Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость

12.07.2010 

Вносится депутатами Государственной Думы ФС РФ

О.В. Морозовым, Ю.В. Васильевым,

Г.Я. Хором, Н.В. Бурыкиной,

Е.А. Самойловым, А.М. Макаровым

Н.В.Пугачевой

Проект

Российская Федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 49, ст. 4564; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3033; 2003, № 1, ст. 2; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2874, 2879, 2886; № 50, ст. 4849; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3527; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 29, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104; 2006, № 30, ст. 3295; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20, 31; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2462; № 31, ст. 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045; № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3577, 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; 2009, № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772, 2775; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731; № 52, ст. 6444, 6455; 2010, № 15, ст. 1737) следующие изменения:

1) В пункте 1 статьи 164:

а) подпункт 2 признать утратившим силу;

б) дополнить подпунктами 21 - 26 следующего содержания:

«21) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации;

22) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:

- транспортировке нефти, нефтепродуктов, вне зависимости от даты их помещения под соответствующий таможенный режим, из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе трубопроводного, расположенного на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводного, за пределы территории Российской Федерации,

- перевалке нефти и нефтепродуктов (в том числе их погрузке, разгрузке, перегрузке, сливу, наливу), вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных и озерных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующий таможенный режим.

Для целей настоящего подпункта к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Настоящий подпункт распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договора (контракта) с:

иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка;

агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, котороезаключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.

23) услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации;

24) услуг, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

25) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах по перевалке (в том числе по погрузке, разгрузке, перегрузке, хранению) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации;

26) работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории».

2) в статье 165:

а) дополнить статью пунктами 31 – 36 следующего содержания:

«31. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского пограничного таможенного органа;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река-море) плавания с территории иностранного государства в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся на территории Российской Федерации.

При вывозе товаров воздушным транспортом в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При ввозе товаров воздушным транспортом в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося на территории Российской Федерации.

При вывозе товаров автомобильным транспортом в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

При ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского пограничного таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации;

32. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) таможенная декларация (ее копия), с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.

Указанная таможенная декларация должна содержать ссылку на иностранное или российское лицо (его агента, комиссионера), поименованное в подпункте 1 настоящего пункта, на основании договора (контракта) с которым выполнена (оказана) указанная работа (услуга), а также сведения о внешнеэкономической сделке по реализации товара за пределы территории Российской Федерации, заключенной указанным лицом и поименованной в подпункте 1 настоящего пункта;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

33. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 23 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации услуг на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

34. При реализации услуг, предусмотренных подпунктом 24 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с российским лицом на выполнение указанных услуг;

2) копии актов об оказании услуг по передаче электрической энергии и (или) иных документов, подтверждающих передачу электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы Российской Федерации в электроэнергетические системы иностранных государств;

3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского лица – покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации услуг на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

35. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 25 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации), с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания в налоговые органы представляются:

копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского пограничного таможенного органа;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

При ввозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания налогоплательщиком представляется в налоговые органы копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе «Порт погрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

36. При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 26 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение работ (оказание услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица-покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) копии таможенных деклараций, в соответствии с которыми производилось таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для переработки, и продуктов переработки, вывозимых с территории Российской Федерации.

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации для переработки и вывоз продуктов переработки за пределы территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.»;

б) в пункте 4:

в абзаце первом слова «подпунктами 2 и» заменить словом «подпунктом»;

в подпункте 3 слова «перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи» исключить;

в подпункте 4 слова «вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса)» заменить словами «перевозку или транспортировку товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года и применяется к порядку применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, заявленной за налоговые периоды, начиная с четвертого квартала 2010 года.

Президент

Российской Федерации

Вносится Комитетом

Государственной Думы

по бюджету и налогам

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 391528-5

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса

Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов

по налогу на добавленную стоимость»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона № 391528-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость», внесенный депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, Ю.В.Васильевым, Г.Я.Хором, Н.В.Бурыкиной, Р.В.Кармазиной, В.В.Копыловым, Н.В.Пугачевой, Е.А.Самойловым, В.В.Толстопятовым, А.М.Макаровым.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Комитет Государственной Думы

по бюджету и налогам

По поручению Совета Государственной

Думы от 29 июня 2010 года (протокол № 213)

Заключение

по проекту федерального закона № 391528-5 «О внесении изменений в

часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0

процентов по налогу на добавленную стоимость», внесенному

депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, Ю.В. Васильевым,

Г.Я. Хором, Н.В. Бурыкиной, Е.А. Самойловым, А.М. Макаровым

(первое чтение)

По представленному законопроекту правовых замечаний концептуального характера не имеется.

Вместе с тем, принимая во внимание предложенную в законопроекте редакцию нового подпункта 21 пункта 1 статьи 164 и пункта 31 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), а также исходя из закрепленного в статье 6 Налогового кодекса принципа определенности и недвусмысленности правовой нормы, полагаем возможным рассмотреть вопрос о том, будет ли иметь налогоплательщик право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров в случае, если до места назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации, товар вначале доставлялся автомобильным транспортом, но был вывезен за пределы территории Российской Федерации морским судном.

Исходя из этого же принципа полагаем возможным в абзаце втором и третьем нового подпункта 22 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса уточнить, о каких «соответствующих таможенных режимах» идет речь.

Принимая во внимание положения статей 3, 8, 9, 11 и 16 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетики» полагаем возможным рассмотреть вопрос о следующей редакцию нового подпункта 24 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса: «24) услуг по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и (или) услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети из российской электроэнергетической системы в электроэнергетическую систему иностранных государств;». Обращаем внимание, что, возможно, вместо российской электроэнергетической системы нужно говорить о Единой энергетической системе России.

С целью согласования терминологии, используемой в статье 165 Налогового кодекса, предлагаем в абзаце третьем подпункта 3 нового пункта 31 и абзаце третьем подпункта 3 нового пункта 34 статьи 165 Налогового кодекса слова «российского пограничного таможенного органа» заменить словами «пограничной таможни Российской Федерации».

С целью создания равных условий на применение налоговой ставки 0 процентов полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении подпункта 2 нового пункта 35 и подпункта 2 нового пункта 36 статьи 165 Налогового кодекса положением, согласно которому в случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.

Заместитель

начальника управления Д.Д. Цабрия


Исполнитель: Киракозов Р.С., 692-01-60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона 391528-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость», внесенному депутатами Государственной Думы О.В.Морозовым, Ю.В.Васильевым, Г.Я.Хором, Н.В.Бурыкиной, Е.А.Самойловым, А.М.Макаровым, первое чтение

Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Законопроектом предусматривается полный отказ от действующей редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), по которому сложилась неоднозначная правоприменительная практика, и предлагается следующий исчерпывающий перечень облагаемых нулевой ставкой по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг, связанных с перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации товарами:

- услуги по международной перевозке;

- услуги, оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

- услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации;

- услуги по управлению единой национальной электрической сетью по передаче электрической энергии, поставляемой в электроэнергетические системы иностранных государств;

- услуги по перевалке в морских и речных портах товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Одновременно законопроектом предлагается детализированный перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации каждого из вышеперечисленных видов работ (услуг) с учетом их особенностей.

В соответствии с действующей редакцией подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов, в том числе при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Положения указанного подпункта распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

При этом, положения Кодекса не дают определение понятиям «ввозимые (вывозимые) товары», «услуги по организации перевозок», «иные подобные работы (услуги)», что порождало большое количество налоговых споров при применении указанной нормы Кодекса.

В связи с этим, в целях исключения возможного различного толкования нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса законопроектом предлагается закрытый перечень работ (услуг), облагаемых по нулевой ставке НДС, из которого исключены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок (за исключением случаев организации транспортировки вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров трубопроводным транспортом), а также работы (услуги) по погрузке и перегрузке ввозимых и вывозимых товаров (за исключением случаев, когда эти услуги оказываются на территории морских и речных портов и (или) в отношении нефти и нефтепродуктов.

При этом, предлагаемый законопроектом перечень документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, дополнен документами, представляемыми в налоговые органы при оказании услуг в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 391528-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость».

Первый заместитель

председателя Комитета Г.Я. Хор

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок