
Новости / Налогообложение / РЖД оспаривает оборотные штрафы антимонопольной службы в Конституционном суде
РЖД оспаривает оборотные штрафы антимонопольной службы в Конституционном суде
«Российские железные дороги» (РЖД) обратились в Конституционный суд РФ, чтобы признать не соответствующими Конституции оборотные штрафы Федеральной антимонопольной службы России, сообщил глава службы Игорь Артемьев. Ситуацию он назвал «идеологической», пишет газета «Ведомости».
До подачи запроса в Конституционный суд РЖД вела спор с ФАС 2,5 года. Антимонопольная служба возбудила дело против РЖД в 2011 г. — после обращения 42 грузоотправителей. Они жаловались на снижение доступности грузовых железнодорожных перевозок и рост транспортных затрат из-за того, что РЖД отказывает компаниям в перевозке грузов в своих вагонах. Антимонопольщики посчитали, что госмонополия ущемляла интересы контрагентов, и обязала РЖД устранить нарушения и выплатить 2,24 млрд руб. штрафа.
РЖД решение ФАС оспорила, объяснив отказ от грузоперевозок реформой железнодорожного транспорта, которая предполагала передачу инвентарного парка в дочерние компании и вывод из регулируемого сектора. Спор между РЖД и ФАС прошел два круга судебных разбирательств. Кассация поддержала ФАС, после чего РЖД обратилась в Высший арбитражный суд РФ, и тройка судей ВАС нашла основания для передачи дела в президиум. Рассмотреть его президиум уже не успел и передал дело в Верховный суд России.
Параллельно госмонополия решила оспорить подход антимонопольщиков к определению штрафов в Конституционном суде РФ. В РЖД полагают, что порядок, закрепленный в КоАП, не соответствует Конституции России. Во-первых, решение об антимонопольном нарушении и штрафе (это отдельные дела) выносит одно и то же лицо, а это не соответствует конституционным требованиям независимости и беспристрастности. Во-вторых, сами правила определения штрафа создают предпосылки для чрезмерного административного усмотрения. По КоАП размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением может составить от 0,3 до 15% годовой выручки нарушителя, которая была получена на рынке, где совершено нарушение.
Размер штрафа зависит от границ рынка, фактически его не определяет законодатель, а назначает ФАС, говорит представитель РЖД. Размер штрафа устанавливает антимонопольная служба, так что прогнозировать его величину невозможно, подчеркивает он, а ясность, определенность, прозрачность административного процесса — гарантия обеспечения конституционных прав. Также штраф определяется как доля от выручки, однако нарушитель этими доходами реально не располагает, аргументирует представитель РЖД: компания распоряжается лишь средствами, остающихся после выплаты обоснованных расходов — зарплат, налогов, эксплуатационных расходов.
Из меры предупреждения правонарушений штраф превращается в инструмент значительного ограничения экономической самостоятельности субъекта, свободы предпринимательства и права собственности, сетует представитель РЖД.
Стоит отметить, что антимонопольная служба с аргументами РЖД не согласна. Оборотные штрафы - общемировая практика, в большинстве стран они рассчитываются как процент от выручки, отмечает начальник управления ФАС Сергей Пузыревский, это самый справедливый подход: чем больше оборот, тем больше штраф. Если установить зависимость от прибыли, то возникнет неопределенность — организации смогут завышать затраты и снижать штраф, отмечает Пузыревский: «Утрата нормы об оборотных штрафах сделает антимонопольное регулирование неэффективным».
- 18.03.2025 Ограничение цен на социально значимые продукты: ФАС обратилась к крупным продавцам
- 18.02.2025 ФАС признала ненадлежащей рекламу кредитки Промсвязьбанка
- 31.01.2025 ФАС проверит отпускные цены на соль, майонез и другие продукты
- 20.03.2019 Комментарий к определению ВС РФ о взыскании с ФАС убытков, причиненных ИП
- 09.09.2014 «Мы же не лопухи здесь сидим», — Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы
- 28.01.2013 Штраф за непредставление информации в антимонопольные органы может быть установлен в размере ниже минимального предела судами или самими органами
- 21.01.2015 О внесении изменений в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации
- 08.11.2013 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»
- 08.11.2013 Поправки к проекту федерального закона № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»
Комментарии