Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Михаил Мишустин: работа с интернет-платформами дает обширную картину о налогоплательщиках

Михаил Мишустин: работа с интернет-платформами дает обширную картину о налогоплательщиках

На полях Восточного экономического форума — 2018 глава Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаил Мишустин рассказал ТАСС о сотрудничестве с крупными интернет-платформами, особенностях нового налогового режима для самозанятых и прозрачных отношениях с бизнесом.

14.09.2018
Автор: Лана Самарина, Ирина Мандрыкина

— Вы в своем выступлении на форуме упоминали, что ФНС сегодня имеет возможность активно использовать цифровизацию и массивы данных, которые образуются на таких платформах, как "Яндекс". Как и для чего ФНС может использовать Big Data, из каких источников?

 У нас есть 85-я статья Налогового кодекса, которая обязывает третьих лиц предоставлять нам определенные виды информации. В частности, это регистрирующие органы, такие как Росреестр, МВД и многие другие. Формирование внешних источников информации в соответствии с законом или в результате соглашений, которые мы подписываем, дает ФНС более обширную картину сведений о налогоплательщиках. Эту информацию мы используем в своей универсальной системе оценки рисков налогоплательщика. Профиль риска — это фактически цифровой аватар субъектов права, как физических, так и юридических лиц. Если говорить конкретно о "Яндексе" как об информационной платформе, об агрегаторе данных, то мы очень активно взаимодействуем с площадкой. Президент "Яндекса" Аркадий Волож — член нашего общественного совета. Мы регулярно пытаемся взаимодействовать с "Яндексом", в первую очередь чтобы облегчить все вопросы или издержки, связанные с взаимодействием с налоговой службой. Услуги налоговой службы сегодня практически полностью в цифровом виде — это все вопросы, связанные с урегулированием налоговых сборов, налоговых доходов физических лиц и юридических лиц.

— Какие услуги налоговой службы сегодня доступны в электронном виде?

 Абсолютно все вопросы можно решить посредством электронного общения с налоговой службой. В первую очередь через личный кабинет физического и юридического лица и индивидуального предпринимателя. Есть и еще 53 электронных сервиса, посредством которых налогоплательщик может решить любой вопрос, не приходя в налоговую физически.

Если говорить о критериях риска, то мы специально даем возможность налогоплательщику в личном кабинете сделать камеральную проверку по своим налоговым доходам. Если вам нечего скрывать и нет никаких проблем, то налоговая служба становится вашим партнером по бизнесу. Мы надеемся, что играем не только фискальную роль, но и стимулирующую и помогаем в простом и доступном виде построить взаимоотношения с бизнесом в цифровом виде.

— Если сейчас все уже услуги налоговой службы можно получить онлайн, то куда ведомство планирует двигаться дальше в плане цифровизации услуг? Какой KPI у вас? Может быть, связанный с увеличением скорости оказания услуг?

— Сегодня есть очень много вопросов, связанных с качеством данных, которые мы получаем. К большому сожалению, большие данные (Big Data), которые мы собираем о субъектах права и об объектах недвижимости, имеют свойство поступать к нам с ошибками. Разные бывают ошибки, начиная от размерности и заканчивая теми самыми ошибками, связанными с адресом или с информацией о кадастровой оценке объектов недвижимости. И здесь мы работаем очень серьезно над тем, чтобы налогоплательщику были доступны через личный кабинет возможности корректировки данных с помощью электронных отправлений. За последние три года скорость ответов на запросы увеличилась значительно и сократился процент ошибок. Мы подключили специальные колл-центры, куда можно позвонить и моментально получить ответ по любому вопросу. В эту декларационную кампанию буду просить ваше агентство проверить и сказать, каким будет время ожидания ответа на запрос.

 Минфин разработал специальный режим налогообложения для самозанятых и в рамках рассказа о нем упоминал, что сейчас у ФНС уже есть все возможности для того, чтобы видеть доходы граждан и выявлять людей, которые получают доходы от своей деятельности не по основному месту работы, частным образом. Это действительно так?

— Слово "самозанятые" должно определенным образом быть определено в Налоговом кодексе. Что такое самозанятые? Для меня в первую очередь это гражданин Российской Федерации, который не имеет работодателя, который осуществляет продажу услуг либо товаров, которые он сам произвел, без посредников и который имеет ограничение по обороту в год. На сегодняшний день обсуждалось между различными ведомствами, что это ограничение будет около 200 тыс. рублей в месяц. Сегодня самозанятый не отличается от обычного гражданина Российской Федерации, от физического лица, который получил доход, обязан его декларировать и платить 13%. Налог на самозанятых, как его иногда называют, — это не новый налог! Это новый налоговый режим, который позволит снизить налоговое бремя и платить не 13%, а всего 4%. Сегодня статус индивидуального предпринимателя, который использует упрощенную систему налогообложения и ставку 6% с оборота, предполагает в конце года оплату более 30 тыс. страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. В режиме для самозанятых не будет такой обязанности. Единственное, что будет входить автоматически в 4%, — это взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). По поводу отчислений в Пенсионный фонд, человек будет выбирать сам — будет ли он получать минимальную социальную пенсию, либо он будет получать базовую пенсию и тогда платить соответствующие страховые платежи, либо он будет использовать индивидуальный пенсионный капитал. Принимать решение самозанятый будет самостоятельно. Это в первую очередь снижение административного давления на наших граждан. На тему актуальности вопроса могу привести такие цифры: из 82 млн работоспособных граждан Российской Федерации официально работают и платят  соцвзносы примерно 52 млн. Мы видим это через 2-НДФЛ, через уплату страховых взносов. Я надеюсь, что переход на этот режим произойдет удобно и комфортно, что не нужно будет ходить, регистрироваться, заполнять налоговые декларации и специальные формы, а делать все это через мобильное приложение.

 Мобильное приложение для самозанятых будет аналогом личного кабинета налогоплательщика?

— В первую очередь мобильное приложение будет иметь интерфейс для регистрации, не требующей визита в налоговую службу. Вы можете сканировать свой паспорт, сфотографироваться, и все — буквально несколько минут. ФНС очень серьезно занимается пилотным проектом. В январе мы вам покажем это мобильное приложение в пилотном проекте, который будет запущен вначале в четырех регионах — Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан. Также к приложению можно привязать банковскую карточку для еще более легкой оплаты. Мы сейчас работаем над тем, чтобы можно было использовать карту любого банка. Списывать налоговый платеж нужно будет раз в месяц. Человек может выбрать, кстати, и режим, по которому он раз в месяц также будет сам платить, по своей воле, страховые платежи.

Это среда доверия налогоплательщика с налоговым органом, где он показывает свои доходы и сразу же видит, сколько снимается средств с его налогового счета. Более того, я скажу вам, что мы сегодня обсуждаем возможность депозита, налогового кредита от государства, который вначале будет у каждого налогоплательщика для того, чтобы научиться этим пользоваться, и видеть, как это все происходит.

 Как будет проходить оплата налога в случае, если самозанятый ищет клиентов через агрегаторы, например, такси? Будете ли вы с ними сотрудничать?

— Мы недавно собрали всех основных игроков этого рынка — You Do, "Яндекс.Такси", "Профи.ру" и многих других — и разговаривали с ними на тему того, как они сами видят взаимодействие с налоговой службой. Они подтвердили, что они не хотят каких-то историй, связанных с агрессивным уклонением от уплаты налогов. Когда агрегатор оказывает такую услугу для человека, получающего заказ, и берет с него процент от дохода, то он становится агентом для налоговой службы. Точно так же, как компания становится налоговым агентом по уплате НДФЛ за своего работника и перечисляет за него страховые взносы и налоги на доходы физических лиц. Агрегаторы тоже должны этим заниматься. Мы всем предложили открытую платформу, IP-протокол или IP-платформу, на которой мы сможем работать. В частности, если человек хочет стать в будущем участником системы "Яндекс.Такси", он должен будет зарегистрироваться у нас в качестве самозанятого. Система его распознает, и будет гораздо проще зарегистрироваться в системе "Яндекс.Такси" — ему нужно будет только ввести номер удостоверения водителя.

 А платить налоги за него будет все-таки "Яндекс.Такси" или он сам?

— Мы обсуждаем оба режима. Человек может выбрать режим, когда он сам платит либо за него это делает агрегатор. Мы будем поддерживать все возможные варианты взаимодействия с теми, у кого технологическая платформа более развита. Мы хотим, чтобы людям это было минимально накладно. Следующий шаг — это активнейшее участие агрегаторов в пилоте. Мы хотим, чтобы они были не просто активными участниками, а чтобы они, наращивая свои услуги, генерировали нам в этом смысле достоверную информацию по налогоплательщикам. И надеюсь, что на сегодняшний день те тенденции, которые есть в росте компаний-агрегаторов, также будут способствовать росту регистрации самозанятых и построению прозрачных отношений с нашим государством.

 Эти площадки должны предоставить вам свои предложения по форматам сотрудничества и технической реализации?

— У нас есть постоянная рабочая группа, в рамках которой мы с ними работаем. Как только мы начнем пилот, то начнем с ними отрабатывать все возможные режимы. Я сторонник очень аккуратно и осторожно все взвесить, для того чтобы потом запускать такой режим на всю страну. Мы ровно так поступили с ККТ. Ведь было очень непросто внедрить по всей стране контрольно-кассовую технику онлайн. И мы взяли четыре региона, в которых опробовали. Поставили около 4 тыс. кассовых аппаратов вначале и посмотрели все режимы, все возможности. Точно так же мы хотим сделать и здесь — посмотреть, каким образом агрегаторам будет удобно использовать нашу информацию, каким образом нашим гражданам будет удобно регистрироваться и так далее.

 Сейчас Минфин и ФНС предлагают для самозанятых, по сути, очень выгодный, льготный режим налогообложения — 4%. Будете ли вы одновременно усиливать меры контроля?

— В законопроекте предполагаются в том числе и серьезные штрафы, рассматриваются варианты штрафов до объема выручки. Этот вопрос законодатели еще будут обсуждать. Если человек не заплатил то, что положено, — будет штраф. Проверить это можно просто, даже онлайн.  В том числе можно делать контрольные закупки. В данный момент мы не рассматриваем варианты каких-то специальных проверок. Мы хотим посмотреть сначала год, что даст пилот, а потом уже думать о методах контроля.

 Михаил Владимирович, вы затронули тему ККТ — давайте подведем итоги внедрения?

— У нас на сегодняшний день контрольно-кассовую технику используют юридические лица, которые обязаны были ее использовать еще до начала закона, и индивидуальные предприниматели в сфере торговли. У нас еще услуги есть, которым пока все это отложено до 2019 года. Более 2,2 млн кассовых аппаратов работает сегодня в стране. Пробито более 56 млрд чеков на сумму более 37 трлн рублей. Это дает возможность сделать прозрачными отношения с малым бизнесом. Особенно нравится использование этого режима тем, кто работает на упрощенной системе налогообложения. Практически на сегодня мы не проверяем вообще таких налогоплательщиков, потому что в онлайн-режиме видим их обороты, и все это не нуждается в дополнительной проверке. И хочу вам сказать, что и для бизнеса стало очень важным контролировать свои потоки — анализировать ту или иную продукцию, в какой точке как она продается. И самое главное, мы практически не нуждаемся в специальных налоговых проверках.

ТАСС

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »