Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Законопроектом вводится прогрессивная шкала подоходного налога
05.10.2009Вносится депутатами Государственной
Думы Жириновским В.В.
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в статью 224 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»
(по вопросу введения прогрессивного подоходного налога)
Статья 1
Внести в статье 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 19 июля 2000 года 117 – ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст.2289; № 33, ст.ст. 3413, 3421, 3429; № 49, ст.ст. 4554, 4564; № 53, ст.ст. 5015, 5023; 2002, № 1, ст.4; № 22, ст. 2026; № 30, ст.ст. 3021, 3027, 3033; № 52, ст. 5138; 2003, № 1, ст.ст. 2, 5, 6, 8, 11; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 22, ст. 2066; №23, ст. 2174; № 26, ст. 2567; № 27, ст. 2700; № 28, ст. ст. 2874, 2879, 2886; №46, ст. ст. 4435, 4443, 4444; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, №15, ст.1342; № 27, ст.ст. 2711, 2713, 2715; № 30, ст. ст. 3083, 3084, 3088; № 31, ст.ст. 3219, 3220, 3222, 3231; № 34, ст. ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3523, 3524, 3525, 3527; № 35, ст. 3607; № 41, ст. 3994; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. ст. 9, 29, 30, 34, 38; № 21, ст. 1918; № 23, ст. 2201; № 24, ст.2312; № 25, ст.ст. 2427, 2428, 2429; № 27, ст. ст. 2707, 2710, 2713, 2717; №30, ст. ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, 3128, 3129, 3130; № 43, ст. 4350; №50, ст. ст. 5246, 5249; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. ст. 12, 16; № 3, ст. 280; № 10, ст. 1065; № 12, ст. 1233; № 23, ст.ст. 2380, 2382; № 27, ст. 2881; № 30, ст. 3295; № 31, ст.ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. ст. 4627, 4628, 4629, 4630; №47, 4819; № 50, ст. ст. 5279, 5286; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. ст. 7, 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 21, ст. ст. 2461, 2462, 2463; № 22, ст. ст. 2563, 2564; № 23, ст. 2691; № 31, ст.ст. 3991, 4013; № 45, ст. ст. 5416, 5417, 5432; № 46, ст. ст. 5553, 5554, 5557; № 49, ст.ст. 6045, 6046, 6071; № 50, ст.ст. 6237, 6245, 6246; 2008, № 18, № 1942; № 26, ст. 3022; № 27, ст. 3126; № 30, ст.ст. 3577, 3591, 3598, 3611, 3614, 3616; № 42, ст. 4697; № 48, ст.ст. 5500, 5503, 5504, 5519; № 49, ст. 5723, 5749; № 52, ст.ст. 6218, 6219, 6227, 6236, 6237; 2009, № 1, ст.ст. 13, 19, 21, 22, 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст.ст. 2772, 2775; № 26, ст. 3123; № 29, ст.ст. 3582, 3598, 3602, 3638, 3639, 3641; № 30, ст. 3739) следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Если иное не установлено настоящей статьей, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:
|
Размер совокупного облагаемого налога |
|
|
До 10 000 рублей |
2 процента |
|
От 10 000 до 50 000 рублей |
10 процентов |
|
От 50 000 до 200 000 рублей |
13 процентов |
|
От 200 000 до 500 000 рублей |
15 процентов |
|
От 500 000 до 2 000 000 рублей |
20 процентов |
|
От 2 000 000 до 5 000 000 рублей |
30 процентов |
|
Свыше 5 000 000 рублей |
40 процентов |
2) пункт 4 изложить с следующей редакции:
«4. Налоговая ставка, устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в следующих размерах:
|
Размер доходов физических лиц, полученных в виде дивидендов |
|
|
До 500 000 рублей |
9 процентов |
|
От 500 000 до 2 000 000 рублей |
15 процентов |
|
Свыше 2 000 000 рублей |
20 процентов |
Статья 2.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 224 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»
(по вопросу введения прогрессивного подоходного налога)
Проблема прогрессивного налогообложения представляет значительный интерес с точки зрения теории и практики.
С введением с 2001 года плоской шкалы подоходного налога не прекращаются споры о его рациональности и адекватном отражении социальной реальности, в том числе высказываются многочисленные предложения о введении прогрессивного налога.
Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых государствах. В качестве критерия прогрессивности налогообложения берется не размер уплачиваемого налога или обременяемого дохода, а размер остающихся в распоряжении налогоплательщика средств. Принципы равенства и справедливости при таком подходе будут раскрываться через предельную достаточность доступных налогоплательщику средств в сравнении со средствами, остающимися после уплаты налога с большего или меньшего дохода.
Плоская шкала подоходного налога существует только на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории. Но ни одна из этих стран не является лидером ни по уровню экономического развития, ни по социальным гарантиям.
Во всех ведущих державах подоходный налог прогрессивен - причем низший и верхний уровни отличаются, как правило, в 3-8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Франции, Бразилии, Финляндии составляет соответственно 50, 45, 27,5 и 35% и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США. По статистическим данным в Российской Федерации такие доходы получают от 2 до 3%. По числу миллиардеров за восемь последних лет мы обогнали всех, кроме США, но в условиях финансового кризиса многим из них приходится помогать государству деньгами. Верхняя планка прогрессивного подоходного налога в США равна 39,6%. Минимальная - 15%. Ее платит и тот, кто получает 6500 долларов США в год (542 долларов США в месяц - уровень пособия по безработице), и представитель среднего класса, получающий 31 000 долларов США в год (2583 долларов США в месяц). Далее ставка налога возрастает сразу же почти в два раза. Верхний слой среднего класса, т.е. те, кто получает доход от 31 тысяч долларов США до 140 тысяч долларов США, подоходный налог составляет 28 - 31%.
Например, 80% федерального бюджета США обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% наиболее высокодоходных граждан.
Налог на доходы физических лиц один из основных источников пополнения региональных бюджетов. Сегодня в региональные бюджеты направляется 70% средств от этого подоходного налога.
Дополнительное налогообложение сверхдоходов может дать вполне ощутимую прибавку в федеральный бюджет.
Глава Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин неоднократно высказывался за возврат прогрессивной шкалы подоходного налога, так как идет рост долларовых миллиардеров: за последние восемь лет их число, по его оценкам, увеличилось с нескольких человек до более ста человек. Такое количество миллиардеров "не соответствует масштабам экономики и уровню развития нашей страны".
По данным Федеральной службы государственной статистики разрыв между 10% самыми богатыми и 10% самыми бедными россиянами вырос с 13,9 раза в 2000 году до 15,3 раза в 2006 году. А по оценкам Центрального экономико-математического института РАН, он составляет порядка 30 раз.
Сверхдоходы в основном получают служащие банков и корпораций с государственным участием, так как существуют огромные оклады, премиальные и различные вознаграждения.
Отменить подоходный налог нельзя, так как каждый работающий гражданин обязан быть налогоплательщиком. Это учет, дисциплина, права и обязанности.
Отечественными налоговыми органами отмечалось, что введение с 2001 г. плоской шкалы налогообложения по НДФЛ способствовало на тот момент значительному росту собираемости налогов. Однако такое увеличение произошло за счет менее обеспеченных лиц в пользу более обеспеченных, что повлекло за собой неуклонное возрастание разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения. Применение же прогрессивной шкалы служит уменьшению такого разрыва и в целом приведет к снижению социального напряжения в обществе.
Предлагаемый законопроект направлен на установление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. При этом предлагается доходы до 10 000 рублей необходимо облагать налогом в 2 процента, доходы от 10 000 до 50 000 рублей – облагать налогом по ставке 10 процентов, доходы от 50 000 до 200 000 рублей – оставить в силе налог 13 процентов. Что касается доходов более 200 000 рублей, то предлагается установить прогрессивную шкалу налога: доходы до 500 000 рублей – облагать налогом по ставке 15 процентов, доходы от 500 000 рублей до 2 000 000 рублей – облагать налогом по ставке 20 процентов, доходы от 2 000 000 до 5 000 000 рублей облагать налогом по ставке 30 процентов, в случае превышения дохода свыше 5 000 000 рублей установить налог 40 процентов.
В части 4 статьи 224 «Налогового кодекса Российской Федерации» на дивиденды установлена налоговая ставка 9 процентов, что требует также изменений, так как существуют бесконечные дочерние и филиальные фирмы, которые созданы вокруг крупных компаний. В 2006-2008 годах владельцы многих компаний умудрялись выплачивать в виде дивидендов 100 процентов прибыли предприятий, а финансировать развитие из внешних займов, что помогло уйти от облагаемого налога в 13 процентов, и уплачивать только 9 процентов.
Некоторые чиновники смогли стать членами сразу нескольких советов директоров: например, в "Газпроме", в "Межрегионгазе" и т.д. Именно избыточное и порой незаконное сосредоточение доходов у богатого класса и приводит к кризису платежеспособного спроса. Нынешний кризис, в конечном счете, и есть следствие нарушения баланса, избыточного неравенства и несбалансированного сосредоточения доходов у крупных менеджеров и финансовых воротил с помощью различных спекулятивных ухищрений с ценными бумагами (деривативами).
Законопроект предлагает оставить в силе налоговую ставку 9 процентов на размер доходов физических лиц, полученных в виде дивидендов до 500 000 рублей.. В случае, если размер дивидендов составит 500 000 рублей, но не превысит 2 000 000 рублей налоговую ставку установить в размере 15 процентов. При размере дивидендов свыше 2 000 000 рублей налоговую ставку установить в размере 20 процентов.
Уход от налогов на Западе считается тяжким преступлением, за которое следует наказание в виде не менее 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Высокодоходных граждан платить налоги должно заставить государство. Виновные за неисполнение своих обязанностей по уплате подоходного налога и налога с дивидендов должны быть привлечены к уголовной ответственности по статье 198 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок: в первой части – до одного года, во второй части при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, совершенного в крупном размере (300 000 рублей) – до трех лет.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации



