Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 30 декабря 2013 г. № ВАС-18588/13

Определение ВАС РФ от 30 декабря 2013 г. № ВАС-18588/13

25.02.2014  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-18588/13

Москва                                                                                                     30  декабря 2013 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Никифорова С.Б., судей Валявиной Е.Ю., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «Вольво Восток» (город Калуга) о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 по делу № ВАС-10012/13,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Автофрамос», закрытое акционерное общество «Вольво Восток», общество с ограниченной ответственностью «Орифлэйм Косметикс» (далее - организации) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (далее - приказ ФНС России) как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Организации просили признать приказ ФНС России недействующим в части приложений №№ 1, 2, 3 к нему, устанавливающих обязательное заполнение следующих пунктов (полей): 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А; 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б; 020, 030, 060, 070, 080, 090 раздела 2; 020, 030 подраздела I раздела 3  (в части указания идентификационного номера физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); подраздела II раздела 3 (кроме сведений о гражданстве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Организации обосновывали свои требования тем, что приказ ФНС России в оспариваемой части не соответствует пункту 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, нарушает их права в процессе осуществления предпринимательской деятельности, возлагая дополнительные обязанности, не предусмотренные этим Кодексом.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 в удовлетворении требований организациям отказано.

Закрытое акционерное общество «Вольво Восток» (далее - заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора названного судебного акта, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.

Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении, изучив оспариваемый судебный акт и проверив материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статьей 105.16 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В пункте 3 этой статьи определена информация, которую должны содержать сведения о контролируемых сделках:

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи, вышеупомянутые сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

Рассмотрев дело в качестве суда первой инстанции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявлений организаций, исходя из того, что оспариваемые положения приказа ФНС России находятся в системной связи не только с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, но и иными положениями законодательства о налогах и сборах.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (несоответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных в главе 14.5 Налогового кодекса.

В подтверждение этого вывода, помимо прочего, суд первой инстанции сослался на пункт 1 статьи 105.17 Кодекса, согласно которому проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе на основании уведомления.

Проанализировав оспариваемые положения приказа ФНС России, суд сделал вывод об их связи с иными, помимо пункта 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, его нормами.

Заявитель, оспаривая указанный судебный акт в порядке надзора, указывает следующее.

Статьей 105.14 Налогового кодекса определено, что в целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Статья 105.16 Налогового кодекса устанавливает порядок уведомления налогоплательщиками налоговых органов о совершении контролируемых сделок и предусматривает сведения, которые должны содержаться в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - уведомление, уведомление о контролируемых сделках), направляемых налогоплательщиком в налоговый орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса, проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения на основании, в том числе, уведомления о контролируемых сделках, направленного в соответствии со статьей 105.16 настоящего Кодекса.

При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 - 97 Налогового кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абзац 3 пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса).

Проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления (пункт 2 статьи 105.17 Налогового кодекса).

В силу пункта 6 статьи 105.17 Налогового кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 настоящего Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок).

Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок. Истребование документов в соответствии с настоящим пунктом производится в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 105.17 Налогового кодекса).

Из приведенных норм Налогового кодекса заявитель делает вывод о том, что представление налогоплательщиком уведомления фактически имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не может подменять все последующие этапы налогового контроля, проводимые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, предусмотренные главой 14.5 Налогового кодекса «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Эта цель достигается включением в уведомление сведений, определенных пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса.

Данный пункт предусматривает указание в уведомлении сведений по конкретному перечню, а не любых сведений, имеющих отношение к контролируемым сделкам; возможность расширительного толкования перечня из Налогового кодекса не следует.

Заявитель не соглашается с признанием за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов права вместо истребования информации и документов, которые могут потребоваться в отношении конкретной контролируемой сделки налогоплательщика возлагать на всех налогоплательщиков общую обязанность по самостоятельному представлению информации вне зависимости от того, есть ли в ней действительная необходимость применительно к каждому случаю.

Так, к незаконно истребуемой оспариваемыми положениями приказа ФНС России информации относятся, по мнению заявителя, основания и особенности отнесения сделок к контролируемым, коды предмета сделок, условий поставки и единиц измерения, страны происхождения товаров, место совершения сделки и отправки товара, цена за единицу товара и его количество, дополнительная информация об участниках сделок и ряд другой информации.

Учитывая изложенное, заявитель приходит к выводу о том, что уведомления предоставляют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов возможность получить информацию о факте совершения контролируемых сделок, то есть оценить целесообразность проведения иных форм налогового контроля, например, истребования документации.

В случае необходимости дальнейшей детализации полученных сведений указанный орган в силу приведенных норм Налогового кодекса наделен рядом соответствующих полномочий по их проверке.

Анализ структуры раздела V.1 Налогового кодекса подтверждает направленность института уведомления на информирование о фактах совершения контролируемых сделок: статья 105.16 «Уведомление о контролируемых сделках» расположена в главе 14.4 «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках». Между тем полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, направленные на осуществление проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, урегулированы в другой главе раздела V.1 - в главе 14.5 «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Заявитель также отмечает, что историческое толкование содержания законопроекта при принятии федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» свидетельствует об отсутствии воли законодателя на указание в уведомлении, в том числе такой дополнительной информации, как наименования и коды товаров.

Заявитель считает, что список сведений, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим на этапе уведомления о контролируемых сделках. И только на этапе проверки в соответствии со статьей 105.17 Налогового кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, им может быть предъявлено требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ.

По мнению заявителя, оспариваемые положения приказа ФНС России, предусматривающие включение в уведомление дополнительных сведений, по существу влекут избыточный и чрезмерный налоговый контроль, приводят к многократному увеличению бремени налогоплательщиков по заполнению уведомлений, лишают их гарантий, предусмотренных на соответствующих этапах налогового контроля, тем самым противоречат пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса, исключающему дополнение законодательства о налогах и сборах нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет

определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом.

Учитывая изложенное, коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела № ВАС-10012/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать дело № ВАС-10012/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013.

Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 10 февраля 2014 года.

Председательствующий судья С.Б. Никифоров                              

Судья Е.Ю. Валявина                                                                            

Судья С.В. Сарбаш

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать