Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новые налоги введут под Новый год

Новые налоги введут под Новый год

Кабинет министров внес в Госдуму законопроект, позволяющий чиновникам продолжать увлекательную дискуссию о новых налогах, которые будут введены в 2013 году, не до октября, а до Нового года

18.09.2012
Финмаркет

В базе законопроектов, внесенных в Госдуму, в понедельник появился проект, позволяющий правительству вносить изменения в налоговое и финансовое законодательство, приводящие к изменению доходов бюджетной системы, вне рамок традиционного бюджетного цикла, то есть, попросту говоря, дольше обычного. Документ внесен правительством.

Сейчас Бюджетный кодекс требует, чтобы все влияющие на доходы казны законы были приняты и вступили в силу за месяц до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на очередной год, то есть до первого октября текущего года. Если какие-то поправки запоздали, то они могут вступить в силу только через год. По сути это означает, что в этом году никакие изменения в фискальное законодательство уже не могут быть внесены: проект бюджета на 2013-2015 годы должен поступить в Госдуму из Белого дома не позднее 1 октября.

Правительство предлагает до 1 января 2013 года приостановить действие соответствующих положений Бюджетного кодекса. В пояснительной записке идея аргументируется тем, что столь жесткие требования, обеспечивающие предсказуемость бюджетной политики, "не приводят к повышению эффективности бюджетного процесса", ограничивают "возможности для оперативного принятия решений".

Аналогичные возможности получат региональные и муниципальные власти по своему фискальному нормотворчеству.

По-сути, правительство официально признало, что не успевает закончить налоговую реформу, контуры которой описаны в обновленной "Стратегии 2020" и указах вновь избранного президента Владимира Путина до внесения проекта бюджета на следующий год.

В этом году обсуждается множество важных решений, способных отразиться на доходной части бюджета. И появляются новые. В понедельник премьер Медведев предложил ввести дифференцированные налоговые режимы для регионов Дальнего Востока и Забайкалья. По его мнению, "только так есть шанс привлечь какие-то дополнительные деньги" в экономику этих территорий. Без этого "нам регион не поднять", передает слова премьера "Интерфакс". Во вторник к обсуждению проекта бюджета на 2013-2015 году в Сочи подключится президент Владимир Путин, у помощников которого тоже есть несколько идей по реформированию налоговой системы.

Требования Бюджетного кодекса о сроках начала действия новых налогов и раньше при необходимости игнорировались. Например, в прошлом году, когда по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева было экстренно решено снизить ставку страховых взносов с 34% до 30%, соответствующие поправки были приняты Госдумой в конце ноября - на другой день после принятия бюджета на 2012-2014 годы. Тем не менее они вступили в силу с 1 января 2012 года. Позднее расходы федерального бюджета на компенсацию потерь Пенсионного фонда пришлось увеличивать на 42 млрд руб.

Александр Дерюгин, замдиректора Центра фискальной политики

На федеральном уровне у нас традиционно практически одновременно с проектом федерального бюджета вносится пакет законопроектов об изменениях в налоговом законодательстве. Так что здесь ничего не изменится.

А вот для региональных и муниципальных властей будет заметно сложнее формировать свои бюджеты. Их налоговая база в значительной степени зависит от того, каким будет федеральное законодательство. Если изменения в него будут вноситься в ноябре-декабре, не понятно, как они могут быть учтены на более низких уровнях бюджетной системы. Им придется принимать бюджет на основании действующего законодательства, а в начале следующего года, когда вступят в силу федеральные поправки, править свой бюджет.

Во всех концепциях и стратегиях говорится о поэтапной отмене федеральных налоговых льгот по налогам, поступающим в региональные и местные бюджеты. Крупнейшие из них - по земельному налогу и по налогу на имущество организаций. Об этом говорят уже года два, а воз и ныне там. Может быть, здесь что-то изменится. Но основываться на еще не принятых законах регионы не могут.

Есть и другие планы правительства. И не все из них широко озвучены. Например, сейчас на уровне правительства металлургами ведется лоббирование таких же федеральных льгот, которые имеют нефтяники при разработке новых месторождений.

Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ

В этом году особенно трудно ведется поиск консенсуса по основным бюджетным параметрам, затягивается принятие всевозможных решений. В правительстве ведутся жаркие дискуссии. Это связано и с принятием бюджетного правила, которое ограничивает наращивание бюджетных расходов, осложняет борьбу за них. Расходные аппетиты ряда ведомств ущемлены. Программа перевооружения требует все больше ресурсов. При этом крайне высока неопределенность перспектив мировой экономики и влияния, которое может оказать на нас кризис в еврозоне. Вполне возможно, что какие-то решения придется принимать в последний момент.

Обостряется проблема с региональными бюджетами. Субъекты федерации получают все больше мандатов, а средств, необходимых для их исполнения, пока нет. Напротив, сильно отразиться на региональных бюджетах могут, например, предложения Минтруда ввести дополнительные страховых взносы для работников, получающих право на досрочную пенсию. Это неизбежно скажется на прибыли крупнейших промышленных компаний. А 80% налога на прибыль уходит в казну субъектов федерации. В ряде регионов значительную часть их доходов оттянули на себя дорожные фонды. На все остальное автоматически остается меньше ресурсов.

К тому же прежний министр финансов Алексей Кудрин был вице-премьером и имел в правительство гораздо больший вес, чем его преемник - Антон Силуанов. В итоге консенсус по финансовым вопросам ищется медленнее.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться