Законодательство / Законопроекты / 2-ое чтение / Проект федерального закона № 92985-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности"
Проект федерального закона № 92985-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности"
Проект № 92985-5
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части исключения внепроцессуальных прав
органов внутренних дел Российской Федерации,
касающихся проверок субъектов
предпринимательской деятельности
Статья 1
Внести в статью 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360; № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1666; 2000, № 46, ст. 4537; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; 2005, № 13, ст. 1078; № 19, ст. 1752; 2006, № 31, ст. 3452) следующие изменения:
1) в части первой:
а) пункт 25 признать утратившим силу;
б) пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33) участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов;»;
в) пункт 35 признать утратившим силу;
2) часть вторую изложить в следующей редакции:
«Использование сотрудниками милиции прав, предоставленных милиции настоящим Законом, возможно только при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.».
Статья 2
Пункт 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349) изложить в следующей редакции:
«1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.».
Статья 3
Статью 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 31, ст. 4007) дополнить частью 51 следующего содержания:
«51. В случае, если изымаются документы, за исключением документов, указанных в части 3 настоящей статьи, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.».
Статья 4
Признать утратившими силу:
1) статью 4 Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 года № 5304-I «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1231);
2) абзац двадцатый пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1666);
3) абзац шестой статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2700);
4) пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4847);
5) статью 2 Федерального закона от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 19, ст. 1752).
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О.внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части исключения
внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации,
касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности "
Настоящий законопроект разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", пункта 6 Перечня поручений, данных по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 г. и решения Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (протокол от 10 апреля 2008 г. № 1, пункт 3 раздела IV).
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991г. №1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), направленные на исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) в части уточнения прав органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельности, и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАПРФ) в части регламентации процедуры изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.
Отдельные положения статьи 11 Закона о милиции наделяют сотрудников органов внутренних дел правами, которые могут реализовываться без соблюдения процедур, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) и КоАП РФ.
Основные права органов внутренних дел применительно к физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, определены пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции, в соответствии с которым органам внутренних дел (милиции) в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении предоставлено право:
производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств; изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;
требовать предоставления в пятидневный срок копий документов; изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров. Кроме того, при проверке данных, указывающих на признаки преступления, милиция имеет право требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности и проводить такие проверки и ревизии, изымать при их производстве документы либо их копии.
При этом Закон о милиции устанавливает лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержит четкие процедуры, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Закон о милиции, предусматривающие исключение из него указанных прав органов внутренних дел. Внесение указанных изменений приведет к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.
Также законопроектом предлагается дополнить пункт 1 части первой статьи 15 Закона об ОРД положениями, согласно которым при изъятии предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, должно будет составить соответствующий протокол. Также предусматривается, что копия указанного протокола должна быть вручена лицу, у которого изъяты предметы, материалы, или его законному представителю.
Законопроектом также предлагается дополнить часть 5 статьи 27.10 КоАП РФ положениями, предусматривающими обязанность должностного лица, осуществившего изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, (за исключением водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), удостоверений судоводителя, удостоверений пилота), передать лицу, у которого изымаются документы, заверенные копии изымаемых документов. Кроме того, предлагается установить, что при изъятии документов либо в течение пяти дней после изъятия с них должны быть сняты копии, заверены и переданы лицу, у которого они были изъяты. Указанными дополнениями также предлагается установить, что если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, то заверенные копии передаются в течение пяти дней после изъятия. А в случае, если и это невозможно, то заверенные копии документов направляются по почте заказным письмом. При этом все перечисленные действия должны быть отражены в протоколе.



