Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Анатолий Аксаков

Анатолий Аксаков


Работа: Госдума

Должность: депутат

Новости / Мнения / Недоделки

Недоделки

Что следует срочно изменить в финансовом законодательстве

15.06.2011Российский налоговый портал

Сегодня много говорят о лакунах в финансовом законодательстве, которые мешают банковскому бизнесу развиваться. Претензия справедливая: давайте посмотрим, что именно сегодня числится в повестке дня.

Тем более, что сделать это логично именно сейчас. Во-первых, закончился очередной деловой сезон и необходимо оглянуться и оценить перспективы на новый финансовый год. Во-вторых, осень 2011-го будет для законодателей «горячей»: впереди думские выборы. А в такой момент, к сожалению, очень часто соображения полезности любого законопроекта у некоторых парламентариев уступают места соображениям привлекательности. Вал популизма очень часто захлестывает парламентскую работу и многие важные проекты остаются под сукном.

Итак, проведем аудит финансовых и так или иначе связанных с финансовым рынком законопроектов и вычленим самое актуальное.

По-прежнему на повестке дня – подготовленный нами законопроект о секьюритизации. И «узкопрофессиональным» этот вопрос назвать нельзя, поскольку речь идет о механизме, обеспечивающим привлечение ресурсов для финансирования ипотеки. А ипотека, при всех ее проблемах, остается единственным более-менее доступным шансом хотя бы части россиян решить пресловутый «жилищный вопрос».

Пока не удалось пробить законопроекты, формирующие правовое поле для деривативов. Актуально и доведение до ума законодательных норм, регулирующих деятельность центрального депозитария.

В работе - законопроект, отменяющий взимание подоходного налога с заемщиков, получивших от банков кредит дешевле 3/4 ставки рефинансирования или ниже 9% годовых в валюте. На мой взгляд, очевидно, что от подобной практики пора отказаться. Фискальная выгода для государства здесь стремится к нулю: таких кредитов выдается сейчас крайне мало. Зато это вводит в дополнительный расход заемщиков и создает лишний препон на пути нормального кредитования россиян. Более того, при понижении ставок по кредитам россияне вдруг обнаружат, что место банковских комиссий заняли сборы в пользу государства. Абсурдная логика: призывать банки снижать ставки и отменять комиссии и одновременно облагать дешевые кредиты дополнительными поборами.

Из той же серии – необходимо ввести льготный режим налогообложения владельцев ценных бумаг, которые вложились в них на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это позволит стимулировать не биржевых спекулянтов, а долгосрочных инвесторов, чьи деньги, вложенные в фондовый рынок, действительно работают на экономику.

Существует и предложение подготовить правовую основу для выдачи так называемых «ограниченных лицензий» - для малых банков, которые не удовлетворяют действующим ныне требованиям к размеру капитала. Это позволит избежать массового ухода с рынка вполне дееспособных малых и средних банков, которые сегодня оказались в правовом тупике.

Явный успех – достигнута договоренность с властями об освобождении банков от несвойственной им функций контроля за кассовой дисциплиной клиентов. Однако для успешной работы банков, снижения их издержек, а в конечном счете – снижении и стоимости банковских продуктов, необходим следующий, не менее значимый шаг – ввести наконец в правовой оборот электронную отчетность.

Соответствующий законопроект я внес в мае в Госдуму, он предусматривает поправки в статью 40 закона «О банках и банковской деятельности» и статью 3 закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и предоставляет право кредитным организациям использовать в своей деятельности электронные документы.

К сожалению, по-прежнему «лежит под сукном» один из самых многострадальных законопроектов, регулирующих банковскую деятельность, - проект закона «О потребительском кредитовании». Он стал заложником расхождения во взглядах различных ведомств и министерств. В результате сложилась абсурдная ситуация: закона, регулирующего процессы кредитования россиян, нет, зато претензий к банкам со стороны чиновников – гора. Складывается ощущение, что «ловить», штрафовать и наказывать банки чиновникам намного интереснее, чем установить наконец на кредитном рынке четкие, подробные и прозрачные правила игры, обязательность которых станет нормой и для заемщиков и для кредиторов.

Еще один «проблемный» законопроект – о личном банкротстве физических лиц. Здесь ситуация не менее абсурдна: у должника сегодня нет ни четких обязанностей, ни оговоренных прав защитить жизненно необходимое ему имущество. Соответственно, долговые вопросы сегодня решаются с ущербом – моральным и финансовым – и для банков, и для заемщиков.

И, наконец, вызывает опасения тот торг, который мы наблюдаем вокруг законопроекта о национальной банковской системе. Основной проблемный момент: в законопроект оказались внесены изменения, которые выводят терминальные платежи за пределы банковского регулирования. То есть налицо попытка закрепить законодательной двойные стандарты финансовой деятельности – жесткие для банков и абсолютно либеральные для небанковских игроков рынка.

В рамках короткой заметки не могу сказать обо всех законопроектах, так необходимых сегодня банковскому рынку. Их много. Их принятие жизненно важно – как для банков, так и для их клиентов – россиян, действующих предприятий. Подавляющее большинство этих проектов пронизано единой сверхзадачей: снизить нагрузку на банковскую систему, а значит – снизить нагрузку и на клиентов этой системы, на всех нас.

Наверное, эту сверхзадачу нельзя считать яркой идей для предвыборной гонки. Но работу надо довести до конца – во всяком случае, если мы действительно хотим обеспечить национальной финансовой системе перспективы развития и подлинную конкурентоспособность.

Разместить:
Незаконченный разговор

Чтобы финансовый рынок развивался, константой должно быть последовательное развитие, а не разрозненный ворох проблем

Наученные горьким опытом

Может ли укрепление рубля сдержать инфляцию

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

ТОП-5 трудностей представления электронных документов в суд

Электронные документы «пробиваются» в российские суды уже на протяжении семи лет. В 2010 году была внесена первая поправка в статью 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволившая участникам судебного процесса представлять в Арбитражный суд документы в электронном виде. С этого момента вносилось множество изменений и дополнений в различные правовые акты, были изданы новые нормативные документы (подробнее об этом читайте в материалах авторов Synerdocs в конце этой статьи)

Дмитрий Хитров

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.