Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 5 июля 2007 г. N 6147/07

Определение ВАС РФ от 5 июля 2007 г. N 6147/07

Направление Федеральной налоговой службой оспариваемого письма своим территориальным органам, образующим единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не является основанием для его квалификации в качестве нормативного правового акта

11.07.2009  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2007 г. N 6147/07

Резолютивная часть определения объявлена 28.06.2007.

Полный текст определения изготовлен 05.07.2007.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Тумаркина В.М., судей Зарубиной Е.Н. и Наумова О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства "Союз предпринимателей и промышленников" о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.03.2007 N 03-11-02/62.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - некоммерческого партнерства "Союз предпринимателей и промышленников" - Жданов А.В. (доверенность от 18.05.2007);

от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Ковпак С.В. (доверенность от 11.12.2006 N 01-06-08/136).

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Никитина Л.В.

Суд установил следующее.

Некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей и промышленников" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.03.2007 N 03-11-02/62 как не соответствующего подпунктам 1, 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 6, статье 346.27 и пункту 4 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению заявителя, оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) издано с превышением полномочий, установленных пунктом 1 статьи 4 и статьей 34.2 Кодекса.

Минфин России в ходатайствах от 28.05.2007 N 08-04-14/964 и от 27.06.2007 N 08-04-14/1167 просит производство по делу прекратить, утверждая, что письмо от 02.03.2007 N 03-11-02/62 не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Оспариваемое письмо правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, не устанавливает, поскольку в нем изложено обобщенное в связи с обращениями налогоплательщиков мнение Минфина России о применении в 2007 году коэффициента-дефлятора. Письмом Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-02/151 дано иное разъяснение о применении в указанном году коэффициента-дефлятора, в связи с чем оспариваемое заявителем письмо утратило какое-либо значение.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении перечисленных в пункте 2 статьи 346.26 Кодекса видов предпринимательской деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на указанный специальный налоговый режим, исчисляют единый налог на вмененный доход (далее - единый налог) по правилам, установленным главой 26.3 Кодекса, используя физические показатели (в натуральных единицах) и базовую доходность в месяц (в рублях), соответствующие осуществляемому виду предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 346.29 Кодекса базовая доходность (в рублях) корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 устанавливается на календарный год, является коэффициентом-дефлятором, учитывающим изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде, определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 346.27 Кодекса).

Соответствующий порядок установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р: значение коэффициента-дефлятора определяет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) на основании информации Государственного комитета Российской Федерации по статистике об индексе потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации и ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует его в "Российской газете". На Минфин России возложена обязанность по согласованию определенного Минэкономразвития России коэффициента-дефлятора на следующий год.

Минэкономразвития России приказом от 03.11.2006 N 359 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2007 год" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.11.2006 N 8492, опубликован в "Российской газете" 18.11.2006 N 260) определило значение названного корректирующего коэффициента равное 1,096.

Минфин России издал письмо от 02.03.2007 N 03-11-02/62, согласно которому с 01.01.2007 плательщикам единого налога при исчислении данного налога следует корректировать (умножать) базовую доходность на коэффициент К1, равный 1,241, который рассчитан как произведение значений указанного коэффициента, определенного Минэкономразвития России на 2006 год (1,132) и на 2007 год (1,096).

Указанное письмо Минфина России направлено Федеральной налоговой службой для руководства и использования в работе подведомственными инспекциями и для информирования плательщиков единого налога (письмо от 16.03.2007 N ММ-6-02/206@).

В дальнейшем Минфин России письмом от 29.05.2007 N 03-11-02/151 разъяснил, что при расчете единого налога с 01.01.2007 следует использовать значение коэффициента К1, установленное приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359 в размере 1,096; письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62 применению не подлежит; суммы единого налога, исчисленные за I квартал 2007 года с применением коэффициента-дефлятора К1 в размере 1,241, подлежат перерасчету в установленном порядке.

Письмом Федеральной налоговой службы от 05.06.2007 N ММ-6-02/451@ письмо Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-02/151 направлено для руководства и использования в работе подведомственными инспекциями и для информирования плательщиков единого налога.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, ходатайствах и выступлении лиц, участвующих в деле, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 4, пунктам 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Минфин России утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, и порядок их заполнения, а также, помимо нормативно-правового регулирования, в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России на основании и во исполнение, в частности, федеральных законов принимает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, которые являются нормативными правовыми актами, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Таким образом, на Минфин России в сфере налоговых правоотношений возложены обязанности как по изданию нормативных правовых актов, обязательных для налогоплательщиков, так и по принятию решений и направлению ответов на обращения граждан, в том числе письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В отличие от налоговых органов, обязанных в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, такая же обязанность на налогоплательщиков не возложена (статья 23 Кодекса).

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (приказ от 14.07.1999 N 217), которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения при исчислении налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - единый налог) в части корректировки базовой доходности, является приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2007 год", изданный во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, плательщики единого налога исчисляют подлежащую к уплате сумму налога, исходя из названных норм Кодекса и нормативного правового акта уполномоченного министерства - Минэкономразвития России.

При исполнении данной обязанности необходимости в применении письма Минфина России у налогоплательщика не возникает, поскольку отсутствует правовая неопределенность при исчислении единого налога.

Письмо Минфина России не установило, не изменило значения корректирующего коэффициента-дефлятора и не отменило определенный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор на 2007 год. Минфин России не осуществляет нормативного правового регулирования по установлению значения названного коэффициента. Надлежащей компетенцией в данной сфере правоотношений обладает Правительство Российской Федерации.

Содержащиеся в оспариваемом письме Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения, подлежащие неоднократному применению.

Направление Федеральной налоговой службой оспариваемого письма своим территориальным органам, образующим единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не является основанием для его квалификации в качестве нормативного правового акта. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков соблюдения этих правил, поскольку на налогоплательщиков возложена обязанность выполнять только законные требования налоговых органов (подпункт 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса).

Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями писем Минфина России, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Таким образом, в силу статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемое письмо не влечет правовых последствий, как не отвечающее критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта.

При данных обстоятельствах заявление не подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьями 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

производство по делу о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.03.2007 N 03-11-02/62 прекратить.

Возвратить некоммерческому партнерству "Союз предпринимателей и промышленников" из федерального бюджета 2 000 (Две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 02.05.2007 N 12.

Председательствующий

ТУМАРКИН В.М.

Судья

ЗАРУБИНА Е.Н.

Судья

НАУМОВ О.А.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать