
Аналитика / Налогообложение / Страховые выплаты: решен вопрос обложения НДС
Страховые выплаты: решен вопрос обложения НДС
Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности включения в налоговую базу по НДС сумм полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения покупателем обязательств по договору поставки товаров (работ, услуг), и постановил признать спорную норму не соответствующей Конституции РФ. С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в подпункте 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса (Федеральный закон от 05.04.2016 № 97-ФЗ)
24.06.2016Ведение предпринимательской деятельности неразрывно связано с риском. Ввиду этого на практике предприниматели зачастую прибегают к заключению договора страхования предпринимательского риска как к способу уменьшить убытки от последствий наступления страховых случаев.
Страховые операции освобождены от обложения НДС (подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако Налоговый кодекс (подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ) предусматривает исключение из этого правила. При этом применение указанной нормы-исключения вызывало многочисленное количество споров между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами. Решить данную правовую неопределенность позволило постановление КС РФ (пост. КС РФ от 01.07.2015 № 19-П), в котором Конституционный Суд рассмотрел вопрос о правомерности включения в налоговую базу по НДС сумм полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения покупателем обязательств по договору поставки товаров (работ, услуг).
Важно!
С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в подпункте 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса (Федеральный закон от 05.04.2016 № 97-ФЗ). Теперь он распространяется только на тех налогоплательщиков, которые НДС с отгрузки не уплачивают (банки, страховщики, НПФ и пр. (т.е. лица, применяющие п. 5 ст. 170 НК РФ)).
Как решали вопрос обложения НДС страховых выплат
В 2008 году заявитель заключал договоры поставки товаров с отсрочкой платежа и при этом страховал риск неисполнения договорных обязательств покупателями. Однако товары не были оплачены в установленные договорами сроки, поэтому поставщик обратился в страховую компанию, которая предоставила страховую выплату.
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что поставщик вопреки требованиям Налогового кодекса (подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ) не увеличил базу по НДС на сумму полученной страховой выплаты. На этом основании проверяющие доначислили соответствующие суммы налога, а также пеней и штрафов. Впоследствии суды трех инстанций отказали компании в признании недействительным решения налогового органа со ссылкой на буквальное толкование правовой нормы. Верховный Суд также не нашел оснований для передачи дела в судебную коллегию по экономическим спорам.
Исследовав норму подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, КС РФ пришел к выводу о ее несоответствии Конституции РФ со ссылкой на нарушение конституционного принципа равенства, из которого следуют:
- недопустимость двойного налогообложения одним и тем же налогом одних и тех же объектов налогообложения;
- недопустимость взимания налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом.
Вопреки указанным принципам в рассматриваемом деле реализация товаров, стоимость которых уже была включена поставщиком в налоговую базу по НДС, была повторно обложена налогом, так как суммы страховой выплаты есть не что иное, как возмещение страхователю-поставщику стоимости товаров (работ, услуг), не полученной с контрагента (ст. 933, п. 2 ст. 947, п. 1 ст. 951 ГК РФ). При этом обложение НДС страховой выплаты как права на возмещение ущерба (суброгацию) законодательством не предусмотрено, поскольку с передачей указанного права не возникает добавочной стоимости.
КС РФ также указал на исторические причины появления указанной нормы: прежнее регулирование предоставляло налогоплательщику право выбора момента расчета образования базы по НДС (по оплате или по отгрузке), в связи с чем на практике нередко использовались схемы уклонения, при реализации которых налогоплательщик, избравший учетную политику по оплате, подменял расчеты с покупателями страховым возмещением и таким образом избегал уплаты НДС.
Действующее законодательство по общему правилу не предусматривает возможности выбора налогоплательщиком даты реализации товара, поэтому спорная норма утратила свое прежнее значение и в настоящее время фактически приводит к двойному налогообложению.
КС РФ постановил признать спорную норму не соответствующей Конституции РФ и указал законодателю на необходимость внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.
Почему рассматриваемые страховые выплаты не облагаются НДС
Возможность рассчитывать и уплачивать НДС с момента оплаты была исключена из налогового законодательства с 1 января 2006 года, когда всех плательщиков НДС обязали вести учет выручки по методу начисления. Фактически действие спорной нормы - подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса - приводило к двойному налогообложению операций поставок при осуществлении страховых выплат в течение более чем девяти лет. Для части подобных переплат могут быть использованы механизмы возврата налога из бюджета.
Так, статья 311 АПК РФ предусматривает, что признание КС РФ не соответствующей Конституции РФ определенной законодательной нормы является вновь открывшимся обстоятельством и, соответственно, основанием для пересмотра дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ.
Кроме того, на лиц, не подававших жалобу в КС РФ, но чьи дела также были разрешены на основании спорной нормы, распространяется статья 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ), в соответствии с которой решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В отношении вопроса о возможности пересмотра дел после признания определенной нормы недействительной КС РФ неоднократно разъяснял, что пересмотру по заявлению заинтересованных лиц подлежат вступившие, но неисполненные или исполненные частично, а также не вступившие в законную силу правоприменительные решения (Определение КС РФ от 05.02.2004 № 78-О).
Темы: НДС  Порядок взыскания налогов  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 27.03.2025 На Ставрополье объем налогов от МСП увеличился на 21%
- 25.03.2025 В Москве из списка облагаемой налогом недвижимости исключено 164 объекта
- 29.01.2025 Неправомерное списание денег с ЕНС ФНС обязана компенсировать
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 20.02.2025 Серая аренда: что грозит за неуплату налогов со сдачи жилья
- 29.11.2023 Когда надо платить: процедура доначисления налогов
- 22.12.2021 Может ли заявление о признании должника банкротом быть подано кредитором (налоговый орган) по требованию, срок давности которого истек на дату подачи заявления?
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 04.05.2025
По мнению
учреждения, налоговый орган после включения задолженности в его ликвидационный баланс не принял мер по ее взысканию, возможность ее взыскания в принудительном порядке утрачена.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как не установлено правовых оснований для списания задолженности, учреждение не ликвидировано, отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утратил воз
- 02.03.2025
Требование мотивировано
ответчиком тем, что общество в установленный срок не представило документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности. Полный комплект документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, страховой тариф, представленный позже, ответчиком не рассмотрен.Итог: требование удовлетворено, поскольку доначисление обществу страховых взносов в повышенном размере
- 19.01.2025
Налоговый орган
сообщил обществу о наличии у него недоимки по НДС и пеням. Общество указало, что налоговый орган в установленные НК РФ сроки не принял меры по взысканию задолженности, требование об уплате основного долга выставил по прошествии более трех лет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку учтено неоднократное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций по НДС,
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 13.05.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2848
- 06.02.2025 Письмо Минфина России от 22.11.2024 г. № 03-02-08/116480
- 16.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-02-08/124500
Комментарии