Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / РЖД оспаривает оборотные штрафы антимонопольной службы в Конституционном суде

РЖД оспаривает оборотные штрафы антимонопольной службы в Конституционном суде

До подачи запроса в КС России РЖД вела спор с ФАС 2,5 года

03.09.2014

«Российские железные дороги» (РЖД) обратились в Конституционный суд РФ, чтобы признать не соответствующими Конституции оборотные штрафы Федеральной антимонопольной службы России, сообщил глава службы Игорь Артемьев. Ситуацию он назвал «идеологической», пишет газета «Ведомости».

До подачи запроса в Конституционный суд РЖД вела спор с ФАС 2,5 года. Антимонопольная служба возбудила дело против РЖД в 2011 г. — после обращения 42 грузоотправителей. Они жаловались на снижение доступности грузовых железнодорожных перевозок и рост транспортных затрат из-за того, что РЖД отказывает компаниям в перевозке грузов в своих вагонах. Антимонопольщики посчитали, что госмонополия ущемляла интересы контрагентов, и обязала РЖД устранить нарушения и выплатить 2,24 млрд руб. штрафа.

РЖД решение ФАС оспорила, объяснив отказ от грузоперевозок реформой железнодорожного транспорта, которая предполагала передачу инвентарного парка в дочерние компании и вывод из регулируемого сектора. Спор между РЖД и ФАС прошел два круга судебных разбирательств. Кассация поддержала ФАС, после чего РЖД обратилась в Высший арбитражный суд РФ, и тройка судей ВАС нашла основания для передачи дела в президиум. Рассмотреть его президиум уже не успел и передал дело в Верховный суд России.

Параллельно госмонополия решила оспорить подход антимонопольщиков к определению штрафов в Конституционном суде РФ. В РЖД полагают, что порядок, закрепленный в КоАП, не соответствует Конституции России. Во-первых, решение об антимонопольном нарушении и штрафе (это отдельные дела) выносит одно и то же лицо, а это не соответствует конституционным требованиям независимости и беспристрастности. Во-вторых, сами правила определения штрафа создают предпосылки для чрезмерного административного усмотрения. По КоАП размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением может составить от 0,3 до 15% годовой выручки нарушителя, которая была получена на рынке, где совершено нарушение.

Размер штрафа зависит от границ рынка, фактически его не определяет законодатель, а назначает ФАС, говорит представитель РЖД. Размер штрафа устанавливает антимонопольная служба, так что прогнозировать его величину невозможно, подчеркивает он, а ясность, определенность, прозрачность административного процесса — гарантия обеспечения конституционных прав. Также штраф определяется как доля от выручки, однако нарушитель этими доходами реально не располагает, аргументирует представитель РЖД: компания распоряжается лишь средствами, остающихся после выплаты обоснованных расходов — зарплат, налогов, эксплуатационных расходов.

Из меры предупреждения правонарушений штраф превращается в инструмент значительного ограничения экономической самостоятельности субъекта, свободы предпринимательства и права собственности, сетует представитель РЖД.

Стоит отметить, что антимонопольная служба с аргументами РЖД не согласна. Оборотные штрафы - общемировая практика, в большинстве стран они рассчитываются как процент от выручки, отмечает начальник управления ФАС Сергей Пузыревский, это самый справедливый подход: чем больше оборот, тем больше штраф. Если установить зависимость от прибыли, то возникнет неопределенность — организации смогут завышать затраты и снижать штраф, отмечает Пузыревский: «Утрата нормы об оборотных штрафах сделает антимонопольное регулирование неэффективным». 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок