Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / Пакет мер против финансовых злоупотреблений и злоупотреблений корпоративными конструкциями для целей уклонения от налогообложения и легализации денежных средств полученных преступным путем

Пакет мер против финансовых злоупотреблений и злоупотреблений корпоративными конструкциями для целей уклонения от налогообложения и легализации денежных средств полученных преступным путем

Рейтинг изменений по борьбе с отмыванием денежных средств и злоупотреблением корпоративными структурами

08.07.2013

Комментарий партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, к. юрид. н.

Безусловно, нужно отдать должное, что пакет поправок, подписанных Президентом России В.В. Путиным за несколько дней до начала председательствования России в FATF, является новым и беспрецедентным шагом власти по созданию в России более транспарентной среды в контексте мировой борьбы с отмыванием преступных доходов и уклонением от налогообложения.

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» встретил достаточно серьезное противодействие в ходе своего рассмотрения и принятия в Федеральном Собрании Российской Федерации как законопроект № 196666-6 .

Ниже привожу наиболее значимые и существенные, по моему мнению, изменения, внесенные новым законом в действующее законодательство:

1. Банки стали обязаны сообщать об открытии/закрытии счетов физических лиц (sic! не являющихся индивидуальными предпринимателями) и изменении их реквизитов в течение трех дней с момента открытия/закрытия счетов и или изменения их реквизитов.

2. Налоговые органы на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России вправе без обращения в суд получать от банков справки и выписки по счетам физических лиц.

Важно заметить, что с этого момента институт банковской тайны перестает быть гарантией для всех (без разбору)!

По-сути, государство, которое «порождает» в лице законодателя и в последующем и гарантирует защиту информации в рамках режима института банковской тайны, теперь говорит о том, что режим банковской тайны будет работать только для капиталов полученных:

(i) из законных источников,

(ii) которые не являются производными от преступных доходов,

(iii) находятся во владении и под контролем фактического собственника («бенефициарного владельца» именно такое понятие теперь введено).

По мнению государства, институт банковской тайны не должен являться:

(i) способом защиты интересов лиц, деятельность которых направлена против общества и государства, то есть способом злоупотребления правом,

(ii) препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например, по сбору налогов и сборов.

Данная мера является наиболее революционной, и вводится в современное законодательство Российской Федерации впервые. Она позволяет осуществлять компетентными органами в рамках контрольной работы соотнесение декларируемых доходов физических лиц с их фактическими расходами в соответствии с информацией о движении средств по банковским счетам, а впоследствии выявлять соответствующие злоупотребления или правонарушения для последующего привлечения виновных либо к административной, либо к уголовной ответственности.

3. Теперь результаты оперативно-розыскной деятельность могут быть предоставлены налоговым органам для принятия их во внимание при оценке налоговых обязательств конкретных налогоплательщиков.

4. Банки получили новое основание для расторжения договора банковского счета как средства оперативного реагирования для противодействию злоупотреблениям финансовой системы. В случае если клиент в течение 60 дней с момента направления клиенту уведомления (обычно только по Москве письмо идет не менее 2 недель) не является за получением остатка денежных средств, то денежные средства переводятся банком на специальный счет Банка России.

Данная мера также является наиболее критикуемой рядом экспертов. Целью принятия данной нормы является возможность прекращения противозаконной деятельности компаний – «однодневок», руководителями которых и распорядителями по счету которых являются номинальные лица из незащищенных слоев населения (по причине дешевизны такого рода услуг в России). Которые, однако, после возбуждения расследований активно сотрудничают с государственными органами, и, как правило заявляют, что действовали вне пределов собственной воли.

5. Единый государственный реестр юридических лиц декларируется теперь в ГК РФ открытым для всеобщего ознакомления, что позволит заинтересованным лицам полагаться на его данные для добросовестного ведения предпринимательской деятельности. Остается надеяться, что ЕГРЮЛ (в части не раскрытия личных данных) можно будет использовать бесплатно в онлайн режиме. Более того, регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, для того чтобы они были в состоянии направить возражение, в случае наличия на то оснований.

По крайней мере странным является отсутствие в законе изменений в части публичной доступности о данных бенефициарных владельцев российских юридических лиц (известно, что это объяснялось в рамках FATF отсутствием в России института траста в классическом виде), что, однако, не исключает появления в будущем требования для раскрытия бенефициарных владельцев иностранных компаний при создании дочерних общества в России, или приобретении долей или акций российский юридических лиц.

Принятая мера позволяет исключить возможность номинальных лиц, участвующих в регистрации компаний – «однодневок» ссылаться на распространенный способ регистрации по утраченным документам идентифицирующим лица. Кроме того, теперь участники обществ могут привлекаться для несения субсидиарной ответственности при установлении их вины в банкротстве.

6. В статье 174 УК РФ появилось новое определение состава легализации (отмывания) денежным средств или иного имущества, под которым понимается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

Такое определение наиболее полно раскрывает содержание комплекса действий виновных лиц в целях превращения (конвертирования) или известного у специалистов «плэйсмента» (англ. - placement) денежных средств или иного имущества третьих лиц, полученных ими в результате совершения преступления, в выглядящее правомерно существующие и возникшие у заинтересованных лиц на законных основаниях денежных средств и иного имущества. Крупный размер 1 миллион рублей отмытый  за год по предварительному сговору – максимальное наказание: до 5 лет заключения и штраф до 500 тысяч рублей. Максимально крупный размер – 6 миллионов рублей за год отмытый организованной группой лиц – максимальное наказание: до 5 лет тюремного заключения и штраф до 1 миллиона рублей.

7.  Ст. 174 прим. 1 УК РФ вводит состав за отмывание средств или имущества, приобретенных самим лицом в результате совершения им преступления.

8. Особого внимания заслуживают два новых состава преступления в УК РФ: уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте и ли валюте Российской Федерации (ст. 193), а также совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193 прим. 1).

Состав, предусмотренный статьей 193 имеет целью остановить практику вывода капитала из страны по заранее неисполнимым контрактам, заключенным, как правило, с фирмами, существующими только на бумаге. За совершение такого вида преступления посредством вывода средств на сумму более 6 миллионов рублей в год – может назначаться наказание до 3 лет тюремного заключения со штрафом до 500 тысяч рублей, а за вывод средств на сумму более 30 миллионов рублей – наказание до 5 лет тюремного заключения и до 1 миллиона рублей штрафа.

Под подложными документами статья 193 прим. 1 УК РФ понимает теперь документы, содержащие «заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода».

Рекомендую также посмотреть программу «Андрей Левченко» телеканала РБК тема: «Незаконные финансовые операции» от 2 июля 2013 года (см. запись онлайн).

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок