
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 1 ноября 2011 г. N 03-08-05
Письмо Минфина РФ от 1 ноября 2011 г. N 03-08-05
Проценты по займу являются плавающими и рассчитываются по формуле на основе величины прибыли компании.
Для осуществления контроля за целевым использованием заемных средств Заимодавец имеет право на ознакомление с документами бухгалтерского и управленческого учета, а также с бухгалтерской отчетностью Заемщика. Представители Заимодавца могут быть направлены в краткосрочные командировки в РФ исключительно в целях ознакомления с отчетностью Заемщика. В общей сложности срок их пребывания в РФ не превысит 30 дней за календарный год, что не приведет к образованию обособленного подразделения иностранного юридического лица. Заимодавец не участвует в управлении коммерческой деятельностью Заемщика и не оказывает каких-либо прочих услуг Заемщику и другим лицам.
Заимодавец является налоговым резидентом Люксембурга и не осуществляет в России предпринимательскую деятельность через постоянное представительство. Заимодавец не участвует ни прямо, ни косвенно в уставном капитале Заемщика. Доля в уставном капитале Заемщика на 100% принадлежит иностранной компании, созданной в соответствии с законодательством Люксембурга и входящей в одну группу с Заимодавцем.
В соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение) выражение "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
Создается ли у Заимодавца постоянное представительство в РФ в связи с осуществлением указанного контроля за целевым использованием заемных средств при условии отсутствия иной деятельности, осуществляемой на территории РФ и ведущей к образованию постоянного представительства?
В соответствии со ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). В соответствии со ст. 309 НК РФ процентный доход, полученный иностранной организацией от источника в РФ, подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
При этом налогообложение доходов, получаемых резидентами Люксембурга от источника в РФ, также регулируется положениями Соглашения. В соответствии со ст. 11 Соглашения термин "проценты" при использовании в данной статье означает доход от долговых требований любого вида вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
Исходя из изложенного проценты, начисленные по целевому займу, не подлежат налогообложению налогом на прибыль у источника выплаты (в РФ) при соблюдении требований и ограничений, установленных ст. 11 Соглашения и ст. ст. 269 и 312 НК РФ.
Правомерна ли указанная позиция?
19.11.2011
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений российско-люксембургского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 28.06.1993 (далее - Соглашение) в отношении займа, предоставленного российской организации (далее - Заемщик) компанией, созданной в соответствии с законодательством Люксембурга (далее - Заимодавец), и сообщает следующее.
Согласно информации, содержащейся в запросе, Заимодавец для осуществления контроля за целевым расходованием заемных средств Заемщиком направляет своих представителей в Россию в краткосрочные командировки, общий срок которых не превышает 30 дней за календарный год. При этом, помимо ознакомления с бухгалтерской отчетностью Заемщика, командируемые представители Заимодавца не осуществляют в Российской Федерации никакой другой деятельности, а сам Заимодавец не оказывает Заемщику никаких других услуг и не участвует в управлении его коммерческой деятельностью.
По нашему мнению, при соблюдении вышеизложенных условий у Заимодавца не возникает постоянного представительства на территории Российской Федерации.
Также считаем, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 11 "Проценты" Соглашения и ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проценты, начисленные по целевому займу, следует считать процентами в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.
При этом необходимо учитывать, что согласно положениям п. 4 ст. 11 "Проценты" Соглашения сумма таких процентов не должна превышать сумму процентов, которая была бы согласована между Заемщиком и Заимодавцем при отсутствии отношений аффилированности, т.е. на рыночных условиях.
Из запроса следует, что Заемщик и Заимодавец входят в одну группу компаний, т.е. являются аффилированными лицами. В связи с этим считаем, что расчет предельной суммы процентов по упомянутому целевому займу следует осуществлять с соблюдением ограничений, установленных ст. 269 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11 "Проценты" Соглашения рассчитанная с учетом этих ограничений сумма процентов, выплачиваемых Заемщиком Заимодавцу, облагается налогами только в Люксембурге.
Для освобождения процентов, выплачиваемых Заимодавцу, от налогообложения в Российской Федерации в соответствии с вышеупомянутыми положениями ст. 11 "Проценты" Соглашения Заимодавец должен представить организации подтверждение своего постоянного местопребывания в Люксембурге, предусмотренное п. 1 ст. 312 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
Комментарии