Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 16 августа 2007 года Дело N А65-28714/06

Постановление ФАС Поволжского округа от 16 августа 2007 года Дело N А65-28714/06

Доводы налогового органа о том, что сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная заявителем в составе оплаты услуг за ведение реестра акционеров, должна учитываться в стоимости услуг, противоречат положениям абзаца 2 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

20.11.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 августа 2007 года Дело N А65-28714/06

(извлечение)

Открытое акционерное общество "Булгарнефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17 августа 2006 г. N 505юл/к в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 402,40 руб.

Решением от 22 февраля 2007 г. Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявление Общества частично, признав недействительным решение налогового органа от 17 августа 2006 г. N 505юл/к в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 342 руб. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2007 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным решения налогового органа от 17 августа 2006 г. N 505юл/к в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 60,4 руб. и в возмещении налога на добавленную стоимость в этой сумме отменено. Заявление Общества в этой части удовлетворено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, налоговый орган просит отменить указанные судебные акты.

В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам камеральной налоговой проверки Общества налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за июнь 2005 г. налоговый орган вынес решение от 17 августа 2006 г. N 505юл/к о частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым налоговый орган отказал в возмещении налога на добавленную стоимость налогоплательщику в общей сумме 805,0 руб.

Не согласившись с вынесенным решением в части отказа налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 402,40 руб., налогоплательщик обратился в суд с соответствующим иском.

Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций признал правомерным применение налогового вычета и отменил решение налогового органа в данной части.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить ранее принятые судебные акты, настаивая на том, что операции по регистрации выпуска акций, а также услуги по выдаче векселей являются операциями, не облагаемыми налогом на добавленную стоимость в соответствии с п/п. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому налог на добавленную стоимость в размере 402,40 руб., уплаченный заявителем ОАО "Акционерный капитал", а также АК Сбербанк России, должен включаться в стоимость этих услуг.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает позицию налогового органа ошибочной исходя из следующего.

Материалами дела подтверждается, заявитель заключил с ОАО "Акционерный капитал" (регистратор) договор на ведение реестра акционерного общества от 4 апреля 2003 г. N 150/ВР-03-03. Предметом данного договора является осуществление регистратором ведения и хранения реестра именных ценных бумаг (п. 1.1 договора). Согласно п. 2.1.3 данного договора в обязанности регистратора входит организация учета прав зарегистрированных лиц, в частности: ведение регистрационного журнала эмитента, ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц, ведение учета именных ценных бумаг на эмиссионном и лицевых счетах, хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр, выполнение всех типов операций по счетам.

В рамках исполнения данного договора заявителем в стоимости услуг был уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 342,0 руб.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента его государственной регистрации.

В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации деятельность по ведению реестра акционеров является услугой, в связи с чем подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В обоснование заявленных вычетов налогоплательщиком представлены все необходимые первичные документы.

Ссылка налогового органа на п/п. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией, поскольку данная статья не предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость услуг, связанных с реализацией ценных бумаг.

Доводы налогового органа о том, что сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная заявителем ОАО "Акционерный капитал" в составе оплаты услуг за ведение реестра акционеров, должна учитываться в стоимости услуг, противоречат положениям абзаца 2 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

У заявителя в 2005 г. отсутствовали операции по реализации его акций, поэтому отсутствуют основания, установленные абзацем 2 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, для учета суммы налога на добавленную стоимость в размере 342,0 руб., предъявленных ОАО "Акционерный капитал" - продавцом услуг за ведение реестра акционеров в составе стоимости услуг за июнь 2005 г.

Таким образом, вывод судов о правомерном применении налогового вычета в сумме 402,40 руб. является правомерным.

Также правильными являются выводы судов первой и апелляционной инстанций о праве заявителя на возмещение налога на добавленную стоимость в размере 60,4 руб., уплаченных АК Сбербанк России по счетам-фактурам N 42-4683-001382 от 05.05.2005 и N 42-4683-001457 от 13.05.2005 по выдаче векселей.

По условиям договора АК Сбербанк России обязуется передать в собственность заявителя простые векселя Сбербанка Российской Федерации, а заявитель, в свою очередь, оплатить их.

Как обоснованно указано в ранее принятых судебных актах, услуги банка по выдаче векселей не освобождаются по налогу на добавленную стоимость, поскольку не входят в перечень банковских операций, не подлежащих освобождению от налогообложения, установленного п/п. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, заявитель правомерно предъявил к вычету фактически уплаченную сумму.

При таких обстоятельствах выводы судов о праве заявителя на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 60,4 руб. являются правомерными.

Все доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная оценка, основания для отмены ранее принятых актов судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п. 1 ч. 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2007 г. и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2007 г. по делу N А65-28714/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок