Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / За неотработанные дни отпуска деньги придется вернуть

За неотработанные дни отпуска деньги придется вернуть

Сумма излишне выплаченных отпускных за неотработанные дни отпуска не является доходом работника и подлежит возврату организации

05.09.2018
Российский налоговый портал

Сотрудница (резидент РФ) организации находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, в период которого ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск (за июнь 2015 года). С июня 2018 года работница увольняется. В связи с этим у нее возникают неотработанные дни отпуска.

После отражения в учете соответствующего перерасчета образовалась задолженность работницы в сумме излишне начисленных и выплаченных сумм (неотработанных отпускных), а также сумм НДФЛ и страховых взносов с них.

В учете организации данные показатели отражены с отрицательным значением. На данный момент задолженность по излишне выплаченным отпускным не погашена, но с работницей достигнута договоренность об ее добровольном погашении путем внесения денежных средств в кассу организации на дату увольнения (07.06.2018).

В текущем налоговом периоде (2018 год) в пользу сотрудницы ежемесячно выплачивалась материальная помощь в размере 1500 руб., не облагаемая в размере 4000 руб. в год. Кроме того, работнице предоставлялся ежемесячно стандартный вычет на ребенка. Поэтому в текущем налоговом периоде налоговая база по НДФЛ и сумма НДФЛ к уплате отсутствует.

Каков порядок отражения НДФЛ и страховых взносов в соответствующей отчетности по НДФЛ (2-НДФЛ) и по страховым взносам (Расчет по страховым взносам) с учетом изложенных обстоятельств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сумма излишне выплаченных отпускных за неотработанные дни отпуска не является доходом работника и подлежит возврату организации.

После возврата указанных сумм от работника в учете организации образуется переплата по НДФЛ и страховым взносам.

Для осуществления зачета (возврата) возникших сумм переплаты НДФЛ и страховых взносов организации необходимо представить уточненную справку по форме 2-НДФЛ, а также уточненные расчеты по страховым взносам в ПФР и ФСС РФ за 2015 год.

Обоснование вывода:

НДФЛ

В соответствии со ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.

На основании п. 1 ст. 41 НК РФ доходом для целей исчисления НДФЛ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

В силу ст. 226 НК РФ при выплате работнику доходов в виде отплаты отпуска, в том числе и авансом (за неотработанные дни), организация в качестве налогового агента исчисляет, удерживает и перечисляет с указанных сумм НДФЛ.

Положения гл. 23 НК РФ не содержат специальных правил для случая, когда работник увольняется до окончания рабочего года, в счет которого ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

Для ситуации, когда работник возвращает работодателю фактически выплаченные ему ранее суммы отпускных за неотработанные дни отпуска, в письме Минфина России от 30.10.2015 N 03-04-07/62635 разъяснено следующее:

- возвращаемые суммы не будут признаваться доходом работника;

- удержанные и перечисленные в бюджет с начисленных работнику с указанных сумм отпускных суммы НДФЛ являются излишне уплаченными налоговым агентом. Соответственно, суммы налоговых обязательств работника по НДФЛ за налоговый период необходимо скорректировать. При этом у налогового агента - работодателя образуется переплата НДФЛ;

- указанная переплата может быть возвращена налоговому агенту в рамках ст. 78 НК РФ, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, на основании п. 14 данной статьи.

Таким образом, при выплате отпускных НДФЛ правомерно удерживается со всей суммы, исчисленной и выплаченной работнику. При увольнении сумма отпускных пересчитывается в сторону уменьшения, соответственно, и сумма налога, которая удержана у сотрудника, должна быть уменьшена. Фактически это означает, что работник должен организации сумму излишне начисленных ему отпускных, а организация, в свою очередь, должна ему сумму излишне удержанного с него НДФЛ.

При этом в общем случае излишне удержанный налог можно зачесть в счет подлежащего уплате НДФЛ с выплат работнику при увольнении.

Исчисление НДФЛ производится нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 226 НК РФ). То есть сумма налога, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется как разность между суммой начисленного и уплаченного НДФЛ с начала налогового периода. Если в предшествующие месяцы НДФЛ удержан и перечислен в большей сумме, задолженность по НДФЛ может быть погашена в текущем месяце - сумма НДФЛ, подлежащего уплате, уменьшается на величину допущенной ранее переплаты по налогу. Таким образом, зачет переплаты НДФЛ должен осуществляться автоматически.

Соответственно, вышесказанное применительно к рассматриваемой ситуации означает, что работник возвращает излишне выплаченные ему суммы дохода за неотработанные дни отпуска, данные суммы не признаются его доходом.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет с начисленных работнику с сумм излишне выплаченных отпускных, является излишне уплаченными налоговым агентом НДФЛ, образующим переплату по данному налогу.

В подобной ситуации работодатель при окончательном расчете с работником при его увольнении может произвести зачет сумм переплаты за неотработанные дни отпуска, т.к. работник возвращает эти суммы в кассу организации.

Однако в Вашем случае в текущем налоговом периоде организация хотя и производила налогооблагаемые НДФЛ выплаты в пользу работника, но налоговая база в связи с применением стандартных налоговых вычетов (а также в связи с освобождением от обложения НДФЛ сумм материальной помощи в размере 4000 руб. за налоговый период) составила 0 руб. и сумма НДФЛ к уплате в бюджет не сформировалась.

Так, согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ. К таким вычетам относится и вычет на ребенка (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). А в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения определенные доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные за налоговый период, в частности, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.

Поэтому возможность зачесть сумму переплаты по НДФЛ за счет НДФЛ, подлежащего уплате в текущем налоговом периоде, у организации отсутствует.

Таким образом, переплата по НДФЛ на текущий момент существует. И, как было отмечено выше, указанная переплата может быть возвращена налоговому агенту в рамках ст. 78 НК РФ, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, на основании п. 14 данной статьи.

В отношении порядка заполнения формы 2-НДФЛ в рассматриваемой ситуации сообщаем следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета, в частности, документ (форма 2-НДФЛ), содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ.

Форма сведений о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ (далее - Порядок).

Специальных правил заполнения формы 2-НДФЛ для рассматриваемого случая Порядком N ММВ-7-11/485@ не предусмотрено. Не обнаружено нами и разъяснений по данному вопросу.

Вместе с тем из письма ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-11/20479 следует, что если при увольнении работника до окончания того года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, налоговый агент производит удержание сумм отпускных за неотработанные дни отпуска, то справка по форме 2-НДФЛ заполняется с учетом уточнения налоговых обязательств, произведенных в течение данного налогового периода.

В рассматриваемой ситуации работник увольняется уже после окончания того года, в котором им был получен ежегодный оплачиваемый отпуск (июнь 2015 года) и в котором ему были начислены отпускные в большем объеме, что было выявлено в текущем налоговом периоде (июнь 2018 года). Как уже было отмечено, возникшую с указанных сумм переплату по НДФЛ налоговый агент вправе возвратить в рамках ст. 78 НК РФ, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного НДФЛ, на основании п. 14 данной статьи.

Таким образом, чтобы соответствующая переплата по НДФЛ была отражена в отчетности организации как таковая, организации следует внести уточнения в ранее представленную отчетность по форме 2-НДФЛ за 2015 год и отразить сумму отпускных и приходящуюся на них сумму НДФЛ исходя из надлежащих сумм.

Как указано в Разделе I. Общие требования к порядку заполнения Справки по форме 2-НДФЛ, Справка о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляется в виде корректирующей Справки по форме 2-НДФЛ.

На наш взгляд, в данном случае сумму НДФЛ с излишне выплаченных отпускных не следует отражать в качестве суммы налога, излишне удержанной налоговым агентом, поскольку после возврата работником сумм излишне полученных отпускных полученные суммы перестают являться его доходом, а данные суммы НДФЛ становятся переплатой организации в бюджет. То есть и сумма дохода, и сумма исчисленного НДФЛ в уточненной справке 2-НДФЛ будут отражены уже с учетом перерасчета (как будто бы у работника не было излишне оплаченных дней отпуска). В то же время сумма налога перечисленная будет указана в размере, равном фактически перечисленному налогу. Эта разница между удержанным и перечисленным НДФЛ и сформирует сумму переплаты, которую налоговый агент будет зачитывать или возвращать по нормам ст. 78 НК РФ.

Поскольку после возврата работником сумма излишне выплаченных отпускных не признается его доходом, а удержанные и перечисленные организацией с сумм отпускных в этой части суммы НДФЛ являются излишне уплаченными налоговым агентом, в форме 2-НДФЛ за текущий период (2018 год) эти суммы также не отражаются.

Обратим внимание на Информацию ФНС России от 14.02.2018 "Заполнять справку 2-НДФЛ стало проще". Здесь сообщено, что в справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ внесены изменения, облегчающие налоговым агентам, то есть работодателям, заполнение документов. ...Налоговые агенты вправе представлять в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ за 2017 год как по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, без внесенных изменений, так и по форме, с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@.

Поскольку в Вашем случае уточняться будут сведения о доходах за 2015 год, полагаем, что корректирующая справка 2-НДФЛ должна быть подана по ранее действовавшей форме, без внесенных изменений.

Страховые взносы

Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) признан утратившим силу с 01.01.2017.

С 01.01.2017 страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование уплачиваются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

За расчетные периоды с 1 января 2017 года плательщики страховых взносов должны сдавать отчетность в налоговые органы в порядке, предусмотренном гл. 34 НК РФ (смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@), а также в Пенсионный Фонд РФ и ФСС России (в части взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Начиная с отчета за I квартал 2017 года Расчет по страховым взносам (далее - Расчет), в том числе по взносам на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности, представляется в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

В подразделе 3.2 Раздела 3 Расчета отражаются сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (персонифицированные сведения о застрахованных лицах).

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено НК РФ. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных гл. 34 НК РФ.

Возможность внести изменения в расчет по страховым взносам предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.

При этом в силу п. 1, п. 7 ст. 81 НК РФ, а также п. 1.2 Порядка заполнения Расчета по страховым взносам в обязательном порядке уточненный расчет представляется только при обнаружении плательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, повлекших за собой занижение суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ не представлять уточненный расчет плательщик вправе, когда обнаруженные им ошибки или недостоверные сведения никак не влияют на указанную в расчете сумму страховых взносов или, наоборот, их исправление приведет к возврату (возмещению) взносов из бюджета.

Никаких налоговых последствий в этом случае непредставление уточненного расчета не влечет. В такой ситуации плательщик вправе сам решать, корректировать ли свой Расчет по страховым взносам или нет.

Вместе с тем, в общем случае, надо понимать, что вернуть (зачесть) излишне уплаченные страховые взносы без представления уточненного расчета по страховым взносам не удастся.

В отношении страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом N 212-ФЗ, в письмах ФСС России от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1376-19 разъяснялось, что обнаружение в текущем отчетном (расчетном) периоде необходимости удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены им в прошлых отчетных (расчетных) периодах, либо, наоборот, доначислить выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды не является обнаружением ошибки в исчислении базы для начисления страховых взносов, поскольку в каждом из указанных периодов (прошлом и текущем) база для начисления страховых взносов определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников именно в том периоде. Следовательно, за прошлые периоды в рассматриваемых ситуациях перерасчет страховых взносов не производится и внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не требуется.

Мы полагаем, что и в рассматриваемой ситуации перерасчет отпускных не является следствием допущенной ошибки (на момент начисления отпускных у работодателя не было информации о предстоящем увольнении работника). Даже если и рассматривать произведенный перерасчет как искажение, то на основании абз. 3 п. 1, п. 6 ст. 54 НК РФ плательщик страховых взносов вправе провести перерасчет базы для исчисления страховых взносов и суммы страховых взносов за отчетный период, в котором выявлены искажения, относящиеся к прошлым отчетным периодам, т.к. искажение привело к излишней уплате страховых взносов.

Вместе с тем в Вашем случае следует учесть смену администратора страховых взносов, которым с 2017 года стали налоговые органы.

В письме ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-11/20479 (далее - Письмо N ГД-4-11/20479) рассматривалась ситуация, когда при увольнении работника до окончания того года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, налоговый агент производит удержание сумм отпускных за неотработанные дни отпуска. В отношении расчета по страховым взносам было сообщено, в частности, следующее:

- в случае корректировки базы для исчисления страховых взносов за предшествующие отчетные (расчетные) периоды плательщиком представляется уточненный Расчет за предшествующий отчетный (расчетный) период;

- при этом в текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период не отражается в Расчете;

- обращено внимание, что разъяснения законодательства РФ, действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в отношении периодов после 01.01.2017 не подлежат применению.

Как следует из Письма N ГД-4-11/20479, при перерасчете отпускных плательщиком все же представляется уточненный Расчет за предшествующий отчетный (расчетный) период, а в текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период не отражается в Расчете.

Из Письма N ГД-4-11/20479 также следует, что рассматриваемая в нем ситуация касалась случая предоставления Расчета за текущий отчетный (расчетный) период с отрицательными значениями (раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах"), т.к. в нем указано, что данные о начисленных страховых взносах из расчетов, содержащих отрицательные значения, органами ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц не могут быть отражены и в соответствии с п. 2 ст. 11.1 Закона N 27-ФЗ возвращаются в налоговые органы; в случае, если ранее плательщиком был представлен в налоговый орган Расчет с отрицательными значениями, то нужно представить уточненный Расчет (смотрите также письмо ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-11/16793@).

В Вашей ситуации работник увольняется после окончания того года (2015 год), в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, и налоговый агент производит перерасчет за неотработанные дни отпуска уже в последующем расчетом периоде (2018 год).

В связи с произведенным перерасчетом отпускных в учете выявляется излишне выплаченная работнику сумма денежных средств. Указанная сумма излишней выплаты возвращается организации работником при его увольнении в текущем расчетом периоде. В результате такого возврата складывается ситуация, что излишне оплаченные дни отпуска у работника отсутствуют, а значит, нет выплаты в виде переплаченных дней отпуска, на которую должны быть начислены страховые взносы. Соответственно, в текущем расчетом периоде у организации выявляется переплата по страховым взносам (с сумм "излишне" выплаченных отпускных в июне 2015 года).

По общему правилу, если бы речь шла об излишне выплаченных (а затем возвращенных работником) отпускных в 2018 году, то поскольку Расчет по страховым взносам за текущий расчетный период не может быть заполнен с отрицательными значениями, организации следовало бы подать уточненный Расчет по взносам за отчетные периоды 2018 года. После чего выявленная сумма переплаты могла быть зачтена или возвращена организации в соответствии с правилами, установленными ст. 78 НК РФ.

Но в Вашем случае ситуация излишней выплаты имела место в 2015 году, в периоде, когда органами контроля за уплатой страховых взносов являлись внебюджетные фонды.

Следовательно, организации следует подать уточненные Расчеты по страховым взносам за 2015 год (РСВ-1 ПФР, 4-ФСС), отразив в них суммы начислений и суммы страховых взносов исходя из надлежащих сумм (то есть уже с учетом возврата сумм работником) по правилам, действующим до 1 января 2017 года, то есть до того периода, когда администратором страховых взносов стали налоговые органы. При этом в текущем отчетном периоде (2018 году) Расчет по страховым взносам заполняется без учета сумм выявленной переплаты.

При этом в отношении порядка представления уточненного расчета по страховым взносам за 2015 год, а также корректировки обязательств по страховым взносам применительно к рассматриваемой ситуации необходимо отметить следующее.

Законом N 250-ФЗ предусмотрены переходные положения, сохраняющие за внебюджетными фондами, в том числе за ПФР, обязанность по (смотрите также Информацию ФСС России от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ"):

- осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

- исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ ежеквартальная отчетность в ПФР представлялась плательщиками страховых взносов в 2015 году по форме РСВ-1 ПФР (далее - расчет РСВ-1, расчет), утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Этим же документом утвержден порядок заполнения формы РСВ-1 (далее - Порядок).

Порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года регламентирован ст. 17 Закона N 212-ФЗ. Часть 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ обязывает плательщиков страховых взносов вносить необходимые изменения в расчет РСВ-1 и представлять уточненный расчет РСВ-1 в случае обнаружении им в поданном в ПФР расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.

Часть 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ предоставляет аналогичное право в случае обнаружения плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате.

Пунктами 3, 7.3, 24 Порядка предусмотрено, что в случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные (расчетные) периоды, а также в случае корректировки базы для начисления страховых взносов предшествующих отчетных (расчетных) периодов (на основании данных бухгалтерского учета), не признаваемой ошибкой, плательщик отражает в разделе 4 расчета РСВ-1 суммы перерасчета страховых взносов, начисленные в отчетном (расчетном) периоде. Смотрите также письмо ПФР от 25.06.2014 N НП-30-26/7951 "О представлении уточненных расчетов". Однако применить эти нормы и отразить перерасчет в текущем отчетном периоде Ваша организация не может, поскольку сменился администратор страховых взносов и с 2017 года, в том числе и в отчетном периоде 2018 года, РСВ-1 ПФР не заполняется.

Поэтому форму РСВ-1 ПФР за 2015 год следует уточнить.

В аналогичном порядке осуществляется представление уточненного расчета за 2015 год в ФСС РФ. Напомним, с 1 квартала 2015 года применялась форма 4-ФСС согласно приложению N 1 к Приказу ФСС РФ от 26.02.2015 N 59.

В настоящее время администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обязательное страхование от НС и ПЗ) по-прежнему осуществляется ФСС РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

К сведению:

В соответствии с п.п. 60, 61 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ с 01.01.2017 на страховые взносы распространены также положения гл. 12 НК РФ, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

На основании ч. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ орган ПФР также принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления страхователя. В аналогичном порядке принимает решение орган ФСС.

Условием для принятия решения о возврате является отсутствие у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ч. 3 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Причем в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок на принятие решения о возврате исчисляется со дня завершения органом ПФР камеральной проверки указанного расчета (п. 2 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ принятое ПФР решение о возврате на следующий день после его принятия направляется в соответствующий налоговый орган.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, возврат суммы излишне уплаченных пенсионных страховых взносов в ПФР не производится. Аналогичное положение введено Законом N 243-ФЗ в ст. 78 НК РФ (п. 6.1) (п. 60 ст. 1 Закона N 243-ФЗ).

При этом ни Законом N 243-ФЗ, ни Законом N 250-ФЗ, ни нормами НК РФ не предусмотрена возможность зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, в счет предстоящих платежей плательщика по страховым взносам, установленным НК РФ. Поэтому такой зачет налоговые органы не производят. Переплату по взносам, исчисленным и уплаченным в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, начиная с 2017 года можно только вернуть в порядке, определенном ст. 21 Закона N 250-ФЗ (письма Минфина России от 03.07.2017 N 03-15-05/41754, от 24.05.2017 N 03-15-06/31934, от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564, ФНС России от 10.04.2017 N ГД-4-8/6690).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор, член РСА Мельникова Елена

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться