
Аналитика / Налогообложение / ЕврАзЭС необходима унифицированная система налогообложения
ЕврАзЭС необходима унифицированная система налогообложения
До конца года должен вступить в силу новый механизм администрирования косвенных налогов в рамках Таможенного союза (ТС). Эксперты опасаются, что это вызовет новую волну экономических и административных споров
01.06.2010«Российская Газета»Формально договор о ТС подразумевает создание наднациональной системы косвенного налогообложения по образцу Евросоюза, однако реально до полной гармонизации налогового законодательства России, Беларуси и Казахстана, а также Кыргызстана и Таджикистана, готовых в перспективе присоединиться к ТС, еще очень далеко. Более того, могут возникнуть серьезные проблемы, когда полномочия по взиманию косвенных налогов полностью перейдут от таможенных органов к налоговым. К такому выводу пришли участники Европейско-Азиатского правового форума, состоявшегося в Екатеринбурге.
В частности, только в трех из пяти государств ЕврАзЭС практикуется деление налогов на прямые и косвенные, причем если в России под категорию косвенных попадают лишь НДС и акцизный сбор, то в Таджикистане, Кыргызстане и Беларуси таковыми признаются еще и налоги с розничных продаж, а в Казахстане установлен рентный налог на экспорт, который взимается с сырой нефти, газоконденсата, угля с учетом мировых цен на эти природные ресурсы.
Соглашение от 25 января 2008 года регламентирует, что ставки косвенных налогов на импорт в рамках ТС не должны превышать ставки, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Однако сильный разброс ставок - от 20 до 12 процентов - серьезно сказывается на цене продукции. Чтобы снизить налоговое бремя, бизнесмены вынуждены доставлять свои грузы до конечной точки причудливыми маршрутами, образно говоря, из Москвы в Караганду через Владивосток. Нередки сегодня и случаи дискриминационного налогообложения в целях защиты национального рынка. Например, в Беларуси сахар облагается НДС по повышенной ставке 24 процента, тогда как стандартная - 18 процентов.
Кроме того, имеются существенные расхождения в трактовке терминов "налогоплательщик НДС" и "налоговый агент", в установлении специальных налоговых режимов, в принципах постановки на учет и методах исчисления налогового вычета. К примеру, в Казахстане и Кыргызстане компании, не имеющие филиалов и постоянных представительств в государстве импорта, плательщиками НДС не являются, в этих странах основанием для регистрации фирмы в качестве налогового резидента выступает достижение определенных объемов выручки, тогда как в России и Беларуси действует общий режим постановки на налоговый учет. Также различаются сроки возмещения НДС: если в РФ это 180 дней со дня подписания акта проверки налоговой службой, то в Республике Таджикистан - 120, а в Республике Беларусь - 60. Кроме того, в Беларуси наряду с унифицированным набором документов на возмещение НДС необходимо предъявить свидетельство о помещении товара под таможенный режим, в ряде других стран требуется грузовая декларация не только страны импорта, но и экспорта.
Не урегулированы до конца и вопросы перемещения товаров и услуг между головной организацией и филиалом, расположенным в другом государстве ТС. С точки зрения гражданского законодательства они являются одним юридическим лицом, но с позиции Налогового кодекса филиал - самостоятельный налогоплательщик. Возникает ли в этом случае экспорт? Если да, то этот факт нужно подтверждать контрактом, однако владельцам компаний кажется абсурдным заключать договоры со своими же представительствами. А при отсутствии этого документа претендовать на возмещение НДС невозможно.
Чтобы избежать таких экономических недоразумений, участники конгресса предложили разработать и утвердить перечень работ, которые будут облагаться по нулевой ставке или вообще освобождаться от НДС в границах ЕврАзЭС, а также порядок компенсации убытков в случаях двойного налогообложения. Скорее всего, в льготный список войдут: торговля ценными бумагами, банковские операции, оборот валюты, реализация социально значимых товаров и услуг. Уплата НДС предполагается по месту назначения: в той стране, где оказывается услуга или куда поставляется товар.
Темы: НДС  Таможня. Таможенные платежи и пошлины  
- 02.10.2023 Ставка НДС на гамбургеры увеличилась до 20%
- 02.10.2023 В Госдуме хотят установить льготную ставку НДС для семян для посевного материала
- 28.09.2023 В ЕЭК утвердили электронные услуги, облагаемые НДС по стране покупателя
- 21.09.2023 Минфин хочет обложить товары российского экспорта новыми пошлинами
- 12.09.2023 Минэнерго хочет ввести ограничения на «серый» экспорт
- 09.09.2023 Пошлину на экспорт российской пшеницы увеличат с 13 сентября
- 25.09.2023 КПП в реквизитах организации: как расшифровать
- 21.06.2023 Госдума приняла в I чтении законопроект о комплексных изменениях в налоговой сфере
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.10.2015 В ГК РФ прямо укажут, что долги по таможенным платежам списывают со счета в третью очередь
- 19.06.2014 Могут сократить количество документов, подаваемых при включении лиц в таможенные реестры
- 09.06.2014 Теперь Правительство РФ может уменьшить норму беспошлинного ввоза товаров почтой
- 01.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штрафы, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и завышении расходов по налогу на прибыль организаций по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: требование удовлетворено в части начисления пени по НДС и налогу на прибыль, поскольку в спорный период установлен мораторий на начисление санкций. В остальной част
- 01.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные документы в совокупности подтверждают реальность совершенных хозяйственных операций, действительное исполнение договоров налогоплательщиком и его контрагентами.
- 01.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС, а также о завышении убытков.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказан факт создания налогоплательщиком формального документооборота в отсутствие реальных хозяйственных отношений с контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выг
- 03.07.2023
Общество указывало
на отказ таможенного органа во внесении изменений (дополнений) в таможенные декларации и на невозврат таможенных платежей, излишне взысканных в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество нормативно и документально обосновало применение первого метода определения таможенной стоимости спорного товара.
- 29.05.2023
Общество ссылается
на неправомерный отказ в предоставлении льготы по уплате НДС при ввозе товара, являющегося изделием медицинского назначения (бикарбонатный картридж).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не соблюдены условия для целей освобождения товара от уплаты НДС.
- 24.05.2023
Таможенный орган,
установив, что НДС за уплату лицензионных платежей обществом в структуру таможенной стоимости задекларированных товаров не включен, вынес оспариваемое решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как общество в представленной декларации не заявило сведения об использовании отложенного определения таможенной
- 03.10.2023 Письмо Минфина России от 17.08.2022 г. № 27-01-21/80226
- 02.10.2023 Письмо Минфина России от 29.07.2022 г. № 27-01-25/73445
- 25.09.2023 Письмо Минфина России от 15.08.2023 г. № 03-07-13/1/76652
- 02.10.2023 Письмо Минфина России от 25.05.2023 г. № 27-01-21/47986
- 29.09.2023 Письмо Минфина России от 11.11.2023 г. № 27-01-20/75766
- 26.09.2023 Письмо Минфина России от 03.11.2020 г. № 27-02-10/95730
Комментарии