Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы не вправе вынести решение, ухудшающее положение налогоплательщика

Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы не вправе вынести решение, ухудшающее положение налогоплательщика

В Налоговом кодексе РФ нет четкого ответа на вопрос, может ли вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы вынести решение, ухудшающее положение налогоплательщика (например, доначислить налоги, пени, штрафы). Президиум ВАС РФ в 2009 г. указал, что такого права у вышестоящих органов нет, однако споры по данному вопросу все же возникают и доходят до судов. ФАС Восточно-Сибирского округа дополнил судебную практику решением в пользу налогоплательщика.

09.08.2011
«КонсультантПлюс»
Автор: Телия Юлия, Эксперт компании "КонсультантПлюс"

Инспекция по итогам проверки привлекла организацию к ответственности за неисполнение обязанности налогового агента, доначислила ему пени и неуплаченный НДФЛ. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган не только не отменил данное решение, но и добавил сумму недоимки по данному налогу. Компания обжаловала действия УФНС России (далее – Управление) в арбитражный суд.

Суды всех трех инстанций признали действия вышестоящего налогового органа неправомерными по следующим основаниям. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение инспекции вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не начисленных оспариваемым решением налогового органа. Таким образом, принятие Управлением решения о дополнительном взыскании с агента налоговых платежей фактически означает осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.

Суды указали, что вышестоящий налоговый орган не вправе ухудшать положение налогоплательщика при рассмотрении жалоб на решения налоговых органов. Кроме того, при доначислении недоимки в рассматриваемой ситуации не учитывалось фактическое состояние расчетов с бюджетом на дату вынесения оспариваемого решения. Приняв во внимание изложенное, суды сочли действия Управления неправомерными и признали его решение недействительным.

Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09 по делу N А58-2053/08-0325, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5490/2009(19421-А45-26), ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2010 N А63-13818/2008-С4-37 и др. Однако в практике встречаются и противоположные решения (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 по делу N А29-4792/2006А).

 

Документ:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2011 N А58-4082/09

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться