Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 02.05.2023 г. № ЗГ-3-20/6089@

Письмо ФНС России от 02.05.2023 г. № ЗГ-3-20/6089@

Вопрос: О применении ККТ при продаже товаров с участием агента по приему платежей.

06.06.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 02.05.2023 г. № ЗГ-3-20/6089@

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ООО от 25.04.2023 и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что под термином "расчеты" в Федеральном законе N 54-ФЗ понимаются в том числе прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами), иными агентами, не являющимися платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) (далее - агенты по приему платежей), при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, в соответствии с которыми при получении агентами по приему платежей денежных средств за товары (работы, услуги) от покупателей (клиентов) организации и индивидуальные предприниматели, поручившие таким агентам по приему платежей осуществлять от своего имени или от имени этих агентов такое получение денежных средств, (далее - поставщики товаров (работ, услуг)) и не поручавшие этим агентам осуществлять выдачу (передачу) соответствующих товаров (работ, услуг) покупателям (клиентам), указанные поставщики товаров (работ, услуг), осуществляющие выдачу (передачу) покупателям (клиентам) соответствующего товара (работы, услуги), вправе не применять контрольно-кассовую технику при получении соответствующих денежных средств, уплаченных покупателями (клиентами) за эти товары (работы, услуги).

Также Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений о том, что поставщик товара (работы, услуги), который в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ обязан применять контрольно-кассовую технику, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе поручить агенту по приему платежей оказывать услуги по формированию кассового чека, направлению кассового чека плательщику в электронной форме и передаче фискальных данных в налоговые органы и на этом основании вправе не применять контрольно-кассовую технику.

Формирование кассового чека, выдача кассового чека покупателю (клиенту), направление кассового чека покупателю (клиенту) в электронной форме и передача фискальных данных в налоговые органы не являются услугами, оказываемыми пользователем контрольно-кассовой техники покупателям (клиентам), которые он вправе перепоручить третьим лицам, в том числе агенту по приему платежей, а являются обязанностью пользователя контрольно-кассовой техники, которую он должен исполнять лично в соответствии с требованиями Федерального закона N 54-ФЗ.

Поставщик товара (работы, услуги), руководствуясь положениями пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе поручить агенту по приему платежей оказывать ему услуги по приему (получению) и выплате денежных средств от покупателя (клиента), которые он уплачивает (выплачивает) поставщику товара (работы, услуги) за товар (работу, услугу), передаваемый (выдаваемый) этому покупателю (клиенту), и при оказании которых указанный агент по приему платежей обязан применять контрольно-кассовую технику, включая формирование кассового чека, выдачу кассового чека покупателю (клиенту), направление кассового чека покупателю (клиенту) в электронной форме и передачу фискальных данных в налоговые органы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ форматы фискальных документов, обязательные к использованию, утверждаются уполномоченным органом и размещаются на его официальном сайте в сети Интернет.

Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ о ФФД) установлены правила формирования реквизитов кассового чека, в том числе реквизитов "признак агента" (тег 1057) и "признак агента по предмету расчета" (тег 1222), "признак предмета расчета" (тег 1212), "признак способа расчета" (тег 1214), реквизитов "данные поставщика" (тег 1224), "ИНН поставщика" (тег 1226), "сведения о покупателе (клиенте)" (тег 1256).

Поставщики товаров (работ, услуг) и агенты по приему платежей при применении контрольно-кассовой техники и формировании кассовых чеков обязаны соблюдать требования указанного Приказа о ФФД в отношении реквизитного состава кассовых чеков, формируемых при осуществлении расчетов, в том числе реквизитов "признак агента" (тег 1057) и "признак агента по предмету расчета" (тег 1222), "признак предмета расчета" (тег 1212), "признак способа расчета" (тег 1214), реквизитов "данные поставщика" (тег 1224), "ИНН поставщика" (тег 1226) и "сведения о покупателе (клиенте)" (тег 1256).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, применяется только при указанных расчетах.

В соответствии с пунктом 5.6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику, расположенную вне места совершения расчетов, в том числе:

- при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле;

- при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.

В связи с изложенным организация, выступающая агентом по приему платежей, действующая по поручению поставщика товара (работ, услуг), применяющая контрольно-кассовую технику только для осуществления расчетов в безналичном порядке в сети Интернет, не может использовать такую контрольно-кассовую технику и осуществлять расчеты с покупателем (клиентом) на месте осуществления расчета в торговом объекте, кафе, ресторане, где происходит непосредственное взаимодействие покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники, являющимся поставщиком товаров (работ, услуг) или уполномоченным им лицом. В данном случае при осуществлении расчета пользователь контрольно-кассовой техники обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Исходя из вопроса, изложенного в обращении, в случае продажи товаров через интернет-магазин при получении агентом по приему платежей денежных средств от покупателя, предназначенных для полной оплаты им конкретного товара, который не является подакцизным товаром и будет передан покупателю поставщиком товара после оплаты этого товара, но не в момент передачи указанных денежных средств агенту по приему платежей от покупателя, указанный агент по приему платежей фактически получает от покупателя полную предварительную оплату до момента передачи предмета расчета и обязан сформировать кассовый чек, который должен содержать реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "1" (полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета), реквизит "признак предмета расчета" (тег 1212), имеющий значение, равное "1" (товар), и реквизит "наименование предмета расчета" (тег 1030), содержащий сведения о реализуемом товаре (таблица 25 Приложения N 2 Приказа о ФФД для ФФД версии 1.05, таблица 63 для ФФД версии 1.1 и таблица 101 для ФФД версии 1.2).

При этом сумма вознаграждения, которая выплачивается агенту по приему платежей за оказываемые им услуги, в случае, если агент получает такое вознаграждение, должна быть указана отдельным реквизитом в составе реквизита "предмет расчета" (тег 1059), и в отношении этого вознаграждения реквизит "признак предмета расчета" (тег 1212) должен иметь значение, равное "11" (о вознаграждении пользователя, являющегося платежным агентом (субагентом), банковским платежным агентом (субагентом), комиссионером, поверенным или иным агентом).

При передаче указанного товара покупателю поставщик товара также обязан сформировать кассовый чек, который должен содержать реквизит "предмет расчета" (тег 1059), в состав которого входит реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4" (полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета), и реквизит "признак предмета расчета" (тег 1212), имеющий значение, равное "1" (товар).

При этом применение контрольно-кассовой техники должно осуществляться исходя из идентичности отражения операций в контрольно-кассовой технике и в регистрах бухгалтерского учета организации с учетом действующей учетной политики, за исключением случаев, предусматривающих иное отражение операций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В случае если при осуществлении расчета за товары в сети Интернет одновременно осуществляется передача товара покупателю, то сумма такого расчета может сразу учитываться поставщиком товара как реализация с формированием одного кассового чека, содержащего реквизит "признак способа расчета" (тег 1214), имеющий значение, равное "4" (полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета). При этом агент по приему платежей не вправе формировать такой кассовый чек с указанным реквизитом, поскольку он не осуществляет выдачу товара покупателю, а осуществляет только прием предоплаты за товар от покупателя.

 

Начальник Управления

оперативного контроля

В.Г.МАЛЬЦЕВ

02.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок