Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Онлайн-конференции / Контролируемые иностранные компании

06.10.2015   Контролируемые иностранные компании

С 1 января 2015 года вступили в силу положения Налогового Кодекса Российской Федерации, касающиеся контролируемых иностранных компаний, в дальнейшем в них были внесены некоторые изменения. Предлагаем рассмотреть правила признания иностранных компаний и структур контролируемыми, как определяется контролирующее лицо, а также исключения из этих правил.

Также мы рассмотрим вопросы о необходимости подачи уведомлений об участии в иностранных компаниях, об учреждении и контроле над иностранными структурами, уведомлений о контролируемых иностранных компаниях.

Прибыль контролируемых иностранных компаний и структур подлежит налогообложению в РФ, но в ряде случаев может быть освобождена от налогообложения. Предлагаем проанализировать порядок налогообложения прибыли и обсудить возможные варианты реструктуризации.

Эксперт: Евгения Минакова, Юрист практики международного права ООО «НАФКО-Консультанты»

На тему контролируемых иностранных компаний рассуждают эксперты компании: Контролируемые иностранные компании.

Справка о компании:

Юридическая компания «НАФКО-Консультанты» образована в 2003 году. Основным видом деятельности компании является оказание услуг правового, налогового консалтинга и арбитража. Компания «НАФКО-Консультанты» практикует западные стандарты ведения бизнеса, которые основываются на безупречной деловой репутации, значительном корпоративном ресурсе, индивидуальном подходе к каждому клиенту, а также гарантии качества оказываемых услуг. Вот уже второй год подряд компания входит в число крупнейших юридических компаний по размеру выручки, а также по версии рейтинга «Право.Ru-300» за 2012 год, включена в число лучших компаний в области налогового права.

Иккерт Павел
ООО «НАФКО-Консультанты»
Руководитель практики налогового права

Минакова Евгения
ООО «НАФКО-Консультанты»
Юрист практики международного права

Горин Андрей
ООО «НАФКО-Консультанты»
Ведущий консультант по бухгалтерскому и налоговому учету

1
Ангелина Войтенко

Прошу пояснить, кто может выступать контролирующим лицом организации.
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Контролирующим лицом может выступать только физическое или юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, это первое условие признания за лицом статуса «контролирующего».
Определение физического лица-налогового резидента Российской Федерации установлено п.2 ст. 297 НК РФ – это физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Юридическое лицо является резидентом РФ, если оно учреждено на территории РФ, а также иностранное юридическое лицо, получившие статус резидента в соответствии со ст.246.2 НК РФ на основании признания местом его управления России.
Второе условие – это порог участия в организации. До 1 января 2016 года контролирующим лицом организации признается лицо, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
После 1 января 2016 года контролирующим лицом организации  будет признаваться следующее лицо (в соответствии с п. 3 ст. 25.13 Налогового Кодекса РФ):
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;  
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов;
3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера.  
Доли участия контролирующих лиц определяются в соответствии со ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ: доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации; эта же статья 105.2 Налогового Кодекса РФ содержит правила определения доли прямого и косвенного участия. При определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица. В судебном порядке могут учитываться и дополнительные обстоятельства.
Отдельно законом оговорены исключения, когда лицо не признается контролирующим:
1) Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. (п. 3.1. ст. 105.2 НК РФ)
2) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, приобретенными в рамках договора РЕПО, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» или законодательством иностранного государства.
3) Не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными в рамках договора займа ценными бумагами, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства.
Отдельно отметим, что частные некоммерческие фонды (например, регистрируемые в Панаме, Австрии, Лихтенштейне) являются юридическими лицами, но участия в них не возникает. Фонд имеет учредителя, бенефициара, управляющего, протектора. В таком случае (в соответствии с п.15 ст.25.13 НК РФ) к частному фонду применяются правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица, установленные ст. 25.13 НК РФ.

2
Семен Тарасюк

Расскажите про порядок расчета дивидендов, порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при определении налоговой базы у контролирующего лица.
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении установлен статьей 25.15 Налогового Кодекса РФ.
Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ:  если для  компании аудит отчетности является обязательным по законодательству страны инкорпорации, и при этом постоянным местонахождением этой компании является иностранное государство, с которым у России имеется налоговое соглашение, то прибылью (убытком) признается величина, указанная в финансовой отчетности компании; если хотя бы одно из двух указанных условий не применимо к иностранной компании, то ее прибыль определяется по российским правилам, установленным НК РФ, и подтверждается, например, выписками с расчетных счетов иностранной компании, первичными документами, подтверждающими произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной самим налогоплательщиком-контролирующим лицом, и учитывается при определении налоговой базы у такого налогоплательщика в доле, соответствующей доле его участия в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, – на конец соответствующего периода.
Налоговая база контролируемой иностранной компании определяется отдельно в отношении каждой контролируемой иностранной компании.
Законодателем установлены определенные лимиты, только при превышении которых прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период у контролирующего лица:
в 2015 году – 50 миллионов рублей;
в 2016 году – 30 миллионов рублей;
с 2017 года – 10 миллионов рублей.
П.4 ст.309.1 НК РФ предусматривает, что учитывается для налогообложения только пассивная прибыль контролируемой иностранной компании, статья дает открытый перечень доходов, кстати, включив туда среди прочих доходы от юридических, консультационных, бухгалтерских услуг.
Также предусмотрено, что в ряде случаев прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (в соответствии с п.1 ст.25.13-1 НК РФ):
1) если такая компания является некоммерческой организацией;
2) она образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (в союз входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия);
3) эффективная ставка налога на прибыль этой организации (ставка, по которой реально уплачивается налог) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль. Ставка рассчитывается в соответствии с п.2 ст. 25.13-1 НК РФ;
4) если такая компания является «активной» (имеет не более 20 процентов пассивных доходов в общей массе прибыли), «активной холдинговой» или «активной субхолдинговой» компанией, определения даны в пунктах 3 – 6 статьи 25.13-1 НК РФ. Активная холдинговая и активная субхолдинговая компания не должны при этом иметь местом своего нахождения юрисдикцию из списка, утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)";
5) компания является банком или страховой организацией и имеет соответствующую лицензию;
6) она является одной из следующих иностранных организаций:
– эмитентом обращающихся облигаций;
– организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям;
– организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
7) такая компания участвует в проектах по добыче полезных ископаемых при некоторых условиях;
8) если компания является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) такого оператора.

Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Вышеуказанные пункты 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК РФ применяются только при условии, если постоянным местонахождением такой иностранной компании является государство, с которым у РФ имеется налоговое соглашение, в том числе обеспечивающее обмен налоговой информацией.  
Прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, применяется календарный год. (Личный закон – это законодательство страны, где компания учреждена). Аналогичное правило и для структуры – ее прибыль уменьшается на величину прибыли, распределенной в пользу контролирующих лиц такой структуры.
При определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений статьи 312 НК РФ.
Также можно уменьшить сумму прибыли КИК на суммы налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.
И напомним про одно очень важное положение, действующее до 1 января 2017 года, что при ликвидации иностранной организации доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), но за  исключением денежных средств, не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации (п. 2.2. ст. 277 НК РФ).

3
Татьяна Краснова

Обязан ли налогоплательщик уведомлять о своем участии в иностранной организации? Если да, то кому, в какие сроки и в какой форме?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Налогоплательщики – физические и юридические лица, являющиеся российскими налоговыми резидентами, обязаны подавать в налоговый орган следующие уведомления (в соответствии с п. 3.1 ст. 23 НК РФ):
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого прямого или косвенного участия превышает 10 процентов);
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (партнерство, товарищество, траст), а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения).
Уведомление также подается при изменении размера доли и прекращении участия.
Форма подачи уведомления установлена Приказом ФНС России от 24.04.2015 г. № ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)».
Уведомление подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица:
1) до 15 июня 2015 года в отношении компаний и структур, участие в которых возникло до 15 мая 2015 года;
2) в течение одного месяца в отношении компаний и структур, участие в которых возникло, изменилось или прекратилось после 15 мая 2015 года.
Уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 г. по 14 июня 2015 г. включительно.
Уведомления об иностранных организациях представляются налогоплательщиками по установленным формам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Штраф за несвоевременное представление уведомления или представление недостоверных сведений составляет 50000 рублей за каждую компанию или структуру.
Обращаем внимание, что появилась обязанность подать отдельный вид уведомлений, связанный с недвижимостью. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на территории РФ, признаваемое объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). В случае если в такой организации (структуре) имеется прямое или косвенное участие физического лица или публичной компании в размере более 5%, такое участие тоже подлежит раскрытию (п. 3 ст. 386 НК РФ). Сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год. Уведомление подается в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества. При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица. Штраф за непредставление или несвоевременное представление указанной информации составляет 100% суммы налога на объект недвижимого имущества.

4
Инна Аметова

Существует ли ответственность за неуплату контролирующим лицом налога? Если да, расскажите о ней более подробно.
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Ответственность за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании установлена статьей 129.5 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей.
Данная статья не применяется при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 – 2017 годов (начнет применяться за налоговые периоды, начиная с 2018 года).
Помимо Налогового Кодекса РФ ответственность за уклонение от уплаты налогов  путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, устанавливают статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ. Это относится и к контролирующим лицам иностранной компании. Для физических лиц нижний предел неуплаты налогов для привлечения к ответственности составляет шестьсот тысяч рублей за период в течение трех финансовых лет подряд, для юридических лиц – за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей. В качестве мер ответственности предусмотрены денежные штрафы, принудительные работы, арест и даже лишение свободы (для организаций – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

5
Ирина

Добрый день! как Вы предполагаете практически можно организовать налоговый учет у контролирующего лица для целей подсчета суммы прибыли (убытка) включаемого в налоговую базу для уплаты налога на прибыль в РФ?
Иккерт Павел
Иккерт Павел

ООО «НАФКО-Консультанты», Руководитель практики налогового права

Порядок организации налогового учета контролируемой иностранной компании обусловлен применимым правом в отношении определения и оценки значимых показателей/результатов хозяйственной деятельности указанной компании.  
Согласно пункту 1 статьи 309.1 НК РФ прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ.
В случаях, не указанных в абзаце первом пункта 1 указанной статьи НК РФ, прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 НК РФ, без учета особенностей, предусмотренных статьей 309.1 НК РФ (за исключением положения абзаца третьего пункта 2 статьи 309.1 НК РФ).
Таким образом, избираемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета контролируемой иностранной компании в основном зависит от применимого законодательства в вопросе порядка определения показателей финансовой отчетности конкретной контролируемой иностранной компании.
Таким образом, необходимо исходить из следующего:
1. При условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения – в вопросах организации налогового учета должен учитываться национальный закон такой компании.
2. В остальных случаях – учет организуется по правилам российского законодательства.   
Вопрос порядка организации налогового учета контролируемой иностранной компании является довольно сложным. Данный вопрос корректно рассматривать индивидуально и применительно к конкретным ситуациям.

6
Левковский Руслан

Какие организации (структуры) будут признаваться КИК?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Контролируемыми иностранными компаниями могут признаваться как юридические лица, так и структуры без образования юридического лица. Налоговый Кодекс РФ дает следующее определение иностранной структуры без образования юридического лица – это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;
В соответствии с п.1 ст.25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как видим, определение КИК привязано к определению контролирующего лица. Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов;
3) лицо, в отношении доли участия которого в организации не соблюдаются вышеуказанные два условия, но при этом осуществляющее контроль над такой организацией.
До 1 января 2016 года порог участия повышен, признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами. Например, по договору оказания услуг номинального директора или номинального акционера.  
Исключением из правил признания иностранной организации контролируемой является прямое или косвенное участие в ней через российскую публичную компанию. А также инвестиционные фонды, управляемые компаниями или физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, не признаются контролируемыми иностранными компаниями.
Кроме того, контролируемой иностранной компанией признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Кстати, большинство частных некоммерческих фондов, используемых в управлении активами, являются юридическими лицами, и хотя участия в них не возникает, к ним в силу п.15 ст. 25.13 НК РФ применяются правила признания контролирующими лицами иностранных структур без образования юридического лица.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры. По общему правилу НК РФ признает контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица учредителя (основателя) такой структуры. Но есть и ряд исключений, установленных п.10 ст. 25.13 НК РФ, когда учредитель структуры не признается контролирующим лицом.
Кроме того, оговорен ряд условий, при которых лицо, не являющееся учредителем структуры и осуществляющее контроль на ней, признается контролирующим. По нашему мнению, протектор (советник) структуры не является контролирующим лицом.
В практике налогового планирования нам известны компании, контролируемые кредиторами (creditor controlled companies), в некоторых странах используемые как средство вывода бизнеса из сферы действия правил КИК. Мы считаем, что к такой компании может применяться по аналогии п.15 ст. 25.13 НК РФ, т.е. для российских правил такая структура не работает.
Считаем, что дискреционные безотзывные трасты могут не признаваться контролируемыми структурами. Также определенный интерес представляют собой «целевые трасты» (purpose trust), не имеющие бенефициара.

7
Тучина Вероника

Что изменилось в 2015 году в свете нового Закона о контролируемых иностранных компаниях?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Итак, с 01 января 2015 года российским налоговым резидентам-физическим и юридическим лицам не запрещается владеть иностранными компаниями, но появляется обязанность подачи уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, за некоторыми исключениями прибыль контролируемых иностранных компаний будет облагаться налогами в РФ. Также появились новые правила, в соответствии с которыми налоговым резидентом РФ может быть признана иностранная организация. Изменился порядок применения налоговых соглашений РФ с учетом введения понятия «фактического получателя дохода».

8
Елисеева Светлана Викторовна

Как мы знаем, до 1 января 2017 года предусмотрено переходное положение (для признания лица контролирующим), расскажите о нем подробнее.
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Переходное положение предусмотрено до 1 января 2016 года: признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов. Положение установлено пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
До 1 января 2017 года действует другое положение, не менее важное: при ликвидации иностранной организации доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), но за  исключением денежных средств, не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации (п. 2.2. ст. 277 НК РФ).

9
Маргарита Ищеева

Каков порядок действий для владельцев (в т.ч. бенефициарных) иностранных компаний согласно новому законодательству?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Для начала владельцы и бенефициары иностранных компаний должны определить, являются ли они налоговыми резидентами РФ. Затем следует проанализировать, какие компании и структуры являются контролируемыми. В некоторых случаях контролируемые иностранные компании могут освобождаться от налогообложения, в том числе в связи с суммой прибыли такой компании.  
Российским резидентам надо в определенных случаях подавать уведомления об участии в иностранных компаниях (структурах) уже с 2015 года. Уведомления о контролируемых иностранных компаниях будут подаваться самое раннее – в 2017 году, если контроль над иностранной компанией (структурой) возник уже в 2015 году.
Обязательно надо уделить внимание такому вопросу, как место эффективного управления иностранной компании, т.к. в некоторых случаях иностранная компания может быть признана налоговым резидентом РФ; а также вопросу порядка применения налоговых соглашений к доходам, получаемым иностранной компанией из РФ, имеет ли эта иностранная компания фактическое право на такие доходы.
Возможно, некоторые компании будет целесообразно ликвидировать до 1 января 2017 года, т.к. при ликвидации иностранной организации доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), но за  исключением денежных средств, не включаются в налоговую базу у ее акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации.

10
Сахно Владимир

Что такое «иностранная структура без образования юридического лица»?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Определение иностранной структуры без образования юридического лица дано пунктом 2 статьи 11 НК РФ – организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
Отметим, что большинство частных некоммерческих фондов, используемых в управлении активами, хоть и не имеют участия в капитале, при этом являются юридическими лицами, организациями и не подходят под определение «иностранной структуры без образования юридического лица».

11
Павлова Инна

В каком случае подаются уточненные уведомления, расскажите о них.
Горин Андрей
Горин Андрей

ООО «НАФКО-Консультанты», Ведущий консультант по бухгалтерскому и налоговому учету

В соответствии с п. 7 ст. 25.14 НК РФ налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление об участии в иностранных организациях или о контролируемых иностранных компаниях в случаях обнаружения в ранее поданных уведомлениях:
- неполноты сведений, т.е. отсутствие какой-либо информации, предусмотренной п. 5 и 6 ст. 25.14 НК РФ;
- неточностей или ошибок.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 129.6 НК РФ представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Согласно п. 2 ст. 129.6 НК РФ представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Таким образом, налогоплательщик имеет возможность предотвратить привлечение его к ответственности, если до составления налоговым органом акта об обнаружении налогового правонарушения представит уточненное уведомление с достоверными сведениями.

12
Татьяна

Правильно ли мы понимаем, что КИК теперь должны вести бух.учет по Российским правилам?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

КИК не обязана вести бухгалтерский учет по российским правилам, а только обязана для определения своей прибыли (убытка) вести налоговый учет по российским правилам (в соответствии со статьей 309.1 НК РФ) в том случае, если не соблюдаются одновременно два условия:

1) для компании аудит отчетности является обязательным по законодательству страны инкорпорации;

2) постоянным местонахождением этой компании является иностранное государство, с которым у России имеется налоговое соглашение.

Соответственно, если оба названных условия соблюдаются одновременно, то для КИК не возникает необходимости определять показатель прибыли (убытка) по правилам, установленным Налоговым Кодексом РФ.

13
Петров Евгений

Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение по двум вопросам: 1. Какие иностранные структуры без образования юридического лица не признаются контролируемыми? 2. В каких случаях прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Не будет признаваться контролируемой иностранной компанией иностранная структура без образования юридического лица, если ее учредителем, бенефициаром и управляющим не являются лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Если же российские налоговые резиденты фигурируют в такой структуре, то структура не будет признаваться контролируемой при определенных обстоятельствах. В отношении учредителя должны соблюдаться одновременно следующие условия (п.10 ст. 25.13 НК РФ):
1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности);
4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
Иное лицо, не являющееся учредителем структуры, не будет признаваться контролирующим, если оно также не осуществляет контроль над структурой и при этом в отношении этого лица выполняются одновременно следующие условия:
1) такое лицо не имеет фактического права на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо не вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо не вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
Считаем, что дискреционные безотзывные трасты могут не признаваться контролируемыми структурами. Также определенный интерес представляют собой «целевые трасты» (purpose trust), не имеющие бенефициара.
Частные некоммерческие фонды, являются юридическими лицами, и хотя участия в них не возникает, к ним в силу п.15 ст. 25.13 НК РФ применяются правила признания контролирующими лицами иностранных структур без образования юридического лица.

14
Павел

Скажите, владельцы компаний в Таиланде (в доле 49% - 51% у тайцев), на которые оформлены дома в Таиланде, и которые дохода не получают - также обязаны подать уведомления в налоговую? До какой даты?
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

Во-первых, российский налоговый резидент, владеющий долей 49%, до 15 июня 2015 года должен был подать уведомление об участии в иностранной организации по состоянию на 15 мая 2015 года (п. 3.1 ст. 23 НК РФ).
Во-вторых, появляется обязанность подать уведомление об иностранной контролируемой компании. До 1 января 2016 года компания не будет признаваться контролируемой, а владелец – контролирующим лицом. Но после 1 января 2016 года, при известных нам условиях, лицо будет признаваться контролирующим в соответствии с пп.1 п.3 ст.25.13 НК РФ, а компания – контролируемой, соответственно у такого лица, владеющего 49 процентами тайской компании, возникает обязанность подать уведомление о контролируемой иностранной компании не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица, т.е. до 20 марта 2018 года.
Что касается недвижимости, то только для иностранных компаний, владеющих недвижимостью, расположенной на территории РФ, установлены обязанности по подаче уведомлений в соответствии со п. 3.2. ст. 23 НК РФ.

15
Алевтина

Добрый день. Нужно ли уведомлять налоговые органы, если изменилась последовательность владения в иностранной компании? Первоначально физ. лицо владело компанией А, которая владела компанией Б. Далее была произведена реструктуризация, и физ. лицо стало напрямую владеть компанией Б, при этом процент владения (ранее косвенного, а теперь прямого) остался таким же.
Минакова Евгения
Минакова Евгения

ООО «НАФКО-Консультанты», Юрист практики международного права

В соответствии с п. 3 ст. 25.14 Налогового Кодекса РФ уведомление об изменении доли участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее одного месяца, с даты изменения доли участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления. В случае прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца, с даты прекращения участия.
Соответственно физлицо подаст уведомление, в котором сообщит о прекращении участия в компании А.
А в отношении компании Б будет подаваться тот же лист «Сведения об иностранной организации», где будет указываться прямое участие и дата возникновения прямого участия.

Наталья
20 февраля 2017 г. в 10:25

Добрый день. Владелец компании на КИПР резидент РФ (50%), а другой владелец гражданин Британии (50%). Какая доля участия будет у резидента прямое, косвенное или смешанное? И вид участия?

Светлана
1 марта 2017 г. в 12:45

в 2016 году компания РФ приобрела КИК. прибыль за 2016 год в каком году подлежит налогообложению? в 2016 или в 2017? ведь и отчет и решение о распределении прибыли и дивиденды - все это фактически в 2017 году осуществится.

Роман
20 апреля 2019 г. в 10:49

Добрый день! Нужно ли подавать уведомление об участии в иностранной организации лицу, которое контролирует иностранную организацию через номинального владельца по трастовой декларации? Какими нормами НК регулируется данная ситуация? Если нужно, то что при этом указать в графе "вид участия" уведомления?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Разместить:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок