 
                Проценты, дивиденды и… юридические тонкости «тонкой» капитализации
15 ноября ВАС РФ рассмотрит дело компании ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
11.11.2011Российский налоговый порталЭто дело станет прецедентным в вопросах применения так называемых правил тонкой капитализации, предусмотренных в п. 2 ст. 269 НК РФ. Эти правила предусматривают возможность переквалификации процентов по займу, полученному российской компанией от иностранной компании, в дивиденды, если иностранная компания прямо или косвенно участвует в капитале российской компании, и при этом размер задолженности по займу более чем в три раза превышает собственный капитал российской организации (это и есть «тонкая», или «недостаточная», капитализация, которая может свидетельствовать о выплате дивидендов под видом процентов).
Правила «недостаточной», или «тонкой», капитализации затрагивают взаимоотношения не только российских заемщиков при формировании расходной части налоговой базы по налогу на прибыль, но и вопросы уплаты нерезидентами (налоговыми агентами) налога на прибыль с полученного дохода. Эти два вопроса взаимосвязаны, т.к. затрагивают одну и ту же экономическую величину (сумму процентов по долговому обязательству). Поэтому при решении вопроса о применимом порядке налогообложения нельзя игнорировать правила международных норм, регулирующие налоговые правоотношения резидентов различных государств и имеющие приоритет над внутренним законодательством.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения дают четкое определение понятий «дивиденды» и «проценты». Дивиденды – это доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, но дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав (п.3 ст.10 соглашения с Кипром и соглашения со Швейцарской Конфедерацией). Проценты – доход от долговых требований любого вида (п.2 ст.11 соглашения с Кипром). Соглашение со Швейцарской Конфедерацией уточняет, что проценты – это доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника (п.4 ст.11).
Таким образом, можно говорить о том, что независимо от квалификации начисленных процентов (расходов) для целей налогообложения прибыли компании – заемщика на территории России, выплачиваемая иностранному займодавцу сумма (т.е. его доход) подлежит налогообложению в порядке ст.11 двусторонних соглашений именно как проценты, но не как дивиденды.
Однако российское законодательство в п. 4 ст.269 НК РФ прямо требует от российских заемщиков приравнять сумму разницы между предельной величиной процентов, рассчитанной с применением правила «тонкой капитализации» (п.2 ст.269 НК РФ), и фактически начисленной суммой процентов по долговым обязательствам к дивидендам, и облагать ее налогом на прибыль в порядке п.3 ст.284 НК РФ. При этом согласно п.3 ст.275 НК РФ российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать при выплате дивидендов налог на прибыль по ставке 15%, если иное не предусмотрено международным договором (подп.4 п.2 ст.310 НК РФ). Получается замкнутый круг – согласно российскому законодательству сверхнормативные проценты признаются дивидендами, облагаемыми в порядке, установленном международными договорами, которые, в свою очередь, считают их процентами и устанавливают порядок налогообложения, отличный от порядка обложения дивидендов.
Налицо явное противоречие в нормах национального российского и международного законодательства в отношении порядка налогообложения процентов по долговым обязательствам.
Передавая дело «Северного Кузбасса» на рассмотрение в Президиум ВАС РФ (определение от 12.08.2011г. № ВАС-8654/11), коллегия судей отметила, что инспекция не ставила вопрос о признании общества налоговым агентом в отношении дохода, выплачиваемого резидентам государств, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие соглашения, а вопросы состава расходов находятся в юрисдикции национального законодательства. Однако, указав на отсутствие дискриминации для нерезидентов в вопросе о порядке отражения расходов, коллегия судей не учла то обстоятельство, что российский налогоплательщик, буквально исполняя требования п. 2 и п. 4 ст. 269 НК РФ, может нарушить именно международные нормы в отношении своего иностранного контрагента, удержав налог на прибыль с «дивидендов», тогда как тот получил «проценты». Поэтому полагаем, что нельзя оценивать применимость нормы п. 2 ст. 269 НК РФ (т.е. норму, действительно определяющую только порядок признания расходов для российского налогоплательщика) в отрыве от применимости нормы п.4 ст.269 НК РФ, обязывающей его же исчислять налог с суммы сверхнормативных процентов в порядке, установленном для дивидендов.
Нельзя не отметить, что в соответствии с Протоколом от 07.10.2010 г. к Соглашению с Кипром в ст.10 внесены изменения, согласно которым понятие «дивиденды» будет изменено. В новой редакции ст.10 этого соглашения под дивидендами будет пониматься «доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы – даже выплачиваемые в форме процентов – которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды». Тем не менее, пока Протокол не ратифицирован в установленном порядке, нет оснований применять к спорным отношениям измененную формулировку ст. 10 соглашения.
Кроме того, следует обратить внимание, что в ряде двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с правительствами иностранных государств, содержится специальная оговорка о предоставлении приоритета внутренним нормам государства, определяющим действия, направленные на борьбу с «тонкой капитализацией» («thin capitalization»), над нормами международных соглашений.
В таких случаях возможность переквалификации процентов в дивиденды представляется оправданной, т.к. может быть осуществлена в силу прямого указания применимых норм международного права.
Однако, в действующей редакции соглашений с Кипром и Швейцарской Конфедерацией (т.е. тех соглашений, применимость которых будет рассматриваться Президиумом ВАС РФ 15 ноября) таких правил не установлено. Следовательно, нормы ст.269 НК РФ не могут иметь приоритета над нормами этих международных соглашений.
Полагаем, что на сегодняшний день можно говорить о существовании различного порядка применения правил «тонкой капитализации» в зависимости от положений конкретных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией правительствами иностранных государств. Вот такие юридические тонкости «тонкой» капитализации…
1. Например, такие положения содержат Конвенции, заключенные Россией с Португалией и Аргентиной. Соглашения, заключенные с Испанией, Бразилией, Мексикой, предоставляют приоритет внутренним нормам договаривающегося государства, регулирующим правила «тонкой капитализации», как исключение из принципа «недискриминации»




