
Судебные дела / Определения / Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2013 г. № 1074-О
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2013 г. № 1074-О
Что касается оспариваемого п. 3 ст. 81 НК РФ, то он, предусматривая условия освобождения налогоплательщиков от ответственности, направлен не на ограничение, а на защиту их прав. Следовательно, указанное законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
04.08.2013Российский налоговый порталКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16.07.2013 г. № 1074-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АТАКИШИЕВА ДАНИЛА ГАДЖИ ОГЛЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 81 И ПУНКТОМ 2
СТАТЬИ 243 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Д.Г. Атакишиева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.Г. Атакишиев оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
пункта 3 статьи 81, согласно которому, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
пункта 2 статьи 243, регулирующего порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам.
По мнению заявителя, пункт 3 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет правоприменительным органам привлекать лиц, подавших корректирующие налоговые декларации, к ответственности на основе указанных в них сведений. Также Д.Г. Атакишиев полагает, что пункт 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в толковании, придаваемом ему правоприменительной практикой, позволяет возлагать на работодателя, использующего труд временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, обязанность перечислить за них единый социальный налог. Заявитель считает, что такое толкование указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации противоречит их содержанию. В связи с этим Д.Г. Атакишиев просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7 (часть 1), 19, 39 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57.
Оспариваемые законоположения применены в деле заявителя арбитражными судами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Д.Г. Атакишиевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
По смыслу статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пункт 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 1 января 2010 года.
Таким образом, оспариваемое заявителем законодательное регулирование, касающееся уплаты единого социального налога, утратило силу до его обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Что же касается оспариваемого пункта 3 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, то он, предусматривая условия освобождения налогоплательщиков от ответственности, направлен не на ограничение, а на защиту их прав. Следовательно, указанное законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Проверка же правильности толкования и применения правоприменительными органами оспариваемых законоположений, на чем фактически настаивает заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Атакишиева Данила Гаджи оглы, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
Комментарии