Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / В центре внимания / Зачем нам финансовая полиция

Зачем нам финансовая полиция

Содержать новый госаппарат будут налогоплательщики

15.02.2012
Российский налоговый портал

На Российском налоговом портале в новости прозвучала тема о создании новой структуры – финансовой полиции. С такой идеей выступил Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Он также отметил, что в РФ создать такую службу можно двумя способами. Можно дать права оперативно-розыскной деятельности, т. е. прослушивания и других методов выявления преступлений, можно было налоговым органам. Хотя это более дешевый путь, как считает Бастрыкин, менее эффективный — ведь ФНС неизбежно сосредоточится на выявлении налоговых преступлений, а нужно выявлять отмывание денег, коррупцию в госзакупках и ЖКХ и другие финансовые преступления.

Что принесет создание новой структуры? Мы обратились к экспертам с просьбой высказать свое мнение по этому поводу. И вот что они пишут.

Захаров Александр
Захаров Александр
15 февраля 2012 г. в 15:02

Paragon Advice Group, Партнер

Вместо раздувания государственного аппарата и создания новых многочисленных ведомств копирующих функции уже существующих, а также совершения «налоговых маневров» направленных на увеличение налогового бремени (повышение НДС до 22%, возложение обязанности по уплате страховых взносов на работников и введение прогрессивной ставки НДФЛ), необходимо сокращать государственные расходы, сокращать численность государственного аппарата, сохранять зарплату чиновников при сокращении инфляции и снижении цен на товары и услуги, особенно на топливо.

В РФ в рамках МВД уже существуют подразделения с аналогичными функциями (с огромнейшей численностью). Кроме того, нельзя заверять в эффективности только основываясь на том факте, что новой структурой будут управлять новые профессионалы, или ее работа будет чем-то отличаться от результатов существующих структур. Желание СК РФ получить дополнительные силовые возможности понятно, однако, нельзя ставить возможность повышения (увеличения в два раза) давления на бизнес, в зависимость от добрых отношений А.И. Бастрыкина с Д.А. Медведевым и В.В. Путиным. Искренне надеемся, что Президент РФ и Правительство РФ смогут повысить эффективность работы существующих структур без создания дополнительной дыры в бюджете РФ.

М
15 февраля 2012 г. в 17:27

Увеличивая аппарат чиновников - увеличиваются непроизводительные затраты, увеличивается коррупция, налоговая нагрузка, дефицит ПФР, в конечном итоге - кризис, который идет по Европе. Надо сокращать аппараты Министерств

и ведомств на 50% и более, с одновременным уточнением функций, т.е. просчитатать критические пути документооборота и

и распределение обязанностей.Надо спроектировать рабочие места каждого чиновника, тем более, что есть мощная оргтехника. И убрать родственную составляющую. Эта работа может быть выполнена без особых капитальных затарат

Насирджанов Самиджон
Насирджанов Самиджон
16 февраля 2012 г. в 6:24

Союза налоговых консультантов Республики Таджикистан, Заместитель председателя

Не успели отойти от налоговой полиции, уже  хотят внедрить финансовую полицию. Такое ощущение, что есть определенная сложившаяся каста работников которая не может не работать  в аналогичных структурах как ОБХСС, ОБЭП, Налоговая полиция. То есть, если проанализировать по истории создания и ликвидации  указанных ведомств, то контингент один и тот же. Видимо устали отдыхать господа бывшие налоговые полициейские без работы и маски шоу с правами оперативно розыскной деятельностью. Если разобраться реально, что нужно и что имется в наличии, то вполне будет нормальным правильная организация работы в уже существующих структурах осуществляющих финансовый мониторинг. Таковыми если не изменяет память являются банки, налоговые органы, Росфинмониторинг. И не обязательно Росфинмониторинг наделять правами оперативно розыскной деятельностью, вполне будет нормальным, если последний при выявлении признаков отмывания денег перенаправить полученные данные в соответствуюшие структуры органов МВД (полиции) или КГБ( безопасности).
А чтобы организовать правильную и эффективную работу Росфинмониторинга, последнему наверное  следует нанять консалтинговую компанию или профильных специалистов для организации правильной и достаточной работы. Для финансового контроля наверное достаточно глубокой аналитической работы. Механизмами воздействия как всегда могут быть рубль или налоговая ответственность, благо действующее законодательство усовершенствованы и работают.

Захаров Константин
Захаров Константин
16 февраля 2012 г. в 6:26

Пенсионер МВД

У нас уже был похожий опыт работы налоговой полиции, ликвидированной в 2003 году. Функции и штатная численность ее были переданы в МВД, а материально-техническая база в Госнаркоконтроль. МВД по своему распорядилась штатной чистенностью. Например, в Москве из двух с половиной тысяч сотрудников налоговой полиции  в созданное управление по налоговым преступлениям перешло около 700 человек (включая территориальные отделы ОНП при УВД административных округов). С прошлого года самостоятельные подразделения по налоговым преступлениям прекратили свое существование и влились в УЭБ – управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией в виде ОРЧ – оперативно-разыскных частей.
Финансовая полиция есть, например, в Италии, а в Германии и США налоговые органы наделены правом проведения ОРМ. Росфинмониторинг – орган, уполномоченный организовать и координировать работу по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма был создан в связи со вступлением нашей страны в международную организацию ФАТФ, наличие такого органа – одно из обязательных условий.
Особенностью российского уголовного законодательства является то, что налоговые преступления (ст.ст. 198, 199, 199-1, 199-2) ни при каких условиях не могут быть предикатными (ст. 174 и ст. 174-1 УК РФ) для возбуждения уголовного дела и преследования по данным статьям УК. То есть доходы, полученные в результате совершения налоговых преступлений, преступными и отмытыми не являются.
Скорей всего, комментируемое заявление это логическое завершение и признание полной неспособности государства справиться со схемами, как налоговыми, так и связанными с отмыванием преступных доходов через так называемые подставные фирмы. Их в стране более половины от общего числа зарегистрированных коммерческих организаций. Есть в налоговых органах специальная форма сттотчетности 4-НБ, так вот более половины фирм вообще отчетность не сдают. Государство их не контролирует. Это сфера теневой и преступной экономики. Действенных мер, в том числе введением в УК новых статей 173-1 и 173-2 за создание таких фирм и их использование, явно недостаточно. Там же уже есть ст. 158 (кража), но ведь крадут.
Росфинмониторинг сейчас это по сути огромная база данных о сомнительных (критерии сомнительности установлены ФЗ № 115) сделках. Эти данные накапливаются там из разных источников, в том числе негосударственных, -таких как банки, страховые компании, ломбарды и др.
Представим себе ситуацию, что банк сам является организатором схемы по обналичиванию, выводу капиталов за рубеж и пр. – он так внутрибанковскими проводками оформит сделки, что ни под какие критерии сомнительности они не попадут. А сотрудники Росфинмониторинга будут продолжать тратить цветные карандаши и рисовать на огромных листах бумаги кружочки и стрелочки и направлять эти картинки в налоговые органы и МВД. КПД такой работы сейчас крайне мала. Тяжелый труд не тот, который тяжелый, а который бессмысленный.
В стране должна существовать специализированная спецслужба (орган, уполномоченный проводить ОРД), отвечающий за борьбу с отмыванием преступных доходов. На базе Росфимониторинга ее создавать нельзя, сам этот орган должен «обслуживаться», на предмет утечки информации из баз данных и эффективности контрольной работы. Ведь решения направлять те или иные материалы в другие органы там принимают конкретные люди. Пусть новая спецслужба заодно и посмотрит, как «эти» люди живут и сколько тратят, в каком объеме проверяют поступающие данные, а если не в полном – то почему и зачем, и почем?
Однако, решать проблему подставных фирм надо не только пенитенциарными способами, а коренным методологически новым способом. Надо уходить от системы, вынуждающей занижать предпринимателей прибыль и добавленную стоимость, так как это противоречит основным целям и сути предпринимательской деятельности по имманентным (внутренне присущим, отражающим природу) законам товарного производства. Переходить к обложению затрат и расходов, чтобы только у идиотов возникала мысли искусственно их завышать через механизмы обналички через подставные фирмы и прочие схемы. Надо дать предпринимателям возможность «безнаказанно» максимизировать прибыль, тем самым создавать привлекательные условия для бизнеса и иностранных инвесторов. Почему капиталы утекают триллионами из страны? Не верят люди в будущее.

Ярковой Андрей
Ярковой Андрей
16 февраля 2012 г. в 10:48

Производственная компания, Руководитель юридической службы

Прежде, чем ответить я посмотрел Постановление Правительства РФ  от 23.06.2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовому мониторингу». И не понял, почему существующие правоохранительные структуры  не способны решать задачи, которые озвучил господин Бастрыкин А.

Очевидная и системная проблема нашего государства – это отказ от поиска синергии при формировании уровней и органов управления.

Например, читаем пункт 5.16.  Постановления, который говорит «РФМ направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами». Фактически это означает, что все статьи УК РФ расписаны по силовым ведомствам, ответственным за то или иное направление. Требование создать новую структуру  непонятно.

Думаю, что  российская специфика госуправления в стереотипе об эффективных структурах. По мнению чиновников  это замкнутые с самодостаточными полномочиями. Применительно к данному случаю, не очень понятно, почему финансовый мониторинг не может выступать аналитической структурой, инициирующей расследования со стороны МВД, ФСБ, а должен быть обязательно с собственной оперативной и следственной службой? Если плохо работает МВД, ФСБ, то почему новая организация будет лучше?

Я имею пример из личного опыта, когда организация , в которой я работал,  была объектом проверки в свое время ликвидированной налоговой полиции. При наличии Актов налоговых проверок со стороны ФНС РФ и очевидной нашей законопослушности,  налоговая полиция имела собственное мнение относительно того, как необходимо платить налоги.  При этом налоговая полиция не была ограничена каким-то сроком в своих «квази» оперативных мероприятиях. Закончилось, правда, все откровенной уголовщиной для сотрудника полиции, подбросившего в изъятые бухгалтерские документы поддельные документы о займе на крупную сумму и пытавшегося выступать в роли коллектора по этому долгу.

Чудесным образом, после ликвидации налоговой полиции мир не рухнул и налоговые преступления при желании легко могут быть выявлены существующими органами.

Думаю было бы полезным  послушать главу Сбербанка  Германа Грефа, предлагающего здравые идеи в области ограничения наличного оборота, как источника коррупции и теневой экономики. А для решения специфических проблем приглашать гражданских экспертов, потому что  люди в погонах предлагают только силовые решения по борьбе со последствиями, но очень редко думают об источниках  проблемы. Между тем, любое ужесточение (создание новой силовой структуры) ведет к созданию еще одной области избирательного правоприменения, преследованию целей, которые не очевидны для законопослушных граждан.

007
16 февраля 2012 г. в 13:40

Почему все только говорят о раздувании штатов. Старые структуры стали неэффективными, люди в них не хотят работать, значит их надо упразднить и создать что-то новое. Ну нельзя же ждать положительных перемен и не делать никаких шагов к этому. В отношении исключения родственной составляющей полностью согласна - её надо исключить из всех слоёв госструктур.

Козлобродов
17 февраля 2012 г. в 5:57

Только простые люди без юридических штампов и шаблонов способны решать государственные задачи. Полковник Квачков В. В. и его соратники предлагают перейти к строительству Русского государства на основе Правды и Справедливости. А все эти прохиндеи (швондеры и шариковы), которые живут по принципам "у каждого своя правда", "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло" и т. п., должны быть отправлены на общественные работы и заниматься, как говаривал профессор Преображенский, своим прямым делом - чисткой клозетов. Вступайте в Народное ополчение имени Минина и Пожарского, в Народный фронт освобождения России, в движение "ПараБеллум" ! 

Алла
21 февраля 2012 г. в 14:52

"Старые структуры стали неэффективными, люди в них не хотят работать, значит их надо упразднить и создать что-то новое"

и люди сразу захотят работать в этих новых структурах, структуры станут эффективными))))

Не смешите...

Будет все ровно тоже самое, только старое никто не упразднит + новое появится. А за чей счет? Правильно! Тех самых налогоплательщиков, которые за все и за всех платят...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика