Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / В центре внимания / Противодействие незаконным финансовым операциям усложнит жизнь предпринимателям

Противодействие незаконным финансовым операциям усложнит жизнь предпринимателям

Мнение экспертов

03.07.2013
Российский налоговый портал

В новости, размещенной на Российском налоговом портале, сообщалось, что глава государства Владимир Путин подписал закон о противодействии незаконным финансовым операциям, который был принят Госдумой на заседании 11 июня 2013 года.

Согласно документу, Федеральная налоговая служба получила право доступа к счетам россиян в банках. Кроме того, у налоговиков появится возможность в судебном порядке требовать от учредителей и владельцев организаций возмещения ущерба государству, если неуплата налога вызвана указаниями этих лиц. Всех налогоплательщиков обяжут предоставлять декларации по НДС в электронном виде, а полномочия налоговых инспекторов расширятся в части проведения камеральных проверок этих деклараций.

К чему приведут «новые» меры?

 

Гагарин  Павел
Гагарин Павел
3 июля 2013 г. в 18:30

Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа», Председатель совета директоров

История законопроекта о противодействии незаконным финансовым операциям началась с указов Владимира Путина от 7 мая 2012 года. В одном из них ставилась задача повысить «прозрачность финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». По итогам этого указа Росфинмониторингом был разработан законопроект № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», ставший 30 июня законом.
Важное новшество закона – он вводит в российское законодательство понятие «бенефициарный владелец» и обязывает банки раскрывать конечного собственника компании-клиента. В первоначальной версии закона этого понятия не было, он появилось после послания президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, когда Владимир Путин объявил «курс на деофшоризацию» российской экономики. Считается, что поводом к такой поправке законопроекта также стал теракт в «Домодедово», когда спецслужбам не удалось установить владельца аэропорта.
Принятый закон, безусловно, важен не только с точки зрения борьбы с незаконными финансовыми операциями. После вступления в ВТО значительные усилия МИДа направлены на присоединение к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Изменение правил и норм будет содействовать сближению российского налогового законодательства с международным. Это, естественно, облегчает переговоры России и ОЭСР.

Пока трудно сказать, как скажется данный закон на бизнесе, соответствующую правоприменительную практику еще нужно наработать. Но особых поводов для оптимизма нет, финансовым организациям работать станет сложнее, а значит, их услуги будут обходиться клиентам дороже – значительная часть принятых поправок направлена на ужесточение контроля и на расширение объема предоставляемой информации.

Мамина Ирина
Мамина Ирина
4 июля 2013 г. в 9:49

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

Данный закон  еще на стадии принятия вызвал огромное количество дискуссий и часто именовался не иначе как «карательный». Полномочия налоговых органов  в части доступа к счетам физических лиц, а  также основания ответственности недобросовестных  руководителей и владельцев компаний значительно расширены:  с собственников бизнеса,  не уплативших налог, государство может потребовать возмещения ущерба бюджету, а если должник обанкротился по вине своего руководителя, на того может быть возложена  субсидиарная ответственность.

В настоящий  момент не понятно, приведет ли принятие закона к усилению ответственности реальных руководителей так называемых «черных» компаний-однодневок, или, как это часто бывает, усложнит работу  добросовестных налогоплательщиков.

Velho Safado
4 июля 2013 г. в 10:53

Ну, какая ответственность "реальных руководителей так называемых «черных» компаний-однодневок", уважаемая Ирина?

На номинальных - бомжей, студентов да покойников чего возложишь?

А что до реальных бенифициаров...

Так для этого нужно иметь действенные механизмы их выявления и доказывания факта их бенифиций.

И иметь такое желание - поднять попу со стула и сильно её натрудить за тот же оклад. А оно ещё и "чревато боком", поскольку та-а-акое найти можно - не обрадуешься.

Так что, как обычно, попадут под раздачу добропорядочные налогоплательщики. В лучшем для них случае это просто не будет работать.

Прохожий
4 июля 2013 г. в 13:28

К улучшению делового климата и росту национальной экономики эти "новые" меры уж точно не приведут.

Ширяев  Дмитрий
Ширяев Дмитрий
5 июля 2013 г. в 8:18

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

Наиболее важные изменения ждут сферу государственной регистрации предприятий и налоговое законодательство. В ГК РФ введены нормы о предварительной проверке данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Также уточнено право  налоговых органов на предъявление исков о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц только случаями, когда при создании юрлица допущены грубые  и неустранимые нарушения (ранее такой подход был только в арбитражной практике). В качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации предусмотрено наличие подтвержденной информации о недостоверности сведений о местонахождении организации.  Сбор соответствующей информации возложен на органы МВД в интересах налоговых органов. Поправки неизбежно вызовут увеличение доли отказов в госрегистрации юридических лиц и изменений в ЕГРЮЛ и связанных с этим споров.

В НК РФ установлена обязанность по декларированию НДС с нового года исключительно по телекоммуникационным каналам.  Это неизбежно вызовет увеличение нагрузки на операторов и сбои в последние дни сдачи деклараций. Неизбежно вырастет и число отказов в приеме деклараций из-за «несоответствия формату» (особенно – при заявлении НДС к возмещению по уточненным декларациям на пределе трехлетнего срока).

Контрольные полномочия налоговых органов также расширены поправками в ч. 1 НК РФ. Теперь предусматривается возможность взыскания недоимок с взаимозависимых лиц, если они аккумулируют выручку по операциям других участников группы или получили денежные средства от взаимозависимого лица, у которого началась налоговая проверка. Это касается и случаев транзитного перечисления средств с участием лиц, не являвшихся взаимозависимыми с первичным отправителем и конечным получателем денег. Поправка серьезно осложнит деятельность групп компаний по сохранению бизнеса при претензиях к какому-либо из входящих в группу лиц и неизбежно вызовет всплеск перевода владения компаниями в офшоры для маскировки реальных владельцев и установлению формальной независимости друг от друга компаний каждой группы.

Предусмотрено новое основание для приостановления операций по счетам: непредставление в срок  электронных квитанций – подтверждения получения требований о представлении документов, пояснений или вызовов в налоговые органы. Из-за технических проблем весьма вероятно, что блокировка счетов станет более распространенной.

Расширены возможности получения налоговиками информации из банков. Теперь по счетам юридических лиц ее будут давать не только в случаях принятия решений о взыскании налогов и приостановлении операций, а просто при налоговых проверках. Для счетов физических лиц, правда, будет необходимо согласие руководства УФНС. Таким образом, банковская тайна на операции юридических лиц более не распространяется, что нужно просто принять, как данность.

Расширено право налоговиков на истребование документов при камеральных проверках. При уточнении налоговой декларации "к уменьшению" нужно будет предоставлять пояснения причин этого. По камеральным проверкам НДС закрепили в НК практику истребования счетов-фактур, первичных и иных документов и (если декларация по НДС уточненная к уменьшению и подана по истечении 2-х лет со дня истечения срока на подачу декларации первичной) аналитических документов налогового учета. По сути, изменений не произошло, т.к. эти документы представлялись и раньше (как документы, подтверждающие налоговые вычеты). Упоминание же «иных» документов споры вызовет неизбежно, т.к. отношение их к тем или иным операциям налоговики и налогоплательщики точно будут определять по разному.

Доступ налоговиков на территорию налогоплательщиков и осмотры их территории теперь будут возможны и при камеральных проверках по НДС. Таким образом, различия между выездными и камеральными проверками почти стерлись и визиты налоговиков на предприятия (учитывая периоды выездных проверок) могут стать чаще не менее чем в 8 раз. Правда, людей на эти мероприятия у налоговиков все равно не хватит, и так проверять будут только особо отличившихся налогоплательщиков (крупнейших и заявляющих НДС к возмещению).

Наконец, довольно незаметная поправка внесена в ст. 119 НК РФ. Штрафовать по данной статье смогут не только при неуплате налога по неподанной декларации, но и при просрочке декларирования с суммой к уплате. Заплатить при просрочке подачи декларации 5% штрафа за день (это тоже «неполный месяц») помимо пени – санкция откровенно грабительская. А ведь с переводом на электронное декларирование по НДС, возникновением связанных с этим сбоев и автоматическим начисление штрафов (при электронном декларировании оно будет быстро налажено) поводов для штрафов точно станет больше.

Захаров Александр
Захаров Александр
8 июля 2013 г. в 22:55

Paragon Advice Group, Партнер

Закон № 134-ФЗ принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом России в соответствии с рекомендациями FATF (последние изменения от 16 февраля 2012 года) доставит хлопот, разумеется, не только той группе лиц, которая заинтересована в совершении противоправных деяний (например, отмывание денежных средств, уклонение от налогов), но также, во-первых, банкам и, во-вторых, добросовестным участникам хозяйственной деятельности.

Что касается группы лиц, занятой противоправной деятельностью, т.е. ведение «теневой банковской деятельности», «обнал», массовая регистрация компаний – «однодневок» и иной, то в этой части, совершенно очевидно, что принятые изменения взвинтят цены на подобного рода услуги, что должно исключить их массовый характер и широко распространенную практику использования. Существуют мнения, что такая практика будет оставаться исключительно доступной для ограниченного круга лиц обычно характеризуемых наличием коррупционной составляющей. 

Следуя мировому тренду о том, что банки – это главная зона риска, банки теперь поставлены в положение фронт-лайнеров в борьбе с отмыванием и первый эшелон сигнализации о злоупотреблении коммерческими субъектами финансовой системой. Известно, что ряд значительных банков-лоббистов попытался побороться с возложением на банки новых обязательств до принятия закона, в чем они потерпели фиаско.

Институт банковской тайны приведен принятым законом в соответствие с мировыми стандартами транспарентности, что означает, что этот специальный режим охраняет теперь банковскую информацию частных лиц только от других частных лиц, и не препятствует компетентным органам власти в реализации ими своих полномочий, например, по сбору налогов.

Самым приятным для бизнеса из всех принятых изменений станет декларируемая открытость и доступность ЕГРЮЛ, а также возможность полагаться и ссылаться на его данные как неопровержимое доказательство. Кроме того, изменения также имеют и антирейдерскую составляющую, на регистрирующий орган наложены дополнительные обязательства по информированию заинтересованных лиц о внесении любых изменений, влияющих на их права.

Предлагаю ознакомиться также с кратким рейтингом изменений по борьбе с отмыванием денежных средств и злоупотреблением корпоративными структурами.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика