
Аналитика / Налогообложение / Наказание для экспортеров
Наказание для экспортеров

Главная проблема для компаний, выходящих на зарубежные рынки, — это неэффективный возврат НДС
04.04.2012Forbes.ruИсторически так сложилось, что, говоря об экспорте, мы говорим об экспорте страны: Россия экспортирует нефть и газ, Германия экспортирует станки. Иногда это оправданно (если имеет место государственная монополия на экспорт тех или иных товаров), но, как правило, такое представление не вполне отражает действительность. Экспортируют не страны, а фирмы. Обычные частные фирмы, основной задачей которых является максимизация доходов владельцев. И выход на экспортный рынок такой фирмы также преследует эту цель. Поэтому, говоря о том, почему за последние десять лет вроде бы успешного развития российской экономики, структура российского экспорта не претерпела значительного улучшения и в ней по-прежнему доминируют нефть, газ и металлы, мы должны говорить о том, почему российским фирмам невыгодно выходить на зарубежные рынки.
В течение долгого времени экономическая наука имела возможность оперировать только агрегированными данными об экспорте стран. Но десять лет назад экономические исследования в области международной торговли кардинально изменились — для исследователей стали доступны данные об экспорте фирм: какие фирмы, что и куда экспортируют. Анализ этих данных позволил выявить интересные закономерности, характерные для всех стран, которые дали ключ к пониманию того, от чего зависит решение фирмы относительно экспорта.
Во-первых, оказалось, что фирм-экспортеров мало. В развитых странах лишь 15% фирм продают свою продукцию за рубеж. В развивающихся — еще меньше. Во-вторых, данные однозначно указывают на то, что есть существенные и значимые различия между фирмами-экспортерами и фирмами, обслуживающими только внутренний рынок страны. Выяснилось, что по сравнению с неэкспортирующими фирмами фирмы-экспортеры более производительны, больше по размеру, больше инвестируют, платят более высокие зарплаты. В каком-то смысле экспортеры — это лучшие фирмы в экономике. При этом практически нет фирм, обслуживающих исключительно зарубежные рынки: в среднем лишь 10% выпуска фирм-экспортеров идет за рубеж. В-третьих, большую часть зарубежных рынков обслуживает небольшое число фирм экспортеров. И чем больше зарубежных рынков обслуживает фирма, тем более высокую производительность в среднем она имеет.
Еще один результат, который особенно важен для экономической политики в сфере международной торговли, состоит в том, что рост экспорта страны в целом в большей степени обусловлен выходом на зарубежные рынки новых фирм, чем наращиванием экспорта существующих. Так, в случае развитых стран прирост экспорта на 80% связан с появлением новых фирм-экспортеров и лишь на 20% — с ростом существовавшего и ранее экспорта.
Проведенное нами исследование российских фирм-экспортеров показало, что качественно указанные закономерности верны и для российской экономики. Однако есть существенные количественные различия. Так, лишь 8% российских фирм являются экспортерами. Российские экспортеры еще производительнее, еще крупнее, чем российские не экспортеры. Падение числа экспортеров по мере роста направлений экспорта происходит быстрее. Вклад новых экспортеров в рост российского экспорта составляет лишь 20%, а остальные 80% — это рост экспорта, существовавшего ранее.
Эти количественные различия в структуре российских экспортеров по сравнению с ситуацией в других странах очень важны. То, что в российской экономике слишком мало экспортеров, — и они слишком большие, а появление новых игроков вносит слишком малый вклад в рост российского экспорта, однозначно указывает на то, что стать экспортером в нашей стране гораздо сложнее, чем в других странах мира. Иными словами, работать на экспорт российским компаниям менее выгодно, чем их зарубежным собратьям.
Для того чтобы понять, что и в какой мере мешает российским фирмам выходить на внешние рынки, мы начали исследование российских экспортеров в обрабатывающей промышленности, первое в России. Пока рано подводить итоги, но уже первые проведенные фокус-группы с экспортными фирмами в нескольких городах России указали на одну из наиболее острых проблем российских экспортеров — невозврат НДС.
Возмещение НДС по экспортным поставкам — распространенная практика во всем мире. Фактически экспортные поставки облагаются нулевой ставкой НДС, а кроме того экспортерам также возмещается НДС, уплаченный поставщиками комплектующих, использованных при производстве экспортных товаров. По сути, возмещение НДС по экспортным поставкам уравнивает фирмы из разных стран. Если российский экспортер не имеет возможности вернуть НДС по экспортной поставке, то он должен быть почти на 20% более конкурентоспособным, чем производитель из другой страны, работающий на своем внутреннем рынке. Поэтому не возмещенный НДС — это подножка российским экспортерам.
Ситуация с возвратом НДС в России — особенно новым, начинающим экспортерам — более чем плачевна. Функция возврата НДС возложена на налоговые органы. Для того чтобы вернуть НДС по экспортной поставке, фирма-экспортер должна в очень жесткие сроки предоставить в налоговую большое количество подтверждений о факте поставки, о получении выручки, декларации разного рода. Затем налоговая в течение трех месяцев принимает решение — вернуть НДС или нет. Как правило, ее решение отрицательно.
Экспортер имеет право пойти в суд. Некоторые так и поступают, немногие — выигрывают в суде. И тогда, спустя более чем полгода после факта поставки товара на экспорт они получают уплаченный НДС. Но многие экспортеры, столкнувшиеся с этой ситуацией, вне зависимости от ее исхода, больше не хотят иметь с экспортом ничего общего, и либо совсем перестают работать на внешних рынках, либо перемещают свой бизнес в страны, где поддержка экспортеров является действенной мерой экономической политики, а не фарсом.
Винить в сложившейся ситуации только налоговые органы неверно. Возложенная на них функция возврата НДС противоречит их основной задаче — сбору налогов в бюджет. При таком конфликте интересов они не будут возвращать деньги добровольно — благо, что наказание за необоснованный невозврат отсутствует. Сложившаяся ситуация является результатом неспособности власти построить эффективную систему выявления лжеэкспорта и различного рода махинаций. Поэтому, вместо того чтобы выявлять и наказывать недобросовестных экспортеров с помощью таможенных и правоохранительных органов, на экспортеров возложена задача доказать свою добросовестность. Такой подход не только противоречит принципу презумпции невиновности, но и оборачивает политику поддержки экспортеров в ее прямую противоположность — наказание за экспорт. Неудивительно, что в этих условиях российский экспорт в несырьевых секторах стагнирует, новые экспортеры появляются слишком медленно, экономика не диверсифицируется, ее развитие целиком и полностью определяется уровнем нефтяных цен.
Только отечественных потребителей можно заставить покупать неконкурентоспособную продукцию — для этого достаточно поднять импортный тариф. На зарубежных потребителей повлиять никак нельзя. Именно работа на зарубежном рынке является мерилом истинной конкурентоспособности и дает шанс самым эффективным фирмам расти и развиваться, задавая потом и тон на внутреннем рынке. Ставя преграды на пути эффективных фирм на зарубежные рынки, текущая политика не позволяет работать эффективному рыночному механизму селекции и мы имеем то, что имеем, — дорогие некачественные отечественные товары, отсутствие диверсификации экономики, недостаток инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, отсутствие инноваций. Не решив такой малой проблемы, как эффективный возврат НДС экспортерам, мы обрекаем на провал и громкие проекты вроде Сколково и Роснано — без проверки на конкурентоспособность зарубежным рынком выращенные ими фирмы станут лишь бременем для экономики.
Темы: НДС  Возврат (зачет) налогов  
- 30.05.2023 Компаниям в сфере услуг и фитнеса могут отменить НДС
- 11.05.2023 Белоруссия ратифицировала поправки в договор ЕАЭС по НДС
- 04.05.2023 Кабмин предложил парламенту вернуть НДС на строительство апартаментов
- 05.04.2023 В Татарстане в 2023 году жителям вернули 1,8 млрд рублей по налоговым вычетам
- 17.02.2023 ФНС и Казначейство предупредили регионы о необходимости вернуть переплату по налогам
- 27.12.2022 Экспортеры возвращают из бюджета переплату по налогу на прибыль
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?
- 06.12.2018 Налоговый орган отказывает в уточнении платежа: какие действия должен совершить налогоплательщик?
- 29.05.2023
Основанием для
начисления налога на имущество, НДС, пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды путем сокращения налоговых обязательств в результате "дробления" бизнеса.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку доказано создание обществом противоправной схемы искусственного "дробления" бизнеса с целью получения необоснованной налоговой вы
- 29.05.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, недействительным решения вышестоящего налогового органа в части отказа в удовлетворении жалобы на бездействие по возврату НДС, об обязании возвратить НДС и пени.Отказ в возврате НДС мотивирован неподтверждением суммы переплаты.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждена недостов
- 29.05.2023
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль по операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены нереальность хозяйственных отношений и создание формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды с контрагентами, движение денежных средств по расчетным счетам данных юридических лиц носило транзитный характер.
- 22.02.2023
Предприниматель указал,
что действия (бездействие) налогового органа по неуведомлению его об образовании переплаты по налогу за спорный период, отказу в проведении сверки расчетов лишают предпринимателя права на возврат или зачет излишне уплаченного налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.<
- 18.01.2023
Администрация ссылается
на списание со счета спорных денежных средств, которое было произведено на основании документов налоговых органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт излишней уплаты обществом налога подтвержден; излишне уплаченный налог был зачислен в местный бюджет.
- 28.12.2022
Налоговым органом
общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа и обществу доначислена сумма налога на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом неправомерно не удержан и не перечислен в бюджет РФ налог с доходов в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации, что привело к неуплате налога на прибыль.
- 26.05.2023 Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-08/30643
- 24.05.2023 Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
- 23.05.2023 Письмо Минфина России от 07.04.2023 г. № 03-07-05/31166
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
Комментарии