
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 31 марта 2010 г. N 03-07-05/15
Письмо Минфина РФ от 31 марта 2010 г. N 03-07-05/15
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2010 г. N 03-07-05/15
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при осуществлении банковским платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость банковские операции (за исключением инкассации), в том числе осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в случае если такие операции осуществляются банками.
Пунктом 7 ст. 149 и п. 2 ст. 156 Кодекса предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Кодекса, освобождение от налогообложения этим налогом не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 Кодекса. Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость посреднических услуг при реализации услуг, поименованных в вышеуказанном пп. 3 п. 3 ст. 149 Кодекса, не установлено.
Согласно ст. 13.1 вышеуказанного Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 в редакции, действующей с 1 января 2010 г., кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее - банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее - прием платежей физических лиц). При этом для осуществления приема платежей физических лиц банковский платежный агент должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц.
Таким образом, оказание услуг по приему платежей физических лиц осуществляется банковским платежным агентом на основании посреднического договора. В связи с этим вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием платежей физических лиц, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Что касается вознаграждений, получаемых банковским платежным агентом от физических лиц за услуги по приему платежей, а также по безналичному переводу банками этих платежей на банковские счета поставщиков, реализующих этим физическим лицам товары (работ, услуги), то суммы таких вознаграждений освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 5 п. 3 ст. 149 Кодекса, согласно которому от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление отдельных банковских операций организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации. В случае если вознаграждения, получаемые банковским платежным агентом от физических лиц при приеме платежей этих лиц, не являются оплатой услуг по приему платежей, то суммы таких вознаграждений подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
31.03.2010
Комментарии