Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Правила ведения нумерации счетов-фактур

Правила ведения нумерации счетов-фактур

Можно ли вести параллельно несколько реестров с разными префиксами?

08.05.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Ответ прошел контроль качества

В организации ведется сквозная нумерация счетов-фактур. Это закреплено учетной политикой. Также в учетной политике прописано, что по отдельным партнерам ведется сквозная нумерация счетов-фактур с добавлением префикса. Например: Обычные счета-фактуры - 1, 2, 3, 4 и т.д.; с префиксом - G1, G2 и т.д.

Таким образом, ведутся параллельные реестры со сквозной нумерацией.

Нарушаются ли правила ведения нумерации счетов-фактур? Можно ли вести параллельно несколько реестров с разными префиксами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Налогоплательщик имеет право самостоятельно установить порядок (способ) присвоения номеров счетам-фактурам исходя из особенностей своей финансово-хозяйственной деятельности и с учетом фактически сложившегося порядка оформления первичных документов (в том числе применения символов), закрепив его в учетной политике для целей налогообложения.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

В п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ приведен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре.

В частности, в числе обязательных реквизитов счета-фактуры, выставляемого налогоплательщиком как при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, так и при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотрены порядковый номер счета-фактуры и дата его составления (пп. 1 п. 5, пп. 1 п. 5.1, пп.пп. 1 и 2 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Как указано в п. 2 ст. 169 НК РФ, счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при условии выполнения требований, установленных п.п. 5, 5.1 и 6 этой статьи; корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.

При этом ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Формы счетов-фактур и порядок их заполнения, а также правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).

В соответствии с пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 1137, в строке 1 счета-фактуры указываются порядковый номер и дата составления счета-фактуры.

Отметим, что особый порядок нумерации выставленных счетов-фактур предусмотрен для организаций, реализующих товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, для участников товарищества и доверительных управляющих, для посредников (комиссионеров и агентов).

Таким образом, требования налогового законодательства в части нумерации счетов-фактур, выставляемых организациями как при отгрузке товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, так и при получении предоплаты в иных случаях (не относящихся к вышеуказанным), сводятся к наличию в выставленных счетах-фактурах порядкового номера и даты их составления. Каких-либо иных требований, касающихся порядка (способа) нумерации счетов-фактур, выставленных такими организациями, ни НК РФ, ни Постановление N 1137 (как и действовавшее ранее постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, далее - Постановление N 914) не содержат.

Ранее представители налоговых органов по данному вопросу ограничивались разъяснениями, что нумерация счетов-фактур должна производиться организацией в порядке возрастания номеров в целом по организации (письмо ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-04/1166/13@, разъяснения к письму ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, письмо МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404). При этом специалисты налогового ведомства указывали, что порядок оформления счетов-фактур должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения. Однако в приведенных письмах разъяснения были даны для организаций, имеющих обособленные подразделения, и в которых счета-фактуры выставляются как головной организацией, так и от имени организации обособленными подразделениями.

Специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 26.01.2007 N 19-11/06924, отвечая на вопрос налогоплательщика о правомерности использования в порядковых номерах счетов-фактур буквенных обозначений, констатировали, что кроме требований, установленных ст. 169 НК РФ и Постановлением N 914, иного порядка оформления счетов-фактур налоговым законодательством не предусмотрено.

Учитывая, что Постановление N 1137 (как и ранее действовавшее Постановление N 914) в части нумерации счетов-фактур, выставленных организациями, не реализующими товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, не относящиеся к участникам товарищества или доверительным управляющим, не приобретающих и не реализующим что-либо с участием посредника, никаких специальных положений не содержит, полагаем, что приведенное выше мнение налоговых органов актуально и в настоящее время.

Таким образом, счета-фактуры должны быть пронумерованы в общем хронологическом порядке, при этом указание в счете-фактуре дополнительной информации (как, например, дополнение номера счета-фактуры буквенным или символьным обозначением), приводящей фактически к существованию в рамках одной организации нескольких реестров счетов-фактур, не запрещается ни нормами НК РФ, ни Постановлением N 1137 (письма Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-09/118 и от 09.02.2012 N 03-07-15/17, а также письмо ФНС России от 26.01.2012 N ЕД-4-3/1193 и ответ УФНС РФ по Орловской области на вопрос: Является ли указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных продавцом покупателю?).

Подчеркнем, что наличие в одной организации нескольких реестров счетов-фактур Постановление N 1137 закрепляет за организациями, имеющими обособленные подразделения. В то же время, исходя из ст. 143 НК РФ, обособленное подразделение никогда не является плательщиком НДС, им в любом случае признается сама организация.

Что касается арбитражной практики, то судьи считают, что порядок присвоения номеров счетам-фактурам законодательством не установлен (смотрите, например, постановления Девятого ААС от 22.11.2011 N 09АП-28204/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2008 N А19-15303/05-20-Ф02-5114/08, ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08).

В отношении вопроса правомерности применения вычетов сумм НДС при нестандартной нумерации счетов-фактур судами отмечено, что в пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ содержатся требования к наличию номера, но не к порядку нумерации и допущенное налогоплательщиком нарушение порядка нумерации счетов-фактур само по себе не может являться основанием для отказа в вычете сумм НДС (смотрите, например, решение АС Свердловской области от 20.07.2011 N А60-11248/2011, постановления ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08, ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А28-9751/2004-433/11).

Наличие арбитражной практики по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что налоговые органы неоднозначно относятся к нестандартному порядку нумерации счетов-фактур, но суды по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков. Особенно актуально данное обстоятельство для налогоплательщиков-покупателей.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве норм, которые бы устанавливали конкретные правила нумерации счетов-фактур, налогоплательщик, по нашему мнению, имеет право самостоятельно установить порядок (способ) присвоения номеров счетам-фактурам исходя из особенностей своей финансово-хозяйственной деятельности и с учетом фактически сложившегося порядка оформления первичных документов (в том числе применение букв или символов), закрепив его в учетной политике для целей налогообложения.

Обращаем Ваше внимание, что налоговым законодательством не установлены штрафные санкции за нарушение нумерации выставленных счетов-фактур. Ответственность, предусмотренная ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в данном случае не применяется, так как под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается только отсутствие счетов-фактур.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации счета-фактуры организацией выставляются, основания для привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ отсутствуют (смотрите, например, информацию УФНС России по Челябинской области от 30.11.2011 "Прямая линия": НДС").

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться