ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Итак, с 01 января 2015 года российским налоговым резидентам-физическим и юридическим лицам не запрещается владеть иностранными компаниями, но появляется обязанность подачи уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, за некоторыми исключениями прибыль контролируемых иностранных компаний будет облагаться налогами в РФ. Также появились новые правила, в соответствии с которыми налоговым резидентом РФ может быть признана иностранная организация. Изменился порядок применения налоговых соглашений РФ с учетом введения понятия «фактического получателя дохода».
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Кстати, большинство частных некоммерческих фондов, используемых в управлении активами, являются юридическими лицами, и хотя участия в них не возникает, к ним в силу п.15 ст. 25.13 НК РФ применяются правила признания контролирующими лицами иностранных структур без образования юридического лица. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры. По общему правилу НК РФ признает контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица учредителя (основателя) такой структуры. Но есть и ряд исключений, установленных п.10 ст. 25.13 НК РФ, когда учредитель структуры не признается контролирующим лицом. Кроме того, оговорен ряд условий, при которых лицо, не являющееся учредителем структуры и осуществляющее контроль на ней, признается контролирующим. По нашему мнению, протектор (советник) структуры не является контролирующим лицом. В практике налогового планирования нам известны компании, контролируемые кредиторами (creditor controlled companies), в некоторых странах используемые как средство вывода бизнеса из сферы действия правил КИК. Мы считаем, что к такой компании может применяться по аналогии п.15 ст. 25.13 НК РФ, т.е. для российских правил такая структура не работает. Считаем, что дискреционные безотзывные трасты могут не признаваться контролируемыми структурами. Также определенный интерес представляют собой «целевые трасты» (purpose trust), не имеющие бенефициара.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Контролируемыми иностранными компаниями могут признаваться как юридические лица, так и структуры без образования юридического лица. Налоговый Кодекс РФ дает следующее определение иностранной структуры без образования юридического лица – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; В соответствии с п.1 ст.25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: 1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации; 2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации. Как видим, определение КИК привязано к определению контролирующего лица. Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица: 1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов; 2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов; 3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией. До 1 января 2016 года порог участия повышен, признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов. Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера. Исключением из правил признания иностранной организации контролируемой является прямое или косвенное участие в ней через российскую публичную компанию. А также инвестиционные фонды, управляемые компаниями или физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не признаются контролируемыми иностранными компаниями. Кроме того, контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
ООО «НАФКО-Консультанты», Руководитель практики налогового права
Порядок организации налогового учета контролируемой иностранной компании обусловлен применимым правом в отношении определения и оценки значимых показателей/результатов хозяйственной деятельности указанной компании. Согласно пункту 1 статьи 309.1 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ. В случаях, не указанных в абзаце первом пункта 1 указанной статьи НК РФ, прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 НК РФ, без учета особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ (за исключением положения абзаца третьего пункта 2 статьи 309.1 НК РФ). Таким образом, избираемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета контролируемой иностранной компании в основном зависит от применимого законодательства в вопросе порядка определения показателей финансовой отчетности конкретной контролируемой иностранной компании. Таким образом, необходимо исходить из следующего: 1. При условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения – в вопросах организации налогового учета должен учитываться национальный закон такой компании. 2. В остальных случаях – учет организуется по правилам российского законодательства. Вопрос порядка организации налогового учета контролируемой иностранной компании является довольно сложным. Данный вопрос корректно рассматривать индивидуально и применительно к конкретным ситуациям.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании установлена статьей 129.5 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей. Данная статья не применяется при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 – 2017 годов (начнет применяться за налоговые периоды, начиная с 2018 года). Помимо Налогового Кодекса РФ ответственность за уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, устанавливают статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ. Это относится и к контролирующим лицам иностранной компании. Для физических лиц нижний предел неуплаты налогов для привлечения к ответственности составляет шестьсот тысяч рублей за период в течение трех финансовых лет подряд, для юридических лиц – за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей. В качестве мер ответственности предусмотрены денежные штрафы, принудительные работы, арест и даже лишение свободы (для организаций – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Налогоплательщики – физические и юридические лица, являющиеся российскими налоговыми резидентами, обязаны подавать в налоговый орган следующие уведомления (в соответствии с п. 3.1 ст. 23 НК РФ): 1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого прямого или косвенного участия превышает 10 процентов); 2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерство, товарищество, траст), а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения). Уведомление также подается при изменении размера доли и прекращении участия. Форма подачи уведомления установлена Приказом ФНС России от 24.04.2015 г. № ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)». Уведомление подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица: 1) до 15 июня 2015 года в отношении компаний и структур, участие в которых возникло до 15 мая 2015 года; 2) в течение одного месяца в отношении компаний и структур, участие в которых возникло, изменилось или прекратилось после 15 мая 2015 года. Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 г. по 14 июня 2015 г. включительно. Уведомления об иностранных организациях представляются налогоплательщиками по установленным формам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе. Штраф за несвоевременное представление уведомления или представление недостоверных сведений составляет 50000 рублей за каждую компанию или структуру. Обращаем внимание, что появилась обязанность подать отдельный вид уведомлений, связанный с недвижимостью. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на территории РФ, признаваемое объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). В случае если в такой организации (структуре) имеется прямое или косвенное участие физического лица или публичной компании в размере более 5%, такое участие тоже подлежит раскрытию (п. 3 ст. 386 НК РФ). Сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год. Уведомление подается в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества. При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица. Штраф за непредставление или несвоевременное представление указанной информации составляет 100% суммы налога на объект недвижимого имущества.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Вышеуказанные пункты 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ применяются только при условии, если постоянным местонахождением такой иностранной компании является государство, с которым у РФ имеется налоговое соглашение, в том числе обеспечивающее обмен налоговой информацией. Прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, применяется календарный год. (Личный закон – это законодательство страны, где компания учреждена). Аналогичное правило и для структуры – ее прибыль уменьшается на величину прибыли, распределенной в пользу контролирующих лиц такой структуры. При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 НК РФ. Также можно уменьшить сумму прибыли КИК на суммы налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации. И напомним про одно очень важное положение, действующее до 1 января 2017 года, что при ликвидации иностранной организации доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), но за исключением денежных средств, не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации (п. 2.2. ст. 277 НК РФ).
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении установлен статьей 25.15 Налогового Кодекса РФ. Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ: если для компании аудит отчетности является обязательным по законодательству страны инкорпорации, и при этом постоянным местонахождением этой компании является иностранное государство, с которым у России имеется налоговое соглашение, то прибылью (убытком) признается величина, указанная в финансовой отчетности компании; если хотя бы одно из двух указанных условий не применимо к иностранной компании, то ее прибыль определяется по российским правилам, установленным НК РФ, и подтверждается, например, выписками с расчетных счетов иностранной компании, первичными документами, подтверждающими произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании. Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной самим налогоплательщиком-контролирующим лицом, и учитывается при определении налоговой базы у такого налогоплательщика в доле, соответствующей доле его участия в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, – на конец соответствующего периода. Налоговая база контролируемой иностранной компании определяется отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании. Законодателем установлены определенные лимиты, только при превышении которых прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период у контролирующего лица: в 2015 году – 50 миллионов рублей; в 2016 году – 30 миллионов рублей; с 2017 года – 10 миллионов рублей. П.4 ст.309.1 НК РФ предусматривает, что учитывается для налогообложения только пассивная прибыль контролируемой иностранной компании, статья дает открытый перечень доходов, кстати, включив туда среди прочих доходы от юридических, консультационных, бухгалтерских услуг. Также предусмотрено, что в ряде случаев прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (в соответствии с п.1 ст.25.13-1 НК РФ): 1) если такая компания является некоммерческой организацией; 2) она образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (в союз входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия); 3) эффективная ставка налога на прибыль этой организации (ставка, по которой реально уплачивается налог) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль. Ставка рассчитывается в соответствии с п.2 ст. 25.13-1 НК РФ; 4) если такая компания является «активной» (имеет не более 20 процентов пассивных доходов в общей массе прибыли), «активной холдинговой» или «активной субхолдинговой» компанией, определения даны в пунктах 3 – 6 статьи 25.13-1 НК РФ. Активная холдинговая и активная субхолдинговая компания не должны при этом иметь местом своего нахождения юрисдикцию из списка, утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)"; 5) компания является банком или страховой организацией и имеет соответствующую лицензию; 6) она является одной из следующих иностранных организаций: – эмитентом обращающихся облигаций; – организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям; – организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация; 7) такая компания участвует в проектах по добыче полезных ископаемых при некоторых условиях; 8) если компания является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) такого оператора.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Контролирующим лицом может выступать только физическое или юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, это первое условие признания за лицом статуса «контролирующего». Определение физического лица-налогового резидента Российской Федерации установлено п.2 ст. 297 НК РФ – это физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Юридическое лицо является резидентом РФ, если оно учреждено на территории РФ, а также иностранное юридическое лицо, получившие статус резидента в соответствии со ст.246.2 НК РФ на основании признания местом его управления России. Второе условие – это порог участия в организации. До 1 января 2016 года контролирующим лицом организации признается лицо, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов. После 1 января 2016 года контролирующим лицом организации будет признаваться следующее лицо (в соответствии с п. 3 ст. 25.13 Налогового Кодекса РФ): 1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов; 2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов; 3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера. Доли участия контролирующих лиц определяются в соответствии со ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ: доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации; эта же статья 105.2 Налогового Кодекса РФ содержит правила определения доли прямого и косвенного участия. При определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица. В судебном порядке могут учитываться и дополнительные обстоятельства. Отдельно законом оговорены исключения, когда лицо не признается контролирующим: 1) Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. (п. 3.1. ст. 105.2 НК РФ) 2) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, приобретенными в рамках договора РЕПО, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» или законодательством иностранного государства. 3) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными в рамках договора займа ценными бумагами, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства. Отдельно отметим, что частные некоммерческие фонды (например, регистрируемые в Панаме, Австрии, Лихтенштейне) являются юридическими лицами, но участия в них не возникает. Фонд имеет учредителя, бенефициара, управляющего, протектора. В таком случае (в соответствии с п.15 ст.25.13 НК РФ) к частному фонду применяются правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные ст. 25.13 НК РФ.
А когда будет решение не платить пенсии работающим пенсионерам - 60% работают и им закон о повышении возраста не нужен, а сколько денег сэкономится, если им не будут платить пенсию, ведь пенсия - это компенсация утраченного заработка, верно?
А когда получают и то, и другое, то что получится - нарушение закона?
Хочу ответить гражданину 005,насчет пенсионеров это вы погорячились. Нужно сначала проверить у всех IQ и способность нестандартно мыслить. Молодые бывают очень тупые. Так что вместо дискриминации по возрасту и полу, этого в цивилизованном мире нигде нет, лучше обратите свое внимание на профессиональных хлопальщиков ,т,е, троллей,которые получают зарплату на савушкина или по другому адресу, но никакой пользы от них нет. Мы,пенсионеры,это шестидесятники,которые работали на ВПК,учились вечером и никогда не переводили стрелки на пожилых. Мерзкая страна Россия,если в ней вместо того,чтобы уважать стариков, деньги отдают на пособия рожающим дебилов. Мы в свое время рожали детей,никаких пособий на них не получали, копили в сбербанке на первый взнос на кооператив(других вариантов не было). Сбербанк не самое лучшее место. Государство все это украло,как и украло у наших родителей займы. Знаете молодежь,а на чьи деньги построили метро ,заводы и фабрики и, кто это строил? После ВОВ государство ввело обязательные займы (2,5 месяца в году,в течение 4,5 лет человек должен был отработать бесплатно,получив облигации вместо зарплаты). Вот бы вам сейчас так. Государство естественно ничего не вернуло,но это уже другая песня. Но вы ,молодые, считаете,что вам все обязаны. Дать квартиру,зарплату,образование и все бесплатно. Вы боритесь за рабочие места,если вы талантливы, но если у вас коэффициент интеллекта ниже 75 и образование 10 классов, или даже платное высшее,то грош вам цена.
Страна не почитающая своих стариков обречена,а молодежь разевающая рот попусту может подавиться. Знаете как в СССР проходило сокращение,по алфавиту: А-сокращаем,Б-оставляем,В-сокращаем,Г-оставляем. Сокращать чиновников нужно и значительно,только,кто это будет делать. Сначала найдите такого как Ли Куан Ю, а потом сокращайте. Мне стыдно,что у нас такая молодежь.
Я тоже против сокращения людей, куда ни обратишься, все завалены работой, всем некогда, лучше сократить количество личных автомобилей, планшетов, смартфонов, золотых кроватей, мебели из красного дерева и т.п.
Если уж сокращать работников, то только пенсионеров, от них никакого толку: плохо видят, плохо слышат, шевелиться им лень, только молодых погоняют, зато какие зарплаты получают, да ещё и пенсию.
Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Итак, с 01 января 2015 года российским налоговым резидентам-физическим и юридическим лицам не запрещается владеть иностранными компаниями, но появляется обязанность подачи уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, за некоторыми исключениями прибыль контролируемых иностранных компаний будет облагаться налогами в РФ. Также появились новые правила, в соответствии с которыми налоговым резидентом РФ может быть признана иностранная организация. Изменился порядок применения налоговых соглашений РФ с учетом введения понятия «фактического получателя дохода».
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Кстати, большинство частных некоммерческих фондов, используемых в управлении активами, являются юридическими лицами, и хотя участия в них не возникает, к ним в силу п.15 ст. 25.13 НК РФ применяются правила признания контролирующими лицами иностранных структур без образования юридического лица.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры. По общему правилу НК РФ признает контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица учредителя (основателя) такой структуры. Но есть и ряд исключений, установленных п.10 ст. 25.13 НК РФ, когда учредитель структуры не признается контролирующим лицом.
Кроме того, оговорен ряд условий, при которых лицо, не являющееся учредителем структуры и осуществляющее контроль на ней, признается контролирующим. По нашему мнению, протектор (советник) структуры не является контролирующим лицом.
В практике налогового планирования нам известны компании, контролируемые кредиторами (creditor controlled companies), в некоторых странах используемые как средство вывода бизнеса из сферы действия правил КИК. Мы считаем, что к такой компании может применяться по аналогии п.15 ст. 25.13 НК РФ, т.е. для российских правил такая структура не работает.
Считаем, что дискреционные безотзывные трасты могут не признаваться контролируемыми структурами. Также определенный интерес представляют собой «целевые трасты» (purpose trust), не имеющие бенефициара.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Контролируемыми иностранными компаниями могут признаваться как юридические лица, так и структуры без образования юридического лица. Налоговый Кодекс РФ дает следующее определение иностранной структуры без образования юридического лица – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;
В соответствии с п.1 ст.25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как видим, определение КИК привязано к определению контролирующего лица. Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов;
3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией.
До 1 января 2016 года порог участия повышен, признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера.
Исключением из правил признания иностранной организации контролируемой является прямое или косвенное участие в ней через российскую публичную компанию. А также инвестиционные фонды, управляемые компаниями или физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не признаются контролируемыми иностранными компаниями.
Кроме того, контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
ООО «НАФКО-Консультанты», Руководитель практики налогового права
Порядок организации налогового учета контролируемой иностранной компании обусловлен применимым правом в отношении определения и оценки значимых показателей/результатов хозяйственной деятельности указанной компании.
Согласно пункту 1 статьи 309.1 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ.
В случаях, не указанных в абзаце первом пункта 1 указанной статьи НК РФ, прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 НК РФ, без учета особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ (за исключением положения абзаца третьего пункта 2 статьи 309.1 НК РФ).
Таким образом, избираемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета контролируемой иностранной компании в основном зависит от применимого законодательства в вопросе порядка определения показателей финансовой отчетности конкретной контролируемой иностранной компании.
Таким образом, необходимо исходить из следующего:
1. При условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения – в вопросах организации налогового учета должен учитываться национальный закон такой компании.
2. В остальных случаях – учет организуется по правилам российского законодательства.
Вопрос порядка организации налогового учета контролируемой иностранной компании является довольно сложным. Данный вопрос корректно рассматривать индивидуально и применительно к конкретным ситуациям.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании установлена статьей 129.5 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей.
Данная статья не применяется при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 – 2017 годов (начнет применяться за налоговые периоды, начиная с 2018 года).
Помимо Налогового Кодекса РФ ответственность за уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, устанавливают статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ. Это относится и к контролирующим лицам иностранной компании. Для физических лиц нижний предел неуплаты налогов для привлечения к ответственности составляет шестьсот тысяч рублей за период в течение трех финансовых лет подряд, для юридических лиц – за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей. В качестве мер ответственности предусмотрены денежные штрафы, принудительные работы, арест и даже лишение свободы (для организаций – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Налогоплательщики – физические и юридические лица, являющиеся российскими налоговыми резидентами, обязаны подавать в налоговый орган следующие уведомления (в соответствии с п. 3.1 ст. 23 НК РФ):
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого прямого или косвенного участия превышает 10 процентов);
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерство, товарищество, траст), а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения).
Уведомление также подается при изменении размера доли и прекращении участия.
Форма подачи уведомления установлена Приказом ФНС России от 24.04.2015 г. № ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)».
Уведомление подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица:
1) до 15 июня 2015 года в отношении компаний и структур, участие в которых возникло до 15 мая 2015 года;
2) в течение одного месяца в отношении компаний и структур, участие в которых возникло, изменилось или прекратилось после 15 мая 2015 года.
Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 г. по 14 июня 2015 г. включительно.
Уведомления об иностранных организациях представляются налогоплательщиками по установленным формам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Штраф за несвоевременное представление уведомления или представление недостоверных сведений составляет 50000 рублей за каждую компанию или структуру.
Обращаем внимание, что появилась обязанность подать отдельный вид уведомлений, связанный с недвижимостью. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на территории РФ, признаваемое объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). В случае если в такой организации (структуре) имеется прямое или косвенное участие физического лица или публичной компании в размере более 5%, такое участие тоже подлежит раскрытию (п. 3 ст. 386 НК РФ). Сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год. Уведомление подается в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества. При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица. Штраф за непредставление или несвоевременное представление указанной информации составляет 100% суммы налога на объект недвижимого имущества.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Вышеуказанные пункты 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ применяются только при условии, если постоянным местонахождением такой иностранной компании является государство, с которым у РФ имеется налоговое соглашение, в том числе обеспечивающее обмен налоговой информацией.
Прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, применяется календарный год. (Личный закон – это законодательство страны, где компания учреждена). Аналогичное правило и для структуры – ее прибыль уменьшается на величину прибыли, распределенной в пользу контролирующих лиц такой структуры.
При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 НК РФ.
Также можно уменьшить сумму прибыли КИК на суммы налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.
И напомним про одно очень важное положение, действующее до 1 января 2017 года, что при ликвидации иностранной организации доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), но за исключением денежных средств, не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации (п. 2.2. ст. 277 НК РФ).
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении установлен статьей 25.15 Налогового Кодекса РФ.
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ: если для компании аудит отчетности является обязательным по законодательству страны инкорпорации, и при этом постоянным местонахождением этой компании является иностранное государство, с которым у России имеется налоговое соглашение, то прибылью (убытком) признается величина, указанная в финансовой отчетности компании; если хотя бы одно из двух указанных условий не применимо к иностранной компании, то ее прибыль определяется по российским правилам, установленным НК РФ, и подтверждается, например, выписками с расчетных счетов иностранной компании, первичными документами, подтверждающими произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной самим налогоплательщиком-контролирующим лицом, и учитывается при определении налоговой базы у такого налогоплательщика в доле, соответствующей доле его участия в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, – на конец соответствующего периода.
Налоговая база контролируемой иностранной компании определяется отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании.
Законодателем установлены определенные лимиты, только при превышении которых прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период у контролирующего лица:
в 2015 году – 50 миллионов рублей;
в 2016 году – 30 миллионов рублей;
с 2017 года – 10 миллионов рублей.
П.4 ст.309.1 НК РФ предусматривает, что учитывается для налогообложения только пассивная прибыль контролируемой иностранной компании, статья дает открытый перечень доходов, кстати, включив туда среди прочих доходы от юридических, консультационных, бухгалтерских услуг.
Также предусмотрено, что в ряде случаев прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (в соответствии с п.1 ст.25.13-1 НК РФ):
1) если такая компания является некоммерческой организацией;
2) она образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (в союз входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия);
3) эффективная ставка налога на прибыль этой организации (ставка, по которой реально уплачивается налог) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль. Ставка рассчитывается в соответствии с п.2 ст. 25.13-1 НК РФ;
4) если такая компания является «активной» (имеет не более 20 процентов пассивных доходов в общей массе прибыли), «активной холдинговой» или «активной субхолдинговой» компанией, определения даны в пунктах 3 – 6 статьи 25.13-1 НК РФ. Активная холдинговая и активная субхолдинговая компания не должны при этом иметь местом своего нахождения юрисдикцию из списка, утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)";
5) компания является банком или страховой организацией и имеет соответствующую лицензию;
6) она является одной из следующих иностранных организаций:
– эмитентом обращающихся облигаций;
– организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям;
– организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
7) такая компания участвует в проектах по добыче полезных ископаемых при некоторых условиях;
8) если компания является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) такого оператора.
ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права
Контролирующим лицом может выступать только физическое или юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, это первое условие признания за лицом статуса «контролирующего».
Определение физического лица-налогового резидента Российской Федерации установлено п.2 ст. 297 НК РФ – это физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Юридическое лицо является резидентом РФ, если оно учреждено на территории РФ, а также иностранное юридическое лицо, получившие статус резидента в соответствии со ст.246.2 НК РФ на основании признания местом его управления России.
Второе условие – это порог участия в организации. До 1 января 2016 года контролирующим лицом организации признается лицо, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
После 1 января 2016 года контролирующим лицом организации будет признаваться следующее лицо (в соответствии с п. 3 ст. 25.13 Налогового Кодекса РФ):
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов;
3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера.
Доли участия контролирующих лиц определяются в соответствии со ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ: доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации; эта же статья 105.2 Налогового Кодекса РФ содержит правила определения доли прямого и косвенного участия. При определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица. В судебном порядке могут учитываться и дополнительные обстоятельства.
Отдельно законом оговорены исключения, когда лицо не признается контролирующим:
1) Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. (п. 3.1. ст. 105.2 НК РФ)
2) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, приобретенными в рамках договора РЕПО, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» или законодательством иностранного государства.
3) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными в рамках договора займа ценными бумагами, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства.
Отдельно отметим, что частные некоммерческие фонды (например, регистрируемые в Панаме, Австрии, Лихтенштейне) являются юридическими лицами, но участия в них не возникает. Фонд имеет учредителя, бенефициара, управляющего, протектора. В таком случае (в соответствии с п.15 ст.25.13 НК РФ) к частному фонду применяются правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные ст. 25.13 НК РФ.
Витёк
А если бы был министр на месте, то возместили бы. И кстати, если не вернули, значит - уже мошенничество?
Ольга
Как узнать сумму к оплате налога на имущество
Чуев Анатолий Данилович
Есть или нет задолженность по налогам
129
А когда будет решение не платить пенсии работающим пенсионерам - 60% работают и им закон о повышении возраста не нужен, а сколько денег сэкономится, если им не будут платить пенсию, ведь пенсия - это компенсация утраченного заработка, верно?
А когда получают и то, и другое, то что получится - нарушение закона?
007
Хочу ответить гражданину 005,насчет пенсионеров это вы погорячились. Нужно сначала проверить у всех IQ и способность нестандартно мыслить. Молодые бывают очень тупые. Так что вместо дискриминации по возрасту и полу, этого в цивилизованном мире нигде нет, лучше обратите свое внимание на профессиональных хлопальщиков ,т,е, троллей,которые получают зарплату на савушкина или по другому адресу, но никакой пользы от них нет. Мы,пенсионеры,это шестидесятники,которые работали на ВПК,учились вечером и никогда не переводили стрелки на пожилых. Мерзкая страна Россия,если в ней вместо того,чтобы уважать стариков, деньги отдают на пособия рожающим дебилов. Мы в свое время рожали детей,никаких пособий на них не получали, копили в сбербанке на первый взнос на кооператив(других вариантов не было). Сбербанк не самое лучшее место. Государство все это украло,как и украло у наших родителей займы. Знаете молодежь,а на чьи деньги построили метро ,заводы и фабрики и, кто это строил? После ВОВ государство ввело обязательные займы (2,5 месяца в году,в течение 4,5 лет человек должен был отработать бесплатно,получив облигации вместо зарплаты). Вот бы вам сейчас так. Государство естественно ничего не вернуло,но это уже другая песня. Но вы ,молодые, считаете,что вам все обязаны. Дать квартиру,зарплату,образование и все бесплатно. Вы боритесь за рабочие места,если вы талантливы, но если у вас коэффициент интеллекта ниже 75 и образование 10 классов, или даже платное высшее,то грош вам цена.
Страна не почитающая своих стариков обречена,а молодежь разевающая рот попусту может подавиться. Знаете как в СССР проходило сокращение,по алфавиту: А-сокращаем,Б-оставляем,В-сокращаем,Г-оставляем. Сокращать чиновников нужно и значительно,только,кто это будет делать. Сначала найдите такого как Ли Куан Ю, а потом сокращайте. Мне стыдно,что у нас такая молодежь.
Братуха-Уклонуха
Ненуачо, сафсем ни ринтабильна будит вазить людев с этими новэми нологоми-шмологоми...
005
Я тоже против сокращения людей, куда ни обратишься, все завалены работой, всем некогда, лучше сократить количество личных автомобилей, планшетов, смартфонов, золотых кроватей, мебели из красного дерева и т.п.
Если уж сокращать работников, то только пенсионеров, от них никакого толку: плохо видят, плохо слышат, шевелиться им лень, только молодых погоняют, зато какие зарплаты получают, да ещё и пенсию.
Наталия
есть ли у меня задолженность по налогам
Витёк
И безработных станет ещё больше!
Максим
Сосед уже 5 лет сдает нелегально квартиру г.Москва ул. Гурьянова д 8 кор 1 кв 353
Sanjar
sanjar