Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налогоплательщики узнали о своих забытых счетах. Что делать?

Налогоплательщики узнали о своих забытых счетах. Что делать?

Банковская тайна становится тайной налоговой

29.03.2021

Буквально недавно — 17 марта — «Российская газета» сообщила о том, что Федеральная налоговая служба получила расширенный доступ к банковской тайне, но при этом полученный доступ не затронет добросовестных граждан. По новым правилам, как сообщало издание, ФНС сможет запрашивать у кредитных учреждений копии ряда документов: паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение денежными средствами, договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также карточек с образцами подписей и оттиска печатей. Ответ на запрос банки должны будут предоставить в течение трех дней со дня получения запроса. Это также касается информации о бенефициарных владельцах, представителях клиента, выгодоприобретателях или об отдельных операциях за определенный период. Таким образом, уточняет газета, в службе рассчитывают повысить эффективность риск-ориентированного подхода при проведении контроля. В налоговой службе также отметили, что закон не предусматривает непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах, вкладах физлиц.

Между тем, заметим, на самом деле, так называемые новые правила не такие уж и новые, разве что предполагают возможность истребовать более детальные, конкретные документы, так как прежние правила, в соответствии с которыми банки также предоставляли налоговым органам сведения, в принципе содержали сведения о паспортных данных тех же владельцев банковских счетов. Собственно, короткой строкой газета и отмечает, что и раньше налоговики могли получать данные о счетах и вкладах клиентов банков в рамках проверок, а режим получения вышеперечисленных сведений останется прежним: только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок. Добавим также и то, что в августе прошлого года в интернет-пространстве были единичные упоминания, причем размещенные налоговиками Ставропольского края, о том, что теперь информация о наличии банковских счетов физлиц отражается в их «личных кабинетах налогоплательщиков». «Сведения о банковских счетах» размещаются в разделе «Профиль» налогоплательщика. В данном разделе указаны: наименования банков, номера банковских счетов, даты их открытия/закрытия и виды таких счетов: накопительные или текущие, к которым, например, могут быть привязаны пластиковые карты. Код валюты счета (вклада), несмотря на наличие у банков в соответствии с приказом ФНС обязанности его передавать, в личном кабинете налогоплательщика не отражается. Как и не указываются суммы средств, размещаемые на счетах. Под «сведениями о банковских счетах» есть небольшое примечание, в котором ФНС обращает внимание налогоплательщиков на то, что «сведения о счетах (вкладах) физических лиц передаются банками в налоговые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физическими лицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают».

Так что по сути, так сказать, сегодняшний доступ ФНС к банковской тайне существует уже давно. Поэтому утверждать и связывать этот факт именно с сегодняшним ростом интереса государства к доходам и расходам граждан или бизнеса, не приходится. Сейчас лишь один свежий приказ ФНС от 28.05.2020 № ЕД-7−14/354@ «Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу, предусмотренных пунктом 11 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме», зарегистрированный Минюстом России 3 июля 2020 г. № 58 831 и вступивший в силу с 6 января 2021 года, сменил ранее действовавший приказ ФНС от 23.05.2014 № ММВ-7−14/292@ «Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа». По большому счету суть этих приказов осталась прежней. И, как и отмечает ФНС, добросовестным налогоплательщикам, не участвующим в сомнительных схемах, например, по выводу средств или уходу от налогов через цепочку посредников, ничто не угрожает. Ну а, если уж у ФНС появятся подозрения по тем или иным лицам, то банки вряд ли смогут отказать в получении полной истребуемой службой информации, что, судя по всему, наделяет налоговые органы некими дополнительными функциями, ранее присущими только специальным силовым подразделениям, противостоящих экономическим преступлениям. Ну, а иначе же, без получения таких функций, невозможно эффективно и своевременно взыскивать полагающиеся к уплате налоги.

К слову, если обратиться к судебной практике, то она отчетливо демонстрирует то, что если ФНС необходимо будет добыть банковские сведения, то служба их добудет, при этом банковская тайна в этом случае сменяется тайной налоговой. Так, например, еще в далеком 2011 году было постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 года № 5355/11, которым оставлялось без изменения постановление арбитражного апелляционного суда, в свою очередь которым решение одной из межрегиональных налоговых инспекций, привлекшей к ответственности в виде штрафа один из банков, было признано недействительным. Речь шла о том, что налоговая инспекция в рамках проверки одного налогоплательщика (организации) требовала от банка предоставить документы, в том числе и по другой организации, являющейся подрядчиком (контрагентом) проверяемого налогоплательщика. Банк же в предоставлении налоговикам сведений по контрагенту отказал и Высший арбитражный суд в итоге указал на отсутствие в действиях банка состава правонарушения. С тех пор утекло много воды, собственно, как мы знаем, утекло и много денег в те же офшоры. Теперь же банки обязаны по требованию налоговых органов в рамках проводимых проверок (!), предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация). Причем этот абзац был введен в действии еще Федеральным законом от 03.07.2016 № 240-ФЗ.

Позднее также в решении ФНС от 12 апреля 2018 года № СА-4−9/7037@ «О правомерности отказа в представлении Банком документов и информации в отношении контрагентов по требованиям налогового органа», в котором указывалось, что некое АО обратилось с жалобой на решения Межрегиональной инспекции ФНС о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, где речь также шла об отказе банка предоставлять сведения, в частности, по контрагентам проверяемой организации, Федеральная налоговая служба, указывая на правомерность такого решения, в том числе отмечала, что «согласно пункту 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел, связанных с оспариванием банками действий налоговых органов по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимо учитывать, что возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены Кодексом для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 Кодекса». Так же в указанном решении ФНС сообщалось, что в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленных в данном пункте. В свою очередь, из пункта 2 статьи 102 Кодекса следует, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. «Таким образом, согласно статье 102 Кодекса полученные сведения о налогоплательщике, в том числе от Банка, являются налоговой тайной, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа», — следует из материалов решения ФНС от 12 апреля 2018 года № СА-4−9/7037@. Это к слову о том, как банковская тайна получает статус другой тайны — налоговой.

Что же касается данных, размещаемых в «личных налоговых кабинетах», где концентрируются личные данные о доходах, имуществе и банковских счетах, то еще раз заметим, размещаются лишь данные о банках и номерах счетов, открытых или закрытых в конкретные даты. Сведений о суммах денежных средств, размещаемых на этих счетах, или иных активах, в этих данных не отражается. Более того, как следует из законодательства, доступ к сведениям о тех же остатках на счетах налоговые органы могут получать только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС в рамках проверок. Пока у налогоплательщиков, судя по разговорам в форумах на интернет-площадках, чаще возникает недоумение о наличии каких-то у них застарелых банковских счетов, о которых и думать, и помнить забыли. Некоторые интернет-пользователи и вовсе удивляются, откуда у них столько счетов. Кто-то даже предположил, что менеджеры банков сами открывали счета клиентам ради бонусов за выпуск карт. Кто-то готов бежать в указанные в налоговом кабинете банки наводить порядок — закрывать неиспользуемые счета. Кстати, ФНС тоже обращает внимание налогоплательщиков на то, что в случае отсутствия сведений о счете, либо несоответствия информации о счете с имеющейся у вас, необходимо обращаться непосредственно в банк. Вопросами по поводу утечки в открытый доступ или в руки мошенников из личных кабинетов ФНС размещаемых данных, интернет-пользователи не задаются. Возможно потому, что данных о располагаемых на счетах суммах в личных кабинетах и не указывается, как и не владеют ими налоговые органы, за исключением отдельных вышеописанных случаев.

ИА REGNUM

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 18.10.2021  

    Налоговый орган в связи с неисполнением требования об оплате налоговых платежей в добровольном порядке принял решения об их взыскании за счет имущества налогоплательщика, электронных денежных средств и средств на счетах в банках. Приостановлены операции по банковским счетам, переводы электронных денежных средств.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку произведенные налоговым органом начислен

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »