Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Налоговый аудитор — контролер или партнер?

Налоговый аудитор — контролер или партнер?

За годы работы у многих руководителей и бухгалтеров сформировался стереотип: отстоять свою позицию в споре с чиновниками можно только через суд. Поэтому появление в 2006 году в налоговых органах специальных отделов для досудебного регулирования конфликтов между налогоплательщиками и инспекторами особого интереса не вызвало. Однако не за горами 2009 год, когда первоначальное обращение с жалобой в ИФНС станет обязательным. Об этой и других возможностях сотрудничества рассказывает начальник отдела налогового аудита Управления ФНС по Санкт-Петербургу

25.03.2009
«Главбух»

Елена Сергеевна Пастухова, начальник отдела налогового аудита УФНС России по Санкт-Петербургу

Досье «Спутника Главбуха»:
Родилась 31 октября 1976 года в Санкт-Петербурге.
Образование: высшее, юрист; закончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Карьера: в налоговых органах с 1999 года.

- Елена Сергеевна, во всех ли инспекциях Северной столицы работают отделы налогового аудита? Существует разделение полномочий между районами и Управлением?

- Да, такие отделы есть практически в каждом районе города и в Управлении. Исключением являются три инспекции. В МИФНС № 28, курирующей деятельность индивидуальных предпринимателей и физических лиц Московского района, в связи с небольшой численностью штата обязанности по досудебному регулированию споров возложены на сотрудников юридического отдела. Аналогичная ситуация в Едином центре регистрации (создан на базе МИФНС № 15). И в МИФНС № 6, которая представляет собой Центр обработки данных, отдел налогового аудита не предусмотрен (жалоб там просто нет).

Районные инспекции имеют право рассматривать жалобы на действия должностных лиц до уровня заместителя начальника инспекции, то есть на действия конкретных сотрудников. Все иные обращения поступают в Управление.

- Какие именно ситуации разбирают налоговые аудиторы?

- Работа ведется в двух направлениях - возражения на акты налоговых проверок (в том числе повторных) и подготовка заключений по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц, которые поступают в районные инспекции. Чаще всего в делах фигурируют неосуществление возврата (зачета) налогов и приостановление операций по счетам.

- В 2006-2007 годах налогоплательщики очень редко прибегали к помощи отделов налогового аудита. Какова ситуация сейчас?

- В первом полугодии 2008 года наблюдалось снижение числа жалоб (по сравнению с 2007 годом), в том числе за счет урегулирования спорных ситуаций на стадии рассмотрения возражений плательщиков. Возражений по актам налоговых органов за этот период поступило 1294 (в полтора раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Жалоб на действия (бездействие) должностных лиц инспекций было подано 631 (почти на три процента меньше, чем в первом полугодии 2007 года). Рассмотрено жалоб с января по июнь 2008 года - 486 (на девять процентов превышает показатели аналогичного периода прошлого года). Всего удовлетворено 183 жалобы (за первое полугодие 2007 года - на 34 процента больше).

Данные по районам города разнятся в зависимости от специфики инспекций. Так, в небольших МИФНС № 20 (Колпино), МИФНС № 2 (Пушкин и Павловск) обращения единичны. А в крупных, как МИФНС № 21 (Красногвардейский район), МИФНС № 19 (Кировский район), МИФНС № 16 (Василеостровский район), где зарегистрировано большое количество налогоплательщиков и проводится много проверок, жалоб поступает значительно больше.

- Допустим, возникла спорная ситуация, и налогоплательщик хочет обратиться в отдел налогового аудита. Какая процедура действует?

- Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 139) можно подать письменную жалобу на действия (бездействие) должностных лиц и на решение налогового органа.

Жалобы на действия (бездействие) подаются в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалобы на решения налогового органа бывают обычные и апелляционные. Апелляционную следует подавать в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего решения. Тогда оно считается не вступившим в силу, а взыскания не осуществляются. Такая жалоба подается в МИФНС, которая приняла решение. Инспекция в течение трех дней пересылает жалобу со всеми материалами на рассмотрение в Управление. Обычную жалобу можно подать в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Если ранее налогоплательщик подавал апелляционную жалобу, и она была рассмотрена, то подать обычную он уже не сможет (предусмотрено Налоговым кодексом РФ).

Пакет документов к жалобе формирует инспектор, но плательщик вправе сам приложить какие-либо документы, подтверждающие его позицию. В случае оспаривания решения по итогам проверок все документы запрашиваются в соответствующей районной МИФНС. Желательно, чтобы налогоплательщик представил хотя бы само обжалуемое решение. Это позволит Управлению быстрее начать работу.

Если подается жалоба на решение, вынесенное из-за несвоевременного уведомления об открытии (закрытии) счета, ее лучше сопроводить уведомлением с отметкой налогового органа (при наличии) или доказательствами почтовой отправки.

Обращаю внимание, что даже если налогоплательщик нарушил правила подачи обращения, допустим, направил его не в районную инспекцию, а сразу в Управление или наоборот, жалоба все равно принимается. Мы стараемся не усложнять ситуацию.

- Несмотря на незначительный объем дел, проходящих через отделы налогового аудита, некоторые руководители и бухгалтеры жалуются, что рассмотрение их жалоб затягивается, а сроки, предусмотренные законодательством, не выдерживаются. Пожалуйста, подтвердите или опровергните эту информацию.

- В СМИ действительно проходила подобная информация о ряде регионов. Однако на территории Петербурга такого нет. Мы жестко соблюдаем все сроки. Жалоба рассматривается в течение месяца с момента поступления в Управление. При необходимости ее рассмотрение может быть продлено на 15 рабочих дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Ответы на жалобы высылаются почтой на указанный в них адрес. Если задержка и возможна, скорее всего, она происходит на данном этапе. Если налогоплательщик хочет оперативно получить копию ответа, он может обратиться в Управление с письменным запросом (оригинал в любом случае передается почтовым отправлением). В течение трех дней со дня получения запроса мы связываемся с плательщиком и договариваемся о времени встречи для выдачи документа.

- Много ли дел, побывавших в руках налоговых аудиторов на местах, затем попадает в Управление и суд? Чью сторону чаще принимают арбитры?

- В первом полугодии 2008 года Управление рассмотрело 220 жалоб фирм и предпринимателей после досудебного регулирования споров через отделы налогового аудита МИФНС (снижение по сравнению с прошлым годом - 12,5 процента). В связи с неурегулированием споров на стадии рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговых органов, их действия (бездействие) 10,8 процента решений по жалобам, вынесенных Управлением, в дальнейшем были полностью или частично оспорены налогоплательщиками путем подачи исков в суд (за аналогичный период прошлого года - 16,8 процента). Налицо уменьшение количества исков. Процент оспаривания снизился на шесть процентов. Это говорит о том, что большинство вынесенных решений аргументированы и правомерны.

В целом, до недавнего времени судьи часто вставали на защиту налогоплательщиков. Но в последнее время, в том числе благодаря повышению качества выносимых налоговыми органами решений, арбитражная практика начинает меняться. Инспекторы нередко выигрывают.

- Могут ли оставить жалобу без рассмотрения?

- Да, бывает. В 2007 году таких жалоб было 139, в первом полугодии 2008 года - 84. Это происходит, например, если налогоплательщик не подтвердил свои полномочия на подачу жалобы. Допустим, она подписана по доверенности, а сама доверенность не приложена. Или жалоба подписана директором Ивановым, а на указанную дату он уже не выполнял обязанности директора. Иногда юристы, имеющие общую доверенность на представление интересов фирмы в суде, подписывают жалобу от ее имени, не имея на то права. Информацию о полномочиях мы всегда проверяем и советуем налогоплательщикам быть более внимательными.

При обнаружении нарушений жалоба не принимается. Ее отправитель получает уведомление, где сообщается, что в случае устранения несоответствий возможно повторное обращение.

- Как влияет на инспекторов деятельность налоговых аудиторов? Качество контрольной работы действительно повышается и, соответственно, недоразумений во время проверок становится меньше?

- Налоговый аудит помогает инспекторам понять спорную ситуацию, разобраться, почему и что было сделано не так. При этом налоговые аудиторы абсолютно независимы от кадрового состава и напрямую подчиняются руководителю инспекции (Управления). Это сделано для того, чтобы имелась возможность высказывать свое непредвзятое мнение по самым сложным ситуациям. Качество принимаемых налоговыми органами решений повысилось уже сейчас.

- С 1 января 2009 года налогоплательщики не смогут обращаться с жалобами в суд минуя отделы налогового аудита. Визитеров станет в разы больше. Вы к этому готовитесь?

- Конечно, готовимся. Будем расширять штат. Сколько аудиторов необходимо, поможет определить судебная статистика. Мы анализируем проходящие через арбитражный суд дела, отслеживаем поступающие к нам жалобы, все скрупулезно считаем. Однако для нас решение кадрового вопроса осложняется тем, что сотрудников мы можем набирать только из налоговых органов. Задача непростая, но решаемая.

Налогоплательщики могут получить все необходимые сведения о работе отделов налогового аудита уже сейчас. Для более полного информирования с июля 2008 года (дебют состоялся 29 числа) в Информационном центре УФНС вводятся специальные дни по досудебному регулированию споров. В августе ответы на вопросы по данной теме можно получить 26 числа. А оперативно самые свежие данные будут размещаться на сайте www.r78.nalog.ru.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться