Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ № 9461/10 от 09.12.2010г.

Постановление Президиума ВАС РФ № 9461/10 от 09.12.2010г.

Поскольку документы, разработанные организатором аукциона, не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов (в части доведения до всеобщего сведения информации о необходимой документации и в части срока рассмотрения заявок) были нарушены права и законные интересы реальных и потенциальных участников аукциона

21.01.2011  

586 208976

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ 9461/10

Москва 9 декабря 2010 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Поиск-1» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.10.2009 по делу № А58-8731/08, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2010 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Поиск-1» - Борисов С.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Департамент по водным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - департамент, организатор торгов) 02.10.2008 в приложении «Конкурсные торги» к газете «Якутия» и на сайте Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в сети Интернет разместил извещение № 2497 о проведении открытого водного аукциона на право заключения договора водопользования акваторией рек Лена и Алдан по четырем лотам: лот № 1 - участок затона Путейский реки Лена (1491-й километр от устья); лот № 2 - северная часть затона Путейский реки Лена (1491-й километр от устья); лот № 3 - 853 - 851-й километры от устья реки Алдан (устье реки Мокуя); лот № 4 - 1614-й километр от устья реки Алдан (у города Томмот).

Согласно данному извещению организатором аукциона выступает департамент; подача заявок осуществляется по адресу организатора аукциона; дата начала и окончания срока подачи заявок - с 9.00 (по местному времени) 01.10.2008 по 17.00 (по местному времени) 20.10.2008; проведение аукциона осуществляется по месту нахождения организатора торгов 24.11.2008 с 10.00 до 13.00 (по местному времени); начальная цена предмета аукциона составляет 5 процентов начальной цены за пользование водным объектом; размер «шага аукциона» составляет 5 процентов начальной цены аукциона; размер задатка составляет 25 процентов от начальной цены аукциона.

Общество с ограниченной ответственностью «Поиск-1» (далее - общество, заявитель) 08.10.2008 обратилось с заявкой на участие в открытом аукционе по лоту № 1.

С заявкой от 20.10.2008 на участие в открытом аукционе по лоту № 1 и лоту № 2 обратилось федеральное государственное учреждение «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее - учреждение).

Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по лоту № 1 отражены в протоколе от 21.11.2008 № 8А, исходя из которого заявки общества и учреждения зарегистрированы и эти претенденты допущены к участию в аукционе.

Процедура проведения аукциона по лоту № 1 состоялась 24.11.2008. Согласно протоколу № 8 победителем аукциона было признано учреждение и с ним заключен договор водопользования от 24.11.2008 № 14.00.00.00.000-Р-ДРБВ-С-2008-00453/00.

По лоту № 2 в протоколе от 21.11.2008 № 7 отражено, что представлена одна заявка на участие в аукционе, вследствие чего аукцион признан организатором несостоявшимся. Это послужило основанием для заключения с учреждением как единственным лицом, подавшим заявку на участие в торгах, договора водопользования от 27.11.2008 № 14.00.00.00.000-Р-ДРБВ-С-2008-00452/00.

Не согласившись с результатами проведенного аукциона, а также с заключением между департаментом и учреждением договоров водопользования, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о признании их недействительными по всем четырем лотам, однако затем отказалось от иска в части лотов № 3 и № 4.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.10.2009 принят частичный отказ от иска и производство по делу в этой части прекращено, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 16.03.2010 судебные акты первой и апелляционной инстанций в части отказа в иске о признании недействительными результатов аукциона от 24.11.2008 по лоту № 1 - участок затона

Путейский реки Лена (1491-й километр от устья) - и договора водопользования по данному объекту отменил, дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить в части отказа в удовлетворении его требований о признании недействительными результатов открытого водного аукциона, признанного организатором несостоявшимся, по лоту № 2 - северная часть затона Путейский реки Лена (1491-й километр от устья) - и договора водопользования от 27.11.2008 № 14-00.00.00.000-Р-ДРБВ-С-2008-00452/00, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права.

В отзыве на заявление департамент просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие законодательству и установленным судами обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, Президиум считает, что судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя по лоту № 2, исходил из следующего. Общество участником аукциона не являлось и с заявкой на участие в нем в установленном порядке не обращалось. Письмо с просьбой уточнить величину задатка по лоту № 2, подтверждающее, по мнению заявителя, его волеизъявление на участие в аукционе по названному лоту, подано им в департамент 24.10.2008, то есть за пределами срока подачи заявок, установленного в опубликованном извещении.

В результате суд счёл, что общество не проявило своевременно своей заинтересованности в объявленных торгах и, следовательно, не является лицом, имеющим право оспорить их по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку законного интереса, нуждающегося в судебной защите, у него не имеется и его права аукционом по лоту № 2, признанным несостоявшимся, и договором водопользования, заключенным с учреждением, не затрагиваются.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данными выводами.

Однако судами неправильно истолкованы и применены нормы права и не учтено следующее.

В соответствии со статьёй 448 Кодекса извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2). Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (пункт 4).

В силу статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-Ф3 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В частности, вопросы порядка проведения аукциона на право водопользования регулируются положениями статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (пункт 2).

Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - Правила заключения договора) и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила проведения аукциона).

Согласно пункту 15 Правил проведения аукциона в извещении о проведении аукциона должны быть указаны: организатор аукциона; предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте; срок договора водопользования и его условия; место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок; место, дата и время проведения аукциона; начальная цена предмета аукциона и «шаг аукциона»; официальное печатное издание и официальный сайт, где размещена документация; банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств; размер средств, вносимых в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения.

В соответствии с пунктом 21 Правил проведения аукциона договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, извещение о проведении открытого водного аукциона на право заключения договора водопользования, в том числе по лоту № 2, опубликованное 02.10.2008 в приложении к газете «Якутия» и на сайте Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в сети Интернет, сведений о водном объекте, об условиях договора, о банковских реквизитах счета для перечисления необходимых средств, вносимых в качестве обеспечения заявки (задатка), об условиях их внесения не содержит.

Организатором аукциона также не были выполнены требования пункта 17 Правил проведения аукциона в части опубликования следующей информации: требования к содержанию и форме заявки, инструкция по ее заполнению; форма, порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации; порядок проведения осмотров заинтересованными лицами и заявителями предоставляемого в пользование водного объекта.

Согласно пункту 28 Правил проведения аукциона датой начала подачи заявок является дата опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.

По смыслу данных нормативных положений процедура вскрытия конвертов с заявками должна состояться в день окончания приема заявок.

Между тем, как следует из материалов дела, в обозначенный в опубликованном извещении срок окончания подачи заявок - 20.10.2008 до 17.00 (по местному времени) - процедура вскрытия конвертов с заявками не состоялась.

Процедура рассмотрения заявок по лоту № 2 была проведена 21.11.2008 в период с 17.00 до 18.00 (протокол № 7). При этом указанный в протоколе срок окончания подачи заявок на участие в аукционе (07.11.2008, 17.00) отличается от срока окончания подачи заявок, обозначенного в извещениях, опубликованных в газете и на официальном сайте (20.10.2008).

Поскольку документы, разработанные организатором аукциона, не соответствуют требованиям названных нормативных правовых актов в части доведения до всеобщего сведения информации о необходимой документации и в части срока рассмотрения заявок, нарушенными оказались права и законные интересы как реального, так и потенциального участника аукциона.

В частности, из-за отсутствия необходимой информации о размере задатка по лоту № 2, не размещенной организатором аукциона, заявитель был вынужден обратиться с соответствующим письмом к департаменту, однако ответа на него не последовало, что адресатом не отрицается.

В результате общество было лишено возможности представить заявку в надлежащей форме - с приложением документов, подтверждающих внесение задатка. Направление же заявки без приложения этих документов на основании пункта 33 Правил проведения аукциона влечет отклонение заявки как не соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 25 этих же Правил.

С учетом того, что департамент в протоколе рассмотрения заявок от 21.11.2008 № 7 ссылается не на тот срок, который указан в опубликованном извещении, а также с учетом того, что по смыслу пункта 28 Правил проведения аукциона именно день вскрытия конвертов с заявками считается днем окончания принятия заявок, выводы судов трех инстанций об отсутствии фактов нарушения департаментом прав и законных интересов заявителя со ссылкой на направление обществом письма с вопросом о размере задатка по лоту № 2 за пределами срока окончания приема заявок являются неправомерными.

Президиум считает, что допущенные организатором торгов нарушения оказали существенное влияние на результат открытого водного аукциона и лишили заявителя возможности реализовать своё право на участие в нем по лоту № 2.

Такая правовая позиция соответствует судебной практике, рассмотренной в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» (пункт 2).

Выводы судов об отсутствии законного интереса общества при обращении с иском по данному делу и, следовательно, оснований для судебной защиты нарушенного права не соответствуют обстоятельствам дела, а ссылка суда кассационной инстанции в этой части на пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» является некорректной.

При таких условиях судебные акты в оспариваемой части подлежат отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Поскольку доказательства судами исследованы и обстоятельства установлены, Президиум счел необходимым в отменяемой части принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение - иск общества в этой части удовлетворить.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.10.2009 по делу № А58-8731/08, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2010 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Поиск-1» о признании недействительными результатов открытого водного аукциона по лоту № 2 - северная часть затона Путейский реки Лена (1491-й километр от устья) - и договора водопользования от 27.11.2008 № 14-00.00.00.000-Р-ДРБВ-С-2008-00452/00 отменить.

Требования общества в отмененной части удовлетворить. Признать указанные результаты аукциона и договор недействительными.


В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий судья А.А. Иванов

Разместить:
Игорь
24 января 2011 г. в 13:36

это революционное по своей сути постановление Президиума!

уррра! 

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок