Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Мария Шклярук

Мария Шклярук


Работа: Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Должность: научный сотрудник

Новости / Мнения / Самостоятельное возбуждение налоговых дел возродит произвол силовиков

Самостоятельное возбуждение налоговых дел возродит произвол силовиков

Отменить одну из немногих норм, сейчас защищающих бизнес от силовиков, — значит вернуть оперативникам право на произвол

19.09.2013Российский налоговый портал

Следственный комитет хочет получить полномочия возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях самостоятельно. История вопроса насчитывает меньше трех лет и достаточно проста. После упразднения налоговой полиции на рынке налоговых проверок осталось два игрока: налоговая инспекция и полиция — как правило, в лице специальных подразделений по выявлению налоговых преступлений. У оперативных подразделений МВД были свои отделы документальных проверок, которые насчитывали суммы «неуплаченных» налогов по иной, чем налоговая инспекция, методике. В общем, предприниматель оказывался между двух огней — никогда не знаешь, кто к тебе приедет: налоговая, или оперативники, или они вместе. С другой стороны, направление таких уголовных дел в суд не было приоритетом ни для одного, ни для другого ведомства: материалы из налоговой инспекции часто не доходили до следователей МВД, а инициированные изнутри МВД дела редко доходили до суда. Так, по статистике МВД, в 2010 г. было выявлено 14 449 налоговых преступлений, предварительно расследовано было 11 017, а в суд направлено 1424 дела (из них 66 направлено СК, еще не имевшим соответствующих полномочий).

В декабре 2010 г. был приняты законы, которые с 2011 г. изменили количество и качество таких игроков. Налоговые органы обязали направлять материалы не в МВД, а в СК РФ, которому перешли полномочия по расследованию налоговых преступлений (ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ). Причем годом ранее в УПК РФ ввели статью, позволяющую прекращать налоговые дела при уплате всей суммы недоимки, пеней и штрафов. Порядок же направления материалов из налоговой инспекции в следственные органы таков, что в случае уплаты всей суммы материал в следственные органы даже и не уходит. Все вместе это укладывалось в идею «заплати денег бюджету вместо уголовного преследования». Окончательно связка налоговая — СК как единственный путь для возбуждения налоговых дел была закреплена еще через год, когда материалы налоговой проверки де-юре стали единственным законным поводом для возбуждения уголовного дела.

Впрочем, и до того налоговые дела следователи СК — за исключением некоторых регионов — возбуждали крайне неохотно, причем по сугубо организационным причинам. В СК система показателей строго завязана на направлении дел в суд. Налоговые дела с их низкой перспективой направления в суд и высоким процентом оправданий (1-5% при среднем уровне оправданий на порядок ниже) следователям невыгодны. Коллизии законодательства, риск прекращения дела в любой момент из-за уплаты организацией недоимки и прочих факторов превращали эти дела в еще менее привлекательные. Это и привело к тому, что количество выявленных налоговых преступлений сокращалось: в 2011 г. их было 8682, но основную роль еще играло МВД, в а 2012 г. — уже 5818 и большая часть из них впервые была расследована СК.

В сложившейся системе предприниматель, воспользовавшийся минимальной юридической помощью, в 2012-2013 гг. оказывался перед четкой, понятной цепочкой: пришла налоговая, по итогам есть заключение налоговой проверки, его можно обжаловать в вышестоящей инспекции, затем обратиться в арбитражный суд, пройти там все инстанции, выиграть или — в случае проигрыша или снижения суммы требований — заплатить в полном объеме и так и не увидеть следователя. Налоговые дела так и остались не самыми желанными для следователей. Оперативники же были вынуждены работать на налоговиков или следователей и существенно потеряли в возможности легко и самостоятельно устраивать предпринимателям проблемы.

Прошло два года, и тут в ход пошли аргументы про сложности борьбы с оттоком капитала. Получается, что цивилизованный порядок рассмотрения спора фискального органа и предпринимателя в специально существующем для этого арбитражном суде новому субъекту финансовой политики — СК — мешает. Ведь налоговый состав — простейший вариант, когда надо возбудить дело, чтобы получить возможность расследовать, скажем, длинную цепочку использования фирм-однодневок, заканчивающуюся обналичиванием или выводом денег в офшоры. Таков, вероятно, аргумент (неозвученный) тех сил в СК, которые видят его как инструмент осуществления финансовой политики, а не просто как следственный орган. Но отменить ради серьезных дел федерального уровня одну из немногих норм, сейчас защищающих бизнес от произвола силовиков, — значит вернуть для оперативников на низовом уровне возможность того же самого произвола. Правда, договариваться теперь им придется со следователями СК, что сложнее, чем с подчиненными тому же начальнику следователями МВД. Но что-то подсказывает, что с этой проблемой оперативники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями справятся гораздо легче, чем с необходимостью эффективно работать с ФНС на этапе выявления налоговых нарушений.

Стоит ли игра свеч? Может, просто Росфинмониторингу, Счетной палате, Росфиннадзору, Центробанку и ФНС стоит работать лучше, в том числе и вместе с теми оперативными подразделениям МВД и ФСБ, что есть сейчас, и сосредоточиться на выявлении тех исходных преступлений, которые создают деньги для оттока капитала, а именно воровства из бюджета и коррупции, — а также на незаконной банковской деятельности как инструменте этого оттока? Тогда не придется притягивать за уши налоговую статью для решения совершенно иных задач. А налоговые споры оставить тем, кто и должен ими заниматься: ФНС и арбитражным судам. Как минимум, и там и там работают люди, которые в вопросе разграничения оптимизации налоговой нагрузки и умышленного нарушения налогового законодательства разбираются лучше, чем любой следователь.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

Для добавления комментария необходимо авторизоваться.

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.