагаться по нулевой ставке или вообще освобождаться от НДС в границах ЕврАзЭС, а также порядок компенсации убытков в случаях двойного налогообложения. Скорее всего, в льготный список войдут: торговля ценными бумагами, банковские операции, оборот валюты, реализация социально значимых товаров и услуг. Уплата НДС предполагается по месту назначения: в той стране, где оказывается услуга или куда поставляется товар.
Темы: НДС  Таможня. Таможенные платежи и пошлины  
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 01.04.2024 В России ужесточили контроль за уплатой таможенной пошлины с ввозимых машин
- 14.03.2024 Кабинет министров разрешил беспошлинный вывоз зерна в Монголию в виде гумпомощи
- 01.03.2024 В Кузбассе считают, что угольщики могут снизить инвестпрограммы из-за экспортных пошлин
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 26.03.2024 Вводят новые правила расчета утильсбора для машин из ЕАЭС
- 02.10.2015 В ГК РФ прямо укажут, что долги по таможенным платежам списывают со счета в третью очередь
- 19.06.2014 Могут сократить количество документов, подаваемых при включении лиц в таможенные реестры
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 09.12.2023
По результатам
камеральной таможенной проверки оформлен акт, в котором таможня пришла к выводу о неправомерном применении декларантом в отношении части товара пониженной ставки НДС, что повлекло занижение размера подлежащих уплате платежей.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорный товар не является товаром, предназначенным исключительно для детей.
Дополнительно: прекращено производ
- 04.11.2023
Таможенный орган
произвел корректировку заявленной стоимости товара, указывая на ее неподтвержденность, что повлекло дополнительное начисление платежей, с оплатой которых общество не согласно.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество обосновало определение таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами, а таможенный орган без достаточных к тому оснований скорректировал ее по шес
- 03.07.2023
Общество указывало
на отказ таможенного органа во внесении изменений (дополнений) в таможенные декларации и на невозврат таможенных платежей, излишне взысканных в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество нормативно и документально обосновало применение первого метода определения таможенной стоимости спорного товара.
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-03-06/3/21025
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 07.02.2024 Письмо Минфина России от 15.05.2020 г. № 27-01-13/39615
- 03.10.2023 Письмо Минфина России от 17.08.2022 г. № 27-01-21/80226
- 02.10.2023 Письмо Минфина России от 25.05.2023 г. № 27-01-21/47986
Комментарии