Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Покупка автомобиля по системе trade-in: порядок вычета НДС

Покупка автомобиля по системе trade-in: порядок вычета НДС

При реализации автосалону подержанного автомобиля организация определяет сумму НДС к уплате в бюджет по общим правилам

01.10.2018
Российский налоговый портал

Организация собирается продать автомобиль по системе trade-in автосалону и купить новый. Покупка автомобиля по системе trade-in (далее кратко - трейд-ин) осуществляется путем оформления двух договоров купли-продажи - на продажу автосалону подержанного автомобиля и на покупку организацией нового.

Автосалон находится на общей системе налогообложения, выдает счета-фактуры с НДС.

При этом есть информация, что автосалон при последующей продаже автомобиля "схемным" образом обходит уплату НДС.

Сможет ли организация в такой ситуации предъявить уплаченный автосалону НДС к вычету?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В анализируемой ситуации организация имеет право произвести налоговый вычет "входного" НДС при соблюдении указанных в НК РФ условий.

Обоснование вывода:

В дальнейшем мы будем исходить из того, что Ваша организация использует приобретенный автомобиль в облагаемой НДС деятельности.

При реализации автосалону подержанного автомобиля налогоплательщик (организация) определяет сумму НДС к уплате в бюджет по общим правилам, установленным главой 21 НК РФ.

При покупке нового автомобиля организация имеет право осуществить налоговый вычет "входного" НДС при соблюдении перечисленных ниже условий.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Применение налоговых вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям. Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС, если одновременно выполняются следующие условия:

- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Иных условий для использования вычетов по НДС законодательством не установлено. Также в НК РФ отсутствуют особенности налогообложения для операций покупки новой техники с зачетом стоимости старой (трейд-ин).

Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет право произвести налоговый вычет "входного" НДС при соблюдении указанных выше условий. Как мы поняли из вопроса, в данном случае все условия соблюдаются.

Полагаем, что причиной возникновения по поводу возможности налогового вычета являются опасения, что налоговый орган может найти в рассматриваемом случае получение необоснованной налоговой выгоды.

Отметим, что по операции продажи автосалону подержанного автомобиля мы не видим повода для сомнений. Для организации эта операция является облагаемой НДС, и в случае выставления автосалону счета-фактуры с выделенной суммой НДС и начисления налога в бюджет организация выполнит все обязанности, установленные НК РФ. Дальнейшая судьба подержанного автомобиля и проблемы обложения НДС его последующей реализации касаются только автосалона.

Единственный риск, который мы можем предположить в анализируемой ситуации, - возможность того, что автосалон, выставивший организации счет-фактуру с НДС, на самом деле не является плательщиком НДС. Однако данное предположение противоречит полученным нами разъяснениям к вопросу.

Но даже если представить, что автосалон необоснованно включил в счет-фактуру сумму НДС, материалы судебной практики говорят, что и в этом случае организация сможет принять "входной" НДС к вычету (п. 25 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2018) (утвержден Президиумом ВС РФ 28.03.2018), определения Верховного Суда РФ от 27.11.2017 N 307-КГ17-12461, от 24.10.2016 N 305-КГ16-6640, N 305-КГ16-8642, N 305-КГ16-7096, постановления Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06; определения ВАС РФ от 13.02.2009 N ВАС-535/09, от 19.09.2008 N 11863/08 и др.).

Суды в своих решениях, в частности, указывают на следующее:

- у продавца, хотя и применяющего УСН, но выставившего покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, возникает обязанность по уплате налога в бюджет, а у покупателя возникает право на применение налогового вычета (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 N Ф05-10455/12);

- нормы главы 21 НК РФ не предусматривают возможность отказа в принятии сумм НДС к вычету в случае отсутствия у поставщика обязанности по уплате налога, а в силу п. 5 ст. 173 НК РФ продавец товара, не являющийся налогоплательщиком, но получивший суммы НДС от покупателя, обязан уплатить их в бюджет. Применение спецрежима поставщиком не влияет на право покупателя на применение вычета по НДС, предъявленного поставщиком в счетах-фактурах, учитывая, что покупатель реально понес затраты в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика на оплату начисленных им сумм налога (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.06.2012 N Ф08-2638/12, от 28.10.2010 N А32-2914/2010);

- поскольку контрагент, выставив счет-фактуру с НДС, на основании п. 5 ст. 173 НК РФ должен уплатить предъявленную в счете-фактуре сумму налога в бюджет, налогоплательщик, оплатив стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, вправе заявить сумму налога к вычету (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2016 N Ф02-2405/16 по делу N А78-2859/2015, ФАС Московского округа от 18.07.2011 N Ф05-6483/11, от 31.03.2010 N КА-А40/2818-10, ФАС Центрального округа от 31.03.2011 N А35-5307/2010);

- приобретение товара у контрагента, применяющего УСН, не является основанием для отказа покупателю в применении налоговых вычетов при условии добросовестности его действий и наличии оснований для применения налогового вычета (постановления ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N Ф06-6858/12, ФАС Уральского округа от 19.01.2012 N Ф09-8700/11, ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 N А05-9040/2007);

- НК РФ не вменяет в обязанность налогоплательщикам НДС выяснять, какую систему налогообложения применяют продавцы приобретаемых ими товаров (работ, услуг). При решении вопроса о принятии к вычету НДС налогоплательщик обязан руководствоваться положениями статей 171 и 172 НК РФ, в том числе документами, фактически полученными им от продавца товаров (работ, услуг) (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2010 N А45-25527/2009, от 16.04.2009 N Ф04-2122/2009(4284-А27-25), от 20.10.2008 N Ф04-6355/2008(13769-А46-14));

- ошибочное указание операции как подлежащей налогообложению по ставке 18% вместо 0% не может быть признано основанием для отказа в налоговом вычете (определение Верховного Суда РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263).

В постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2014 N 17-П разъяснено, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу п. 5 ст. 173 НК РФ возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно п. 1 ст. 169 НК РФ, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в нем сумм НДС к вычету (смотрите также определение КС РФ от 29.03.2016 N 460-О).

Заметим, что иногда суды выносят решения и в пользу налоговых органов. Однако такие решения обосновываются тем, что спорные контрагенты по месту регистрации не находятся; зарегистрированы по месту массовой регистрации; руководители и учредители спорных контрагентов являются массовыми, численность работников минимальная; суммы налогов к уплате минимальные; движение по счетам носит транзитный характер; основные средства, транспортные средства отсутствуют, документы содержат недостоверную информацию, а действия налогоплательщика направлены на создание видимости осуществления хозяйственных отношений, целью которых является неправомерное уменьшение налоговых обязательств (постановления АС Уральского округа от 05.12.2016 N Ф09-10330/16 по делу N А50-28591/2015, от 13.10.2016 N Ф09-8940/16 по делу N А60-60315/2015, постановление АС Северо-Западного округа от 11.10.2016 N Ф07-8348/2016 по делу N А21-1747/2013, постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.07.2016 N Ф08-4724/2016 по делу N А53-20718/2015). Также основанием может быть наличие схемы незаконного возмещения НДС, созданной аффилированными лицами (определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу А40-87379/2014).

Однако из вопроса и пояснений к нему не вытекает наличие взаимозависимости между организацией и автосалоном, при этом деятельность автосалона явно носит реальный характер.

В этих условиях мы не усматриваем налоговых рисков при осуществлении вычета "входного" НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться