
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июля 2008 г. по делу N А55-15020/07
Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июля 2008 г. по делу N А55-15020/07
Действующим законодательством о налогах и сборах установлена безусловная обязанность Общества предоставить налоговые декларации в электронном виде, но не установлен способ, посредством которого декларация в электронном виде может быть направлена в налоговый орган
28.08.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 г. по делу N А55-15020/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2008 года по делу N А55-15020/07,
по заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г. Сызрань, выразившееся в отказе принять налоговые декларации по налогу на прибыль за третий и четвертый месяцы 2007 года по обособленным подразделениям Сызранского и Шигонского района,
установил:
открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция), выразившиеся в отказе принять налоговые декларации по налогу на прибыль за третий и четвертый месяцы 2007 года по обособленным подразделениям Сызранского и Шигонского района.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 решение первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с действующим налоговым законодательством представление налогоплательщиком, среднесписочная численность работников которого за предшествующий календарный год превышает 250 человек, налоговых деклараций по установленным формам в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) является обязанностью налогоплательщика, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и не предоставляет ему право выбора иных способов представления деклараций.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "АвтоВАЗ" письмами от 26.04.2007 N 42500/459, от 23.05.2007 N 42500/640 представило в налоговый орган декларации по налогу на прибыль в части обособленных подразделений Сызранское Управление региональных поставок (Сызранский район) - о/б "Усинская", структурное обособленное подразделение (Шигонский район) за третий и четвертый месяцы 2007 года в электронном виде (на дискете) и на бумажном носителе.
Письмом от 10.08.2007 N 04-21/27689 инспекция уведомила Общество об отказе в принятии данных деклараций в связи с тем, что они не были направлены по телекоммуникационным каналам связи.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В силу пункта 3 названной статьи Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.
При этом пунктом 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно Формату представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденному Приказом МНС РФ от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@, данные налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи.
Таким образом, при исследовании обстоятельств дела в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что действующим законодательством о налогах и сборах установлена безусловная обязанность Общества предоставить налоговые декларации в электронном виде, но не установлен способ, посредством которого декларация в электронном виде может быть направлена в налоговый орган.
Отказывая в принятии представленных Обществом деклараций, налоговый орган своими действиями препятствует выполнению налогоплательщиком своих обязанностей, что в силу пункта 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации влечет за собой налоговую ответственность.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе принять налоговые декларации по налогу на прибыль за 3 и 4 месяцы 2007 года по обособленным подразделениям Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права и были предметом спора в суде первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, иных доводов в обоснование заявленных в кассационной жалобе требований налоговый орган не представил, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2008 года по делу N А55-15020/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, г. Сызрань без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Комментарии