Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как без лишней волокиты оформить и учесть недостачи компании?

Как без лишней волокиты оформить и учесть недостачи компании?

Все недостачи делятся на два вида: потери в пределах норм естественной убыли и те, что сверх этого лимита. Причиной последних могут быть чрезвычайные события или неосторожность ответственных сотрудников. Подробно разобраться с бухгалтерским и налоговым учетом в каждом случае вам поможет эта статья. Ее подготовили наши коллеги из журнала «Семинар для бухгалтера», основываясь на материале лекции Наталии Эстеркиной, директора НОУ «Центр индивидуального образования»

07.10.2013
Журнал «Главбух»

Как показать недостачи в бухгалтерском и налоговом учете

Сразу предупрежу, что говоря о нормах естественной убыли, я имею в виду лимиты, утвержденные отраслевыми ведомствами. Если для ваших товаров и готовой продукции таких лимитов чиновники не утверждали, то все потери считаются сверхнормативными.

С недостачами в пределах норм естественной убыли вопросов возникает немного. Расскажу кратко, на что обратить внимание в бухгалтерском и налоговом учете.

Недостачи сначала списывайте на счет 94. А затем на издержки обращения или производственные затраты.

Оценивают сумму потерь чаще всего по стоимости, по которой имущество числилось в учете компании. Сделайте такие проводки:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– отражена стоимость недостающих товаров;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 94

– списана на издержки обращения стоимость недостающих ценностей.

В налоговом учете недостачи в пределах норм естественной убыли включите в материальные расходы. Не путайте недостачи в пределах норм с технологическими потерями, которые возникают в результате особенностей производства. Последние можно списать в расходы полностью. Главное, чтобы сумму технологических потерь подтвердил специалист компании, отвечающий за их расчет. На основании такого расчета составьте бухгалтерскую справку. А в ней укажите, какую сумму техпотерь вы списываете на расходы. Такой же позиции придерживаются представители Минфина России в письме от 26 августа 2013 г. № 03-03-10/34845.

Гораздо чаще бухгалтеры задают вопросы, связанные с учетом недостач, которые превышают нормы естественной убыли. Такие потери можно разделить на те, которые возникли в результате форс-мажорных событий (пожаров, наводнений). И те, которые с чрезвычайными событиями не связаны.

Недостачи, возникшие в результате форс-мажорных событий, относите в бухгалтерском учете на прочие расходы.

При этом сделайте такие проводки:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– отражена стоимость недостающих товаров;

 

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

– списана в прочие расходы стоимость недостающих ценностей.

Потери, возникшие в результате чрезвычайных событий, списывайте в налоговом учете в состав материальных расходов. Но прежде обязательно получите от властей письменное подтверждение, что форс-мажор действительно имел место. Например, справку из МЧС.

Но обычно сверхнормативные недостачи все-таки не связаны с чрезвычайными событиями. Учет таких недостач зависит от того, есть ли виновные в них. Обычно за недостачи в ответе сотрудники, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности. Скажем, работник склада. Расскажу об этом подробнее.

Работники, по чьей вине образовались недостачи, обязаны возмещать материальный ущерб компании. Об этом прямо сказано в пункте 1 статьи 243 ТК РФ.

Рекомендация лектора:

Безопаснее НДС со стоимости недостач восстанавливать

 

Чиновники с завидным постоянством требуют, чтобы компании восстанавливали входной НДС со стоимости потерянных товаров сверх норм естественной убыли. Такое мнение специалисты Минфина России высказали в письме от 4 июля 2011 г. № 03-03-06/1/387. Аргументы у проверяющих такие: раз предприятие перестало использовать товары в деятельности, облагаемой налогом, то и права на вычет нет.

 

Суды же поддерживают компании, подтверждая правомерность вычета. Для примера возьмите постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2013 г. по делу № А40-150879/12-20-680. Случаи, когда нужно восстанавливать НДС, перечислены в пункте 3 статьи 170 НК РФ. О недостачах там не сказано.

В такой ситуации примите решение. Если вычеты несущественные и вы не готовы из-за них спорить с налоговиками, то восстановите НДС. Если же вы этого не хотите делать, то обязательно во время проверки выскажите свою точку зрения и сошлитесь на выводы судей. Инспекторам на местах дали установку избегать судебных споров. Поэтому надо показать проверяющим, что вы готовы обращаться в суд. И вас там скорее всего поддержат.

Сотрудник, виновный в недостаче, может покрыть ущерб, внеся деньги в кассу компании. Другой вариант – компания и сотрудник договорились, что средства бухгалтерия удержит из ближайших заработных плат. Не забудьте в этом случае про ограничение: сумма удержанных средств не должна превышать 20 процентов зарплаты. Если ущерб больше, то придется предоставить работнику рассрочку.

В любом случае с работника возьмите заявление, в котором он напишет, что согласен возместить ущерб и в какие сроки. Если же сотрудник отказывается возмещать ущерб, то компания вправе обратиться в суд. Но тут важно следующее. По общему правилу обратиться в суд вы можете, если прошел год с тех пор, как компания обнаружила недостачи. Но если сотрудник сначала написал заявление о том, что он готов погасить потери, а потом отказался это делать, срок считают по-другому. Тогда один год определяйте с того момента, когда сотрудник должен был погасить ущерб по своему заявлению. К такому выводу пришли судьи Верховного суда РФ в определении от 30 июля 2010 г. № 48-В10-5.

Приведу проводки, которые вам нужно сделать в бухгалтерском учете, если в недостаче ценностей виноват сотрудник вашей компании:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– списана стоимость потерянного товара;

ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94

– отражена задолженность работника;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– удержан с зарплаты сотрудника ущерб.

Как только работник признает ущерб, то есть напишет заявление, учтите в налоговом учете внереализационный доход. А после того, как сотрудник выплатит всю сумму, стоимость недостающих запасов можно включить в материальные расходы.

А теперь другая ситуация – виновных в потерях не нашли. К примеру, товары украли из магазина. В этом случае стоимость недостающих ценностей отнесите к прочим расходам:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41

– списана стоимость недостающих товаров;

– списаны в прочие расходы недостающие ценности.

В налоговом учете такие недостачи можно признать в расходах только в одном случае – если компания заявляла о краже в полицию. И там выдали документ, подтверждающий, что виновного не нашли. О каком документе идет речь? Чиновники настаивают, что это копия постановления о приостановлении предварительного следствия (письмо Минфина России от 6 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/630). Но на практике получить такой документ компаниям удается редко. Особенно если это крупный магазин, где недостачи выявляют ежедневно.

Продолжение конспекта, о том, какие первичные документы понадобятся, чтобы учесть потери, а также образец бухгалтерской справки и раздаточный материал, вы найдете на сайте журнала «Семинар для бухгалтера». Там еще 9 конспектов популярных семинаров месяца, рекомендации коллег и мастер-класс.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться