Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Федеральный закон N192-ФЗ: изменения в порядке применение ККТ

Федеральный закон N192-ФЗ: изменения в порядке применение ККТ

03.07.2018 вступили в силу существенные поправки, внесенные в Закон № 54-ФЗ[1] Законом № 192-ФЗ[2] . В статье мы рассмотрим изменения в порядке применения ККТ, наиболее актуальные для учреждений здравоохранения

18.09.2018
Автор: Репин А., эксперт журнала

Общие положения.

Во-первых, отметим, что Закон № 192-ФЗ переименовал Закон № 54-ФЗ, и теперь его название выглядит следующим образом: «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Во-вторых, введены новые понятия: бенефициарный владелец, версия модели ККТ, выгодоприобретатель. Под версией модели ККТ понимается модель ККТ, имеющая уникальный для своего наименования номер версии, присвоенный ее изготовителем. Выгодоприобретатель – лицо, которое не является непосредственно руководителем, главным бухгалтером, членом коллегиального исполнительного органа или учредителем организации, к выгоде которого действуют указанные лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом организации.

Кроме того, Закон № 192-ФЗ ввел новое определение термина «расчеты». Теперь под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В понятие «расчеты» также входят:

  • прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
  • зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Правила применения ККТ.

Сфера применения ККТ. Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом. Закон № 192-ФЗ добавил уточнение, что ККТ в обязательном порядке должна быть внесена в реестр ККТ.

Выдача чека при оказании отдельных видов услуг. Исходя из п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение здравоохранения обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Теперь уточнено, что при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, упомянутые в ст. 174.2 НК РФ, а также за иные услуги, определенные Правительством РФ, учреждение может сформировать один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или иной продолжительности, установленной законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

При осуществлении указанных в п. 5 и 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме, учреждения вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности).

Порядок выдачи чека. Согласно новой редакции п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ учреждения при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом пользователь может не печатать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе.

Закон № 192-ФЗ уточнил, что при расчетах (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) кассовый чек или БСО может не выдаваться в случае (п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
  • осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для выдачи данного товара, при условии отображения при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода. QR-код должен позволять покупателю осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО), а структура его данных должна включать в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа.

Заметим, что в указанных случаях можно применять ККТ (за исключением ККТ, которая не работает в онлайн-режиме) вне корпуса автоматического устройства. При этом ККТ должна иметь легко читаемый заводской номер, нанесенный в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки ККТ.

Если учреждение не подпадает под приведенные выше условия при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем, то он обязан обеспечить передачу покупателю кассового чека (БСО) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в электронной форме – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара;
  • на бумажном носителе – вместе с товаром (если в электронной форме не направляется);
  • на бумажном носителе – при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем в случае расчетов за работы и услуги без направления в электронной форме.

Применение ККТ в отдаленных от сетей связи местностях. Теперь к таким местностям приравнены территории военных объектов, объектов органов ФСБ, органов государственной охраны, органов внешней разведки. На указанных территориях можно не передавать данные ККТ в онлайн-режиме.

Безналичные расчеты между организациями. Как мы видим из нового определения, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств за товары, работы, услуги как в наличном, так и в безналичном порядке. Исходя из данного определения применять ККТ необходимо при всех случаях безналичных переводов, в том числе и между организациями. Однако Закон № 192-ФЗ уточнил, что ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ при использовании торговых автоматов. Закон № 192-ФЗ расширил перечень случаев неприменения ККТ, включив в него использование автоматических устройств для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой ЦБ РФ, кроме автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей). К таким автоматическим устройствам можно отнести торговые автоматы по продаже бахил, не использующие в своей работе электрическую энергию.

Применение ККТ библиотеками. Согласно п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками РАН, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом. Перечень таких услуг утверждается Правительством РФ.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ.

Напомним, что ККТ в обязательном порядке должна быть поставлена на регистрационный учет в налоговом органе.

Перечень сведений, указываемых в заявлении о регистрации ККТ. Согласно новой редакции п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование учреждения;
  • ИНН учреждения;
  • адрес и место установки (применения) ККТ;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели ККТ;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности);
  • сведения о применении регистрируемой ККТ только при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования только при осуществлении таких расчетов);
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр (в случае регистрации ККТ, предназначенной для использования при осуществлении такой деятельности);
  • сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Дата регистрации, перерегистрации, снятия с регистрационного учета ККТ. Датой регистрации, перерегистрации, снятия с регистрационного учета ККТ считается дата формирования налоговым органом соответствующей карточки. Законом № 192-ФЗ уточнено, что карточки будут выдаваться налоговым органом в течение 10 (а не 5, как было ранее) рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления. Также уточнено, что датой снятия ККТ налоговым органом с регистрационного учета при ее снятии с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение 5 рабочих дней с даты снятия налоговым органом ККТ с учета в одностороннем порядке.

Согласно п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ в случае перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя или снятия ККТ с регистрационного учета пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ККТ с регистрационного учета. Данные сведения могут не передаваться в налоговый орган в случае утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, хищения ККТ или в случае поломки фискального накопителя вследствие заводского брака, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти накопителя, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя. Факт поломки фискального накопителя вследствие заводского брака должен быть документально подтвержден изготовителем ального накопителя.

Снятие ККТ с учета в одностороннем порядке. Согласно внесенным изменениям ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности учреждения (п. 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Кроме того, налоговый орган вправе снять с регистрационного учета ККТ в одностороннем порядке без заявления пользователя при выявлении ККТ, не соответствующей требованиям законодательства РФ (п. 15 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). В таком случае учреждение обязано в течение 30 календарных дней с даты снятия ККТ с регистрационного учета предоставить в налоговый орган фискальный накопитель для считывания содержащихся в нем фискальных данных.

Необходимо отметить, что при снятии ККТ с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой ККТ с регистрационного учета по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе и при наличии факта поломки фискального накопителя учреждение предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения экспертизы. Учреждение в течение 60 календарных дней с даты снятия налоговыми органами ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке без его заявления о снятии такой ККТ с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя представляет в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае если изготовителем накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного накопителя.

Поломка фискального накопителя. Законом № 192-ФЗ уточнено, что в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя учреждение предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.

Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в отношении ККТ, в составе которой применялся такой накопитель.

Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти накопителя.

Учреждение в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявления о снятии ККТ с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае если изготовителем накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного накопителя.

Законом № 192-ФЗ внесены изменения в требования, предъявляемые к ККТ (ст. 4 Закона № 54-ФЗ), а также требования, предъявляемые к фискальному накопителю.

Порядок и условия применения ККТ.

Согласно п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Законом № 192-ФЗ предусмотрено, что кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ.

Согласно п. 5.1, введенному в ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через ОФД всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через ОФД, и получения подтверждения в отношении всех этих фискальных документов.

Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности.

Уточнены отдельные реквизиты, которые должны быть включены в кассовый чек и БСО. В частности, предусмотрено, что цена товаров, работ, услуг обязательно должна указываться в валюте РФ. При указании формы расчета должно быть отражено, происходит оплата в наличном или в безналичном порядке. Кроме того, кассовый чек или БСО должны содержать QR-код. При осуществлении расчетов, упомянутых в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек должен содержать сведения о месте (адресе) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был осуществлен расчет.

Нельзя оставить без внимания изменения в требованиях к кассовому чеку (БСО), вступающие в силу с 01.07.2019. Согласно п. 6.1, который дополнит ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, кассовый чек или БСО, сформированные при осуществлении расчетов между организациями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
  • ИНН покупателя (клиента);
  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);
  • сумма акциза (если применимо);
  • регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • уточнено и расширено понятие «расчеты»;
  • установлены случаи, когда может быть сформирован один кассовый чек (БСО) вместо нескольких, а также определено, когда и как следует выдавать чеки при безналичной оплате;
  • уточнены случаи, когда учреждения вправе не применять ККТ;
  • установлено, что ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа.
  • предусмотрена возможность неприменения ККТ при использовании торговых автоматов по продаже бахил, работающих не на электрической энергии;
  • с 01.07.2019 кассовый чек должен быть дополнен новыми реквизитами.

[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Применение кассовых аппаратов
  • 14.01.2024  

    О признании незаконными постановления о привлечении заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники, представления.

    Итог: требование удовлетворено в части признания недействительным постановления, поскольку другим постановлением, в признании которого недействительным отказано, заявитель привлечен к ответственности в связи с совершением аналогичного правонар

  • 01.11.2023  

    Об отмене постановления налогового органа о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров и представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению, поскольку общество

  • 30.07.2023  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.


Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.

  • 03.05.2023  

    Определением частично удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу

  • 27.02.2023  

    Обществом было допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово


Вся судебная практика по этой теме »