Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 21 января 2010 г. по делу N А12-14053/2009

Постановление ФАС Поволжского округа от 21 января 2010 г. по делу N А12-14053/2009

Налоговый орган не может взыскать в принудетельном порядке имущество, запрет на отчуждение которого установлен в качестве обеспечительной меры по ст.101 НК РФ

21.02.2010  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А12-14053/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009

по делу N А12-14053/2009

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области к Тракторозаводскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю Тракторозаводского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Белоусовой И.Ю, о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 04.06.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Метресурсы", г. Волгоград, Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, г. Волгоград,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Тракторозаводскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Белоусовой И.Ю. от 04.06.2009 об отказе в возбуждении исполнительного производства в отношении постановления налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества общества с ограниченной ответственностью "Метресурсы" (далее - ООО "Метресурсы") от 20.05.2009 N 5, об обязании службы судебных приставов Тракторозаводского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области возбудить исполнительное производство по постановлению налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества ООО "Метресурсы" от 20.05.2009 N 5.

Решением суда от 21.07.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований обоснованно исходили из того, что оспариваемое постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства соответствует Федеральному закону от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку вынесение постановления в виде исполнительного документа с последующим направлением судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства по данному основанию положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 13.05.2009 N 13-18/3967 ООО "Метресурсы" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Задолженность налогоплательщика по решению от 13.05.2009 N 3967 по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды составляет 10 026 151 рубль.

20 мая 2009 года налоговым органом в обеспечение решения от 13.05.2009 N 13-18/3967 вынесено постановление N 5 о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества ООО "Метресурсы" в виде основных средств - асепрической системы, экскаватора, установки УБРС-10, недвижимого имущества замощение, забора, сырья и материалов - щебня карьерного.

20 мая 2009 года налоговый орган, руководствуясь статьями 31, 101 НК РФ, направил в Тракторозаводский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области постановление от 20.05.2009 N 5 о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества ООО "Метресурсы", направленное на обеспечение вынесенного им решения от 13.05.2009 N 3967 о привлечении к налоговой ответственности ООО "Метресурсы".

Постановлением судебного пристава-исполнителя Белоусовой И.Ю. от 04.06.2009 в возбуждении исполнительного производства на основании решения налогового органа о запрете на отчуждение имущества в отношении должника ООО "Метресурсы" отказано.

Полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя Белоусовой И.Ю. от 04.06.2009 не соответствует Федеральному закону от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и нарушает права и законные интересы заявителя, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.

Коллегия выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований находит правильными.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.

В статье 12 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" перечислены виды исполнительных документов. Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона к исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам относятся акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Постановление налогового органа от 20.05.2009 N 5 о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества ООО "Метресурсы" не отвечает требованиям подпунктов 5, 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как не является актом о взыскании денежных средств и к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, и не является актом другого органа, не осуществляющего контрольные функции. Федеральным законодательством о налогах и сборах не предусмотрены случаи принудительного исполнения решений об обеспечительных мерах, принимаемых налоговыми органами, осуществляющими контрольные функции в сфере налогообложения.

Суды сделали правильные выводы о том, что законодательство об исполнительном производстве не относит к исполнительным документам постановление налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика.

В соответствии с частью 13 статьи 101 НК РФ копия решения о принятии обеспечительных мер вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение. Принятие постановления, а не решения о принятии обеспечительных мер, направление постановления в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, предусмотрена статьей 125 НК РФ.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 04.06.2009 вынесено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12, статей 14 и 31 Федерального закона от 02.10.2008 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не нарушает права и законных интересов заявителя. Обратного налоговым органом не доказано.

При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу N А12-14053/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.