Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 18.02.2021 г. № 03-04-06/11171

Письмо Минфина России от 18.02.2021 г. № 03-04-06/11171

Вопрос: Об НДФЛ с доходов российских педагогических работников, работающих в рамках гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом".

11.03.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18.02.2021 г. № 03-04-06/11171

 

Департамент налоговой политики в связи с письмом от 21.01.2021 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов российских педагогических работников, работающих в рамках гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом", сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.

Исходя из проектов типового срочного трудового договора и типового договора о выполнении образовательно-методических работ, направленных в Минфин России Минпросвещения России, трудовые договоры, заключаемые ФГБОУ с российскими педагогическими работниками, работающими в рамках гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом", могут предусматривать выполнение работ как на территории Российской Федерации (выполнение работ может осуществляться дистанционно), так и за пределами Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, если российские педагогические работники в соответствии с трудовым договором выполняют трудовые обязанности в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации по такому договору, согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса, относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Если указанные лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1, пунктов 2 - 4 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Указанные доходы российских педагогических работников, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Соответственно, в этом случае обязанность декларировать в Российской Федерации указанные доходы у их получателей отсутствует.

Пунктом 2 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

При этом особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

Учитывая изложенное, в отношении доходов от источников за пределами Российской Федерации российских педагогических работников, работающих в рамках гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом", ФГБОУ не признается налоговым агентом. На указанную организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьями 226 и 230 Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Таким образом, если российские педагогические работники в соответствии с трудовым договором выполняют трудовые обязанности в Российской Федерации, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации по такому договору, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса, относится к доходам от источников в Российской Федерации.

Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц с указанных доходов осуществляются ФГБОУ.

Пунктом 1 статьи 224 Кодекса для указанных доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.

С учетом пункта 3 статьи 224 Кодекса доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30 процентов, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац второй пункта 1 статьи 232 НК РФ, а не абзац первый.

При этом в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 232 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 232 Кодекса.

Так, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан заключено соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 31.03.1997 (далее - Соглашение).

Согласно статье 24 Соглашения если резидент одного договаривающегося государства получает доход или владеет капиталом в другом договаривающемся государстве, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в этом другом договаривающемся государстве, то сумма налога на этот доход или капитал, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого договаривающегося государства на указанный доход или капитал, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Из указанного положения следует, что, если доходы педагогических работников будут подлежать налогообложению и в Российской Федерации, и в Республике Таджикистан, в этом случае сумма налога, подлежащая уплате в Республике Таджикистан, может быть вычтена из суммы налога, подлежащей уплате в Российской Федерации.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии со статьей 20 Соглашения профессор, преподаватель или научный работник, который временно находится в Республике Таджикистан с целью обучения или проведения исследований в университете, колледже, школе или другом образовательном учреждении и который является или непосредственно перед приездом являлся резидентом Российской Федерации, освобождается от налогообложения в Республике Таджикистан в течение периода, не превышающего два года, в отношении вознаграждения за обучение или проведение исследований.

Изложенная позиция доведена до ФНС России.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

18.02.2021

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок