Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС от 14.08.2015 г. № ГД-4-3/14351

Письмо ФНС от 14.08.2015 г. № ГД-4-3/14351

О праве на освобождение от НДС, если нарушены сроки представления подтверждающих документов

09.11.2015 

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 14.08.2015 № ГД-4-3/14351

О направлении разъяснений

Вопрос:

Просим предоставить разъяснения по следующим вопросам.1. В соответствии с п.1 ст.145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс) плательщики НДС имеют право на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В соответствии с п.3 ст.145 Налогового кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 ст.145 Налогового кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Последствия пропуска срока представления указанных документов в Налоговом кодексе не установлены.

В п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" указано, что по смыслу п.3 ст.145 Налогового кодекса налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о намерении использовать право на освобождение. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное ст.145 Кодекса, не может быть отказано в праве на такое освобождение лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

В то же время в определении от 29.09.2014 № 305-КГ14-1990 Верховный Суд Российской Федерации указал, что порядок отказа от освобождения от налогообложения операций, указанных в пп.29, пп.30 п.3 ст.149 Налогового кодекса, четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования, в этой связи несостоятельна ссылка заявителя на пункт 2 Постановления, в котором суд обращает внимание на недопустимость отказа в применении льготы, установленной статьей 145 Налогового кодекса, только лишь по мотиву ненаправления в налоговый орган уведомления о намерении использования указанной льготы.

Учитывая различные позиции судов по данному вопросу, просим дать разъяснения о правомерности предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145 Налогового кодекса в случае представления уведомления об освобождении с нарушением срока, установленного Налоговым кодексом.2. Налоговый орган в соответствии с п.6 ст.88 Налогового кодекса при проведении камеральных налоговых проверок вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Согласно п.1 ст.56 Налогового кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В п.14 Постановления указано, что у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п.2 ст.146 Налогового кодекса) или освобождаемым от налогообложения на основании ст.149 Налогового кодекса, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций. Учитывая позицию суда, просим предоставить разъяснения о том, какие операции из указанных в ст.149 Налогового кодекса считать льготируемыми и по каким операциям запрашивать документы, используя право, предоставленное п.6 ст.88 Налогового кодекса.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБАПИСЬМОот 14 августа 2015 года № ГД-4-3/14351

О направлении разъяснений 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о порядке предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - налог) в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и правомерности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в отношении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) согласно статье 149 Кодекса, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Пунктом 3 данной статьи установлено, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Согласно пункту 5 статьи 145 Кодекса в случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 данной статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке со взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. При этом Кодексом не предусмотрена какая-либо ответственность за нарушение налогоплательщиками требований, установленных пунктами 3, 6 статьи 145 Кодекса.

Таким образом, из системного толкования указанной нормы Кодекса следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 145 Кодекса, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не влечет отказ налогоплательщику в предоставлении указанного права. В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33, налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления налогового органа законом не определены. При этом такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Следовательно, лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Аналогичная позиция подтверждена арбитражной практикой (Постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2014 № Ф09-2941/14 по делу № А76-13212/2013, от 21.02.2011 № Ф09-11622/10-С2 по делу № А76-9799/2010-39-343, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2012 по делу № А44-4183/2011, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 № А49-11485/2009).

Таким образом, при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, налоговый орган обязан учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации 3 класса

Д.Ю.Григоренко

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок