Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Организация вывоза ТБО: когда УК не нужна лицензия?

Организация вывоза ТБО: когда УК не нужна лицензия?

На страницах журнала уже рассматривался вопрос о необходимости лицензирования деятельности УК, связанной с обеспечением сбора и вывоза ТБО от обслуживаемых МКД (№ 12, 2009). На тот момент арбитражная практика складывалась не в пользу УК: суды поддерживали прокуроров, требовавших наличия у компаний лицензий на обращение с опасными отходами, даже если у УК были заключены договоры на вывоз мусора со специализированными организациями. Так было вплоть до июня 2011 года, когда Президиум ВАС сформулировал свою правовую позицию по данной проблеме

10.02.2012
Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство»

Примечательно, что все споры об обязательности лицензирования деятельности УК, связанной с подготовкой ТБО к погрузке в специализированный транспорт, дошли до кассационной инстанции только в Северо-Западном округе. В качестве примеров можно привести постановления от 22.11.2010 № А56-18484/2010, от 23.08.2010 № А56-18482/2010, от 10.12.2009 № А42-2909/2009, от 01.12.2009 № А42-3317/2009, от 26.11.2009 № А42-2910/2009, от 12.11.2009 № А42-3154/2009, от 20.10.2009 № А42-2908/2009, от 13.08.2009 № А42-1502/2009. В некоторых случаях Тринадцатый арбитражный апелляционный суд принимал противоположные решения, отказывая прокурорам в привлечении УК к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без лицензии (см., например, постановления от 19.07.2010 № А56-18484/2010, от 10.12.2009 № А42-2909/2009, от 04.09.2009 № А42-3317/2009), однако ФАС СЗО отменял их.

На пересмотр в порядке надзора попало лишь одно из перечисленных дел – № А56-18482/2010. Напомним, что до 03.11.2011 действовал Федеральный закон от 08.08.2001 № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 которого лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV классов опасности (отходы от жилищ относятся к IV классу). Суть спора состояла в трактовке понятия «сбор отходов». В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано такое определение: сбор отходов – прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения таких отходов. Президиум ВАС пришел к выводу, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

Деятельность же управляющей организации связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, в рамках которых она проводит работы по изъятию отходов из мест их образования (мусороприемных камер жилых домов) и накоплению на специально оборудованной контейнерной площадке для последующего осуществления специализированной организацией на основании заключенного с УК договора работ по транспортированию, обезвреживанию и размещению этих отходов. Следовательно, заключил Президиум ВАС, действия УК не являются деятельностью по сбору отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). Соответствующее постановление (от 19.04.2011 № 16692/10) было размещено на сайте ВАС 02.06.2011.

Арбитры на местах руководствуются правовой позицией Президиума ВАС, которая является общеобязательной и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Например, УК осуществляет изъятие ТБО из мусороприемных камер жилых домов специализированным транспортным средством – арендованным экскаватором и перемещает их в мульды для обеспечения последующих работ по размещению, использованию и обезвреживанию опасных отходов, которые выполняются третьим лицом по договору. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2011 № А53-14306/2011 принято в пользу УК.

Аналогичным образом в привлечении УК к ответственности было отказано решениями Арбитражного суда Амурской области от 27.06.2011 № А04-1251/2011, от 16.06.2011 № А04-1630/2011. Причем в первом из названных актов прокурор опирался на договор субаренды транспортного средства, предназначенного для вывоза отходов, и путевые листы на него. Между тем УК сообщила, что заключила данный договор формально и именно по требованию прокуратуры, а суд внимательно изучил путевые листы и отметил: в путевых листах владельцем транспортного средства значилось иное лицо – работодатель водителя (именно у этой организации УК взяла транспорт в субаренду), в то время как при условии субаренды транспортного средства в путевых листах должна быть указана УК. Кроме того, исходя из буквального толкования договора субаренды транспортного средства суд усмотрел в нем элементы договора на оказание услуг по вывозу ТБО.

С 03.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требующий наличия лицензии при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности. Транспортирование отходов, под которым понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного ему на иных правах, теперь не является лицензируемой деятельностью. В связи с этим управляющей организации, самостоятельно осуществляющей транспортирование ТБО на полигон, при условии заключения договора на размещение отходов с третьим лицом лицензия также не требуется (сбор отходов освобожден от лицензирования Президиумом ВАС, а транспортирование – самим законом). 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться