Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 25.01.2021 г. № 03-08-05/3978

Письмо Минфина России от 25.01.2021 г. № 03-08-05/3978

Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 247 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на прибыль для иностранных организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ. Статья 309 НК РФ выделяет в качестве самостоятельного вида доходов от источников в Российской Федерации доходы от реализации (погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости (пп. 9.1 п. 1), в то же время доходы от реализации (погашения) инвестиционных паев иных паевых инвестиционных фондов подпадают под категорию, предусмотренную пп. 2 п. 1 указанной статьи, а именно - доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации. Если в отношении доходов от реализации (погашения) закрытых паевых инвестиционных рентных фондов или фондов недвижимости п. 4 ст. 309 НК РФ предусмотрено их уменьшение на сумму расходов налогоплательщика, потраченных на приобретение указанных паев, то в отношении доходов от реализации (погашения) инвестиционных паев иных паевых инвестиционных фондов прямого указания на порядок определения дохода в указанной статье не содержится.

В 2016 г. Минфином России в Письме от 12.08.2016 N 03-08-05/47333 были даны разъяснения о применении пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ в действующей на тот момент редакции, в соответствии с которыми доходы от реализации (погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, которые не являются закрытыми паевыми инвестиционными рентными фондами и фондами недвижимости, не подлежали уменьшению на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком на их приобретение. Данный подход фактически лишил экономического смысла любые долгосрочные вложения нерезидентов в российскую экономику через индустрию российских паевых инвестиционных фондов, побуждая иностранных инвесторов структурировать свои инвестиции через иностранные юрисдикции.

В 2018 г. Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ в пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ были внесены изменения, предусматривающие применение указанного подпункта с учетом положений абз. 2 п. 1 ч. 2 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества, который получен участником организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим участником стоимость акций (долей, паев) такой организации. Таким образом, была восстановлена экономическая целесообразность, в соответствии с которой прибыль определяется не как валовая выручка от реализации актива, а как превышение полученных доходов над величиной понесенных расходов.

Верно ли, что с учетом вышеуказанных изменений при налогообложении доходов иностранных организаций от реализации (погашения) инвестиционных паев, не относящихся к категории закрытых паевых инвестиционных рентных фондов или фондов недвижимости, сумма полученного дохода подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных расходов на приобретение указанных инвестиционных паев?

15.02.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25.01.2021 г. № 03-08-05/3978

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.11.2020 по вопросу порядка налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, не относящихся к категории закрытых паевых инвестиционных рентных фондов или фондов недвижимости, и сообщает, что в связи с недостаточностью информации о структуре активов паевых инвестиционных фондов, указанных в обращении, невозможно однозначно квалифицировать вид дохода, полученный иностранным резидентом при погашении инвестиционных паев.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

При этом обращаем внимание, что в связи с внесением изменений в подпункт 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, а также комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса.

Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 309 Кодекса при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268 и 280 Кодекса.

Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

В свою очередь, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса применяются к доходам, получаемым в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений.

Принимая во внимание вышеизложенное, выплаты от погашения инвестиционных паев, не относящихся к категории закрытых паевых инвестиционных рентных фондов или фондов недвижимости, а также комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, нельзя однозначно отнести ни к одному из видов доходов, перечисленных в подпунктах 1 - 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, и, следовательно, при налогообложении указанных выплат от погашения инвестиционного пая следует применять положения подпункта 10 пункта 1 статьи 309.

Одновременно сообщаем, что порядок налогообложения указанных доходов регулируется также с учетом норм соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерации, заключенных с иностранным государством (в случае наличия), в силу норм статьи 7 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

25.01.2021

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок