Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»"

Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»"

Проект

Вносится Правительством Российской

Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России

Статья 1. Внести в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 1999, № 28, ст. 3459; № 28, ст. 3469; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3424; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 27, ст. 2700: № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 18, ст. 45; № 30, ст. 3117; 2006, № 6, ст. 636; № 19, ст. 2061; № 31, ст. 3439; № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 9; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; № 45, ст. 5425; № 50, ст. 6238; 2008, № 10, ст. 895; № 15, ст. 1447; 2009, № 1, ст. 23; № 9, ст. 1043) следующие изменения:

1) статью 4 изложить в следующей редакции: «Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг. В целях настоящего Федерального закона банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковской группы), находящихся под прямым или косвенным контролем либо существенным влиянием одной кредитной организации (головная кредитная организация банковской группы).

Банковской группой также признаются две и более кредитные организации (далее - участники банковской группы), находящиеся под прямым или косвенным контролем одного и того же физического лица или одних и тех же юридических и (или) физических лиц. В этом случае указанные физические и (или) юридические лица обязаны определить кредитную организацию, которая будет исполнять функции головной кредитной организации банковской группы, определенные федеральными законами.

В целях настоящего Федерального закона банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящихся под прямым или косвенным контролем либо существенным влиянием юридического лица, не являющегося кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), при условии, что доля банковской деятельности в деятельности объединения составляет не менее 40 процентов. Методику расчета доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга устанавливает Банк России.

В целях настоящего Федерального закона под прямым контролем понимается возможность физического или юридического лица определять решения (действия) другого юридического лица, связанные с ведением им предпринимательской или иной деятельности, или давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом определять его действия, в том числе в силу:

преобладающего участия в его уставном капитале; и (или) условий заключенного договора; и (или)

возможности назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица; и (или)

возможности определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

В целях настоящего Федерального закона под прямым существенным влиянием понимается возможность оказывать влияние на принятие решений (действия) юридического лица, в том числе в силу:

владения более чем 20 процентами уставного капитала юридического лица; и (или)

осуществления полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица или участия в его совете директоров (наблюдательном совете) или коллегиальном исполнительном органе; и (или)

того, что юридическое лицо является кредитором другого юридического лица, имеющим требования в размере, составляющем 20 процентов и более всех обязательств либо более 20 процентов величины чистых активов, рассчитанных в соответствии с законодательством Российской Федерации (для кредитных организаций - собственных средств (капитала), последнего; и (или)

того, что юридическое лицо является должником другого юридического лица, имеющим задолженность, превышающую 20 процентов чистых активов последнего; и (или)

того, что физическое лицо, входящее в состав органа управления или иного органа одного юридического лица и имеющее полномочия по распоряжению имуществом указанного юридического лица, одновременно является единоличным исполнительным органом другого юридического лица; и (или)

физические лица, входящие в состав органа управления или иного органа одного юридического лица, составляют более трети состава органа управления или иного органа другого юридического лица.

В целях настоящего Федерального закона под косвенным контролем юридического либо физического лица понимается контроль, осуществляемый в силу того, что вышеуказанное лицо прямо контролирует третье лицо (третьих лиц), которое, в свою очередь, прямо контролирует других юридических либо физических лиц.

В целях настоящего Федерального закона под косвенным существенным влиянием юридического либо физического лица понимается существенное влияние, осуществляемое в силу того, что вышеуказанное лицо прямо контролирует третье лицо (третьих лиц), которое, в свою очередь, оказывает существенное влияние на других юридических либо физических лиц.

Косвенный контроль и существенное влияние на юридических и физических лиц могут осуществляться физическим лицом также через его близких родственников, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Головная организация банковского холдинга для управления деятельностью участников банковского холдинга вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью участников банковского холдинга. Головная организация банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью, а также осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Головная кредитная организация банковской группы и головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в установленном им порядке об образовании банковской группы, банковского холдинга. Головная организация банковского холдинга обязана также уведомить Банк России о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях.

Головная кредитная организация банковской группы и головная организация банковского холдинга в случае участия в банковской группе или банковском холдинге финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на основании лицензий, обязаны уведомить соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном им порядке об образовании банковской группы, банковского холдинга и об участии в банковской группе или банковском холдинге соответствующих организаций, осуществляющих свою деятельность на основании выданных этим органом исполнительной власти лицензий.

В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков их участия в банковской группе Банк России направляет головной кредитной организации банковской группы требование об исполнении ею положений, установленных настоящим Федеральным законом. В случае выявления Банком России в ходе осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций признаков их участия в банковском холдинге Банк России уведомляет головную организацию банковского холдинга и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга, о неисполнении ею требований настоящего Федерального закона. Головная организация банковского холдинга обязана в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента получения уведомления Банка России, уведомить Банк России об образовании банковского холдинга либо направить в Банк России информацию о причинах неисполнения настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 8:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Раскрытие информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга»;

б) часть первую изложить в следующей редакции:

«Кредитная организация обязана раскрывать по формам, в порядке и сроки, устанавливаемые Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

ежегодно - годовой отчет, включая бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о собственных средствах (капитале), пояснения к указанной отчетности, заключение аудиторской организации об его достоверности, а также информацию о принимаемых рисках, процедурах оценки и управления ими;

ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснения к указанной отчетности.»;

в) часть четвертую изложить в следующей редакции: «Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга по формам, в порядке и сроки, устанавливаемые Банком России, обязаны ежегодно раскрывать годовой консолидированный отчет, включая консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках, консолидированный отчет о движении денежных средств, консолидированный отчет о собственных средствах (капитале), пояснения к указанной отчетности, заключение аудиторской организации об его достоверности, а также информацию о принимаемых рисках, процедурах оценки и управления ими.»;

3) статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией, банковской группой и банковским холдингом федеральных законов и нормативных актов Банка России.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения о ее достоверности, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В случае нарушения головной кредитной организацией банковской группы федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия консолидированной отчетности и аудиторского заключения о ее достоверности, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». При нарушении установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязательных нормативов для банковских групп Банк России вправе применять к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные указанным федеральным законом.

При выявлении указанных выше нарушений в деятельности банковского холдинга Банк России вправе направить предложения по применению мер воздействия к головной организации банковского холдинга в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга.»;

4) дополнить статью 26 частями тринадцатой, четырнадцатой и пятнадцатой следующего содержания:

«Кредитные организации, являющиеся участниками банковских групп и банковских холдингов, в целях составления головными кредитными организациями банковских групп и головными организациями (управляющими компаниями) банковских холдингов консолидированной отчетности, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, представляют своим головным организациям (управляющим компаниям), в том числе расположенным на территории иностранных государств, сведения о своих операциях, а также об операциях своих клиентов и корреспондентов при условии обеспечения головными организациями (управляющими компаниями) установленного законодательством Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств, режима сохранности получаемой информации.

Банк России вправе предоставлять информацию о вкладах, конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов:

федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов;

федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзор за финансовыми организациями, являющимися участниками банковских групп и банковских холдингов;

центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранного государства, в функции которых входит банковский надзор.

Данная информация предоставляется при условии обеспечения указанными органами надзора режима ее сохранности, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к Банку России.»;

5) статью 43 изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов.

Кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, установленные Банком России.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга по формам, в порядке и сроки, определяемые Банком России, составляют и представляют в Банк России консолидированную отчетность, а также иную информацию о деятельности, соответственно, банковской группы и банковского холдинга. Участники банковской группы и банковского холдинга обязаны представлять головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга, в том числе расположенным на территории иностранных государств, для составления консолидированной отчетности и определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, информацию о своей деятельности (включая сведения, составляющие банковскую тайну) по формам, в порядке и в сроки, определяемые головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация (управляющая компания) банковского холдинга обязаны соблюдать в отношении информации, полученной от участников банковской группы, банковского холдинга, режим ее сохранности, установленный законодательством Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.».

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст.2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009 № 1, ст. 25) следующие изменения:

1) в пункте девятом статьи 4 слова «и банковских групп» заменить словами «, банковских групп и банковских холдингов»;

2) в абзаце пятом части пятой статьи 7 слова «и банковских групп» заменить словами «, банковских групп и банковских холдингов»;

3) в абзаце третьем пункта девятого части первой и части второй статьи 18 слова «и банковских групп» заменить словами «, банковских групп и банковских холдингов»;

4) часть вторую статьи 51 изложить в следующей редакции:

«Банк России вправе запросить центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, о предоставлении информации и (или) документов, которые получены от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, в том числе по проведению проверок деятельности, а также вправе предоставить центральному банку и (или) иному указанному органу надзора иностранного государства информацию и (или) документы, в том числе содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, при условии обеспечения указанными органами режима сохранности информации, установленного законодательством Российской Федерации для Банка России. В отношении информации и (или) документов, которые получены от центральных банков и (или) иных органов надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.»;

5) часть первую статьи 56 изложить в следующей редакции:

«Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Постоянный надзор за участниками банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, если федеральными законами не установлено иное, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за указанными организациями.»;

6) дополнить статьей 56.1 следующего содержания:

«Статья 56.1. Банк России при осуществлении функций по банковскому регулированию и банковскому надзору за банковскими группами и банковскими холдингами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, взаимодействует с федеральными органами, исполнительной власти, осуществляющими надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов, участниками банковских групп и банковских холдингов, на основе заключенных с ними соглашений, в том числе по вопросам уведомления последних о вхождении поднадзорных им организаций в состав банковских групп и банковских холдингов, проведения проверок их деятельности, применения мер, включая согласованный контроль за устранением нарушений, вызвавших применение мер воздействия федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов.

Банк России в целях организации надзора за банковскими группами и банковскими холдингами вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов, а также участниками банковских групп и банковских холдингов, информацию и (или) документы поднадзорных им организаций, которые получены такими органами в ходе исполнения своих функций, а также предоставить им информацию и (или) документы кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, в том числе содержащие сведения, составляющие банковскую тайну, при условии обеспечения Банком России и указанными органами надзора режима сохранности информации, установленного законодательством Российской Федерации.»;

7) в статье 57:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций, банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками, составления и представления бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Банк России устанавливает обязательные для банковских холдингов правила организации внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками, составления и представления в Банк России консолидированной отчетности, а также иной информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской, статистической, финансовой и консолидированной отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп, головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности, соответственно, кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, требовать разъяснений по полученной информации.»;

часть третью признать утратившей силу;

8) в статье 62:

часть первую дополнить абзацем следующего содержания:

«11) максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо.»;

часть вторую дополнить словами «и банковских холдингов»;

9) статью 64 изложить в следующей редакции:

«Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга).

При определении максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков учитывается вся сумма денежных требований кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) к одному заемщику или группе связанных заемщиков.

Группой связанных заемщиков в целях настоящего Федерального закона признаются юридические и (или) физические лица в случае, если один из заемщиков прямо или косвенно контролирует или оказывает существенное влияние на другого заемщика (других заемщиков), или если заемщики находятся под контролем или существенным влиянием третьего лица (третьих лиц), не являющегося заемщиком.

Понятия прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния используются в значениях, определенных статьей 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

В целях настоящего Федерального закона к группе связанных заемщиков кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) относятся также юридические и физические лица, связанные таким образом, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом (другими) лицами обязательств по кредитным требованиям перед кредитной организацией (банковской группой, банковским холдингом), в частности, в силу того, что:

юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) по договору

займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц по договору займа (кредита, депозита);

юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) по договору займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц на финансирование одного и более проектов;

исполнение обязательств юридических и (или) физических лиц по договору займа (кредита, депозита) перед кредитной организацией осуществляется одним и тем же третьим лицом, не являющимся лицом, обязанным перед кредитной организацией по договору займа (кредита, депозита).»;

10) дополнить статьей 64.1 следующего содержания: «Статья 64.1 Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 20 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

При определении максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо учитывается вся сумма денежных требований кредитной организации к связанному с ней лицу.

Под связанными с кредитной организацией лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются юридические и физические лица, которые прямо или косвенно контролируют или оказывают существенное влияние на кредитную организацию либо юридические лица, деятельность которых прямо или косвенно контролирует или на которых прямо или косвенно оказывает существенное влияние кредитная организация. Понятия прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния используются в значениях, определенных статьей 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.

К связанным с кредитной организацией лицам относятся также: юридические и (или) физические лица, владеющие более пяти процентов уставного капитала кредитной организации, но менее двадцати процентов ее уставного капитала;

заместители единоличного исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации;

члены совета директоров (наблюдательного совета), единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа и иных органов, главный бухгалтер участника банковской группы, банковского холдинга или иного юридического лица, входящего в группу лиц, в которую также входит кредитная организация..

Юридические и физические лица, каждое из которых составляет группу лиц со связанным с кредитной организацией лицом, рассматриваются в целях настоящей статьи в качестве связанного с кредитной организацией лица. Понятие группы лиц используется в значении, определенном федеральными законами.»;

11) в статье 65:

части первую, вторую и третью после слов «банковской группы» дополнить словами «, банковского холдинга»;

часть четвертую после слов «банковских групп» дополнить словами «, банковских холдингов»;

12) статью 67 после слов «банковской группы» дополнить словами «, банковского холдинга»;

13) в статье 72:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Статья 72. Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) и обязательных нормативов кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) с учетом международного опыта, консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.»;

часть вторую дополнить предложением следующего содержания:

«Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета для банковских групп и банковских холдингов.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга Банк России проводит оценку их активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация, банковская группа и банковский холдинг обязаны отражать в своей бухгалтерской, консолидированной и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.»;

14) в статье 73:

часть вторую после слов «Совета директоров» дополнить словами «на договорной основе»;

статью дополнить частями восьмой - одиннадцатой следующего содержания:

«Банк России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов или участниками банковских групп и банковских холдингов, на основании соответствующих соглашений, осуществляет проверки банковских групп и банковских холдингов. Порядок проведения проверок банковских групп и банковских холдингов определяется Банком России.

Проверки головных организаций (управляющих компаний) банковских холдингов и участников банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими надзор за указанными организациями. Деятельность головных организаций (управляющих компаний), участников банковских групп и банковских холдингов за исключением вышеуказанных может при необходимости проверяться Банком России или по поручению Совета директоров на договорной основе аудиторскими организациями. Аудиторские организации по поручению Совета директоров могут также на договорной основе привлекаться к проверкам банковских групп и банковских холдингов в целом.

Банк России вправе проверять деятельность кредитных организаций - участников банковских групп и банковских холдингов, расположенных на территории иностранных государств, если это не противоречит законодательству иностранных государств. Центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, вправе осуществлять проверки деятельности расположенных на территории Российской Федерации кредитных организаций - участников банковских групп, головными организациями которых являются иностранные банки. О результатах таких проверок указанные органы информируют Банк России.

Проверки Банком России банковских групп, банковских холдингов, их головных организаций и участников осуществляются уполномоченными представителями (служащими), которые в ходе проверок имеют право получать и проверять отчетность и другие документы банковских групп и банковских холдингов, при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за организациями, являющимися головными организациями банковских холдингов, участниками банковских групп и банковских холдингов, представляют информацию и (или) документы о результатах проверок указанных организаций в Банк России в порядке, установленном соответствующими соглашениями.

Банк России представляет информацию и (или) документы о результатах проверок некредитных организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, участниками банковских групп и банковских холдингов, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим надзор за головными организациями банковских холдингов, участниками банковских групп и банковских холдингов в порядке, установленном соответствующими соглашениями.»;

15) в статье 74:

часть первую после слов «недостоверной информации» дополнить словами «непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения о достоверности отчетности»;

дополнить новыми частями третьей - шестой следующего содержания:

В случае нарушения головной кредитной организацией банковской группы, кредитной организацией - участником банковской группы или банковского холдинга требований федеральных законов, связанных с участием в банковской группе и (или) банковском холдинге, в том числе непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия консолидированной отчетности и аудиторского заключения о ее достоверности, Банк России вправе применить к такой кредитной организации меры, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. При нарушении установленных Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательных нормативов для банковских групп Банк России вправе применять к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Если головная кредитная организация банковской группы, кредитная организация - участник банковской группы или банковского холдинга не исполняет предписания Банка России об устранении нарушений либо если указанные нарушения создают угрозу законным интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации, Банк России вправе:

1) взыскать с головной кредитной организации банковской группы штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) ввести ограничения на осуществление кредитными организациями, являющимися головной или участниками банковской группы, операций со связанными с ними лицами;

3) ввести запрет на осуществление кредитными организациями, являющимися головной или участниками банковской группы, операций со связанными с ними лицами;

4) потребовать от головной кредитной организации банковской группы:

изменения структуры активов банковской группы и (или) отдельных ее участников;

замены руководителей отдельных участников банковской группы, перечень должностей которых установлен федеральными законами;

осуществления реорганизации отдельных участников банковской группы.

В случае выявления нарушений федеральных законов участником банковской группы или банковского холдинга, не являющимся кредитной организацией, Банк России направляет сообщение об указанных нарушениях федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с федеральным законодательством надзор за деятельностью соответствующей организации.

Порядок применения мер, предусмотренных настоящей статьей, к кредитным организациям, в том числе головным кредитным организациям и кредитным организациям - участникам банковской группы или банковского холдинга, устанавливается нормативным актом Банка России.

в частях четвертой и пятой слова «первой и второй» заменить словами «первой - четвертой»;

части третью, четвертую и пятую считать частями седьмой, восьмой и девятой соответственно;

16) часть первую статьи 75 изложить в следующей редакции: «Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, стабильности банковской системы Российской Федерации».

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р, предусматривается совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года определяет основными целями развития банковского сектора повышение финансовой устойчивости кредитных организаций, укрепление к ним доверия вкладчиков и других кредиторов, а также усиление защиты их интересов. В связи с этим, важным направлением реформирования банковского сектора является совершенствование правового обеспечения деятельности кредитных организаций в соответствии с международно признанными нормами, а также принципов банковского регулирования и надзора, в том числе осуществляемого на консолидированной основе, и приближение их к лучшей мировой практике.

Целью законопроекта является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями в соответствие с современной международной практикой в данной области. В частности, предполагается уточнить понятие банковского холдинга, ориентировав его на преобладание доли банковской деятельности в общем спектре направлений бизнеса его участников, а также включить в состав банковской группы юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, деятельность которых прямо или косвенно контролирует кредитная организация.

Проект предусматривает введение понятий «контроль», «связанные с кредитной организацией лица» и уточнение понятия «существенное влияние», в том числе через введение критерия влияния юридических лиц, входящих в состав банковских групп и (или) банковских холдингов, на деятельность иных участников банковских групп и (или) банковских холдингов через физических лиц, являющихся акционерами (участниками), служащими указанных организаций либо их близкими родственниками. Проектом определяются также критерии влияния кредитной организации, входящей в состав банковской группы и (или) банковского холдинга, на решения, принимаемые органами управления юридического лица, акциями (долями) которого владеет кредитная организация.

Законопроектом предполагается устранить препятствия для обмена информацией между головными организациями (управляющими компаниями) банковских групп (банковских холдингов) и их участниками, а также законодательно закрепить основы взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по надзору за финансовыми организациями, при осуществлении надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.

Законопроектом вносятся дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», уточняющие полномочия Банка России в отношении осуществления процедур надзора на консолидированной основе. В частности, предполагается закрепление за Банком России права на определение методики расчета собственных средств (капитала) банковских групп и банковских холдингов, установление обязательных нормативов деятельности банковских холдингов, проведение проверок банковских групп и банковских холдингов и применение мер воздействия к банковским группам за нарушения, выявленные в их деятельности, а также инициирование надзорных действий по отношению к банковским холдингам со стороны уполномоченных надзорных органов.

Кроме того, законопроект уточняет состав форм индивидуальной отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов, составляемых для представления в целях надзора в Банк России, а также подлежащих опубликованию в открытой печати.

По состоянию на 1 января 2010 года в состав 165 банковских (консолидированных) групп и 32 банковских холдингов, действующих на территории Российской Федерации, входят 255 кредитных организаций, доля активов которых в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации составляет около 87 %. В состав 41 группы входят две и более кредитные организации, 124 группы сформированы из одной кредитной организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех группах преобладает банковская деятельность.

Принятие законопроекта будет способствовать повышению качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах, эффективности банковского надзора, своевременному выявлению сфер повышенных рисков, принимаемых кредитными организациями, входящими в состав банковских групп и банковских холдингов, включая риски от операций с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов. Принятие законопроекта позволит также заинтересованным пользователям получать более полную и достоверную информацию о деятельности банковских групп и банковских холдингов для принятия обоснованных экономических решений.

Принятие законопроекта соответствует требованиям проводимой административной реформы в части установления действующим законодательством норм прямого действия и позволит приблизить правовое регулирование отношений в банковской сфере к международно признанным подходам, что будет иметь положительный международный резонанс.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок