Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 23 июня 2010 г. N ВАС-1809/10

Определение ВАС РФ от 23 июня 2010 г. N ВАС-1809/10

Общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к общественной деятельности не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ

07.07.2010  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. N ВАС-1809/10

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Муриной О.Л. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (пр. Мира, д. 37, г. Златоуст, 456227) от 12.01.2010 N 05-17/00118 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5010/2009-46-27, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2009 по тому же делу по заявлению Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (ул. Урицкого, 11 - 77, г. Златоуст, 456217) к Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области о признании недействительным решения инспекции от 19.12.2008 N 3828.

Суд

установил:

Инспекцией ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация).

По результатам проверки составлен акт от 05.11.2008 N 4050 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 26.11.2008 N 231 налоговым органом принято решение от 19.12.2008 N 3828 о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 446 349 рублей 40 копеек. Кроме того, указанным решением организации предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 231 747 рублей и пени в сумме 199 685 рублей 56 копеек.

Основанием для принятия указанного решение явился вывод инспекции о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Не согласившись с названным решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 требование организации удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 28.10.2009 оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Как установлено судами, Златоустовское городское отделение Челябинской общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" зарегистрировано как общественная организация инвалидов, среди его членов численность инвалидов составляет не менее 80 процентов.

Деятельность организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации города Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998, Устава Челябинской областной общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов, Устава и программы Всероссийского общества инвалидов.

Согласно пункту 1.3.1 указанного Положения целями деятельности организации является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.

В соответствии с пунктом 1.3.3 Положения к видам деятельности организации относится, в том числе, и предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение уставных задач.

В проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность в виде организации перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, а также производства общестроительных работ.

С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по налогу на добавленную стоимость, поскольку соблюдены все условия, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса: организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

При этом судами не учтено следующее.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна носить дополнительный характер, выражающийся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.

Между тем, приказом руководителя организации от 10.12.1998 созданы участок "Транспортный", производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности (услуги по перевозке пассажиров и грузов, платные услуги населению, общестроительные работы). Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением возложенных Положением и Уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для осуществления предпринимательской деятельности организацией привлекались физические лица, не являющиеся членами организации, с которыми заключались трудовые договоры.

Согласно данным формы 4-ФСС РФ за 1 квартал 2008 года среднесписочная численность работающих в организации составила 718 человек (в том числе 16 инвалидов или 2,2 процента от среднесписочной численности работающих), из которых 702 человека, не являющихся членами организации, заняты в предпринимательской деятельности. Фонд оплаты труда работников за 1 квартал 2008 года составил 15 584 772 рубля, из которых заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности, составила 15 380 101 рубль или 98,7 процента в общем фонде заработной платы. При этом заработная плата работников, занятых в некоммерческой деятельности, составила 204 671 рубль или 1,3 процента в общем фонде заработной платы. Удельный вес суммы расходов, направляемых на уставные цели в 1 квартале 2008 года от общей суммы выручки (27 685 646 рублей), полученной от коммерческой деятельности, составил 0,6 процента.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, явно не были приоритетными в ее деятельности.

В то же время сумма заявленных льгот по налогу на добавленную стоимость составила 2 231 747 рублей, а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая заработную плату работников, занятых в социальных программах, и затрат Правления Всероссийского общества инвалидов) - 177 817 рублей или 7,9 процентов от суммы налоговой льготы, то есть налоговая выгода явно несоразмерна этой сумме.

Вместе с тем, налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". При этом следует учитывать, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.

Однако указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью предпринимательской деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и общественную интеграцию инвалидов.

Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к общественной деятельности не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Учитывая то, что оспариваемые судебные акты свидетельствуют о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм налогового права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А76-5010/2009-46-27 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора решения от 14.05.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2009 по указанному делу.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 20.07.2010.

Председательствующий судья

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

Судья

О.Л.МУРИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок