Ситуация:
Согласно договору аренды, заключенному между организациями, арендная плата вносится арендатором ежемесячно, авансом за наступающий месяц, на основании выставленных арендодателем счетов. Датой выполнения арендатором своего платежного обязательства по договору является дата списания суммы, причитающейся арендодателю по договору, с банковского счета арендатора. Все суммы указаны в долларах США и уплачиваются в рублях по курсу Банка России на день платежа.
Вопрос:
Каков порядок исчисления НДС и составления счетов-фактур по договору аренды?
Ответ:
Для начала определим, какова в данной ситуации цена договора и, соответственно, выручка и налоговая база арендодателя.
На основании ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается покупателем (в нашем случае - арендатором) по цене, установленной соглашением сторон. Цена - денежные обязательства покупателя - должна быть выражена в рублях (ст. 317 ГК РФ). В денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (долларах США). Подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу Банка России на день платежа.
Следовательно, та сумма в рублях, которую уплатит арендодатель согласно указанным условиям договора, и будет составлять цену договора. Никаких корректировок (доплат или возвратов), связанных с изменением курса валюты, сторонами не производится.
В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).
Кроме того, в п. 4 ст. 166 НК РФ указано, что общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В случае, если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), а продавцом для целей исчисления НДС принята учетная политика "по отгрузке", то ранее начисленные суммы налога (т.е. суммы налога, начисленные по факту отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов) корректируются продавцом на основании фактически полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), т.е. с учетом суммовых разниц.
Однако в рассматриваемой ситуации по условиям договора покупатель перечислил аванс 100% и цена определяется курсом на дату оплаты, т.е. цена сделки не подвержена изменениям в зависимости от последующего колебания курса рубля, так как в соответствии с положениями ст. 317 ГК РФ в данной ситуации именно предоплата составляет цену сделки.
Следовательно, в такой ситуации суммовых разниц не возникает (см., например, письма УМНС России по г. Москве от 15 сентября 1999 г. № 03-08/6381 и от 12 января 2000 г. № 03-12/944). На это указывают и Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729):
"Если договором цена товара (работ, услуг), имущественных прав определена в условных единицах, и при этом сторонами в договоре согласована дата, на которую определяется цена договора исходя из курса условной единицы, то суммовые разницы возникают только в случае, если момент реализации приходится на более раннюю дату, чем установлена сторонами для определения цены договора".
Получив денежные средства в виде авансового платежа, продавец (арендодатель) составляет счет-фактуру (назовем его счет-фактура "А"), который регистрируется в книге продаж (п. 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).
При оказании услуги этот счет-фактура, выписанный и зарегистрированный арендодателем в книге продаж при получении аванса, регистрируется им в книге покупок с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость (п. 13 Правил).
Кроме того, при оказании услуги арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру (назовем его счет-фактура "Б") и регистрирует его в книге продаж. Как было указано выше, выручка признается в размере цены сделки (дохода арендодателя), а цена сделки в нашем случае равна сумме полученного аванса. Следовательно, в счете-фактуре "Б" указывается сумма в рублях, фактически уже полученная арендодателем.
НДС оборота будет являться последний день каждого месяца в течение всего срока договора аренды.
Отметим также следующее. В письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15@ указано, что "в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счете-фактуре, выписываемом в одном экземпляре, по строке 5 указываются реквизиты расчетных документов, на основании которых осуществляются операции по перечислению денежных средств на счет поставщика товаров (работ, услуг).
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет ранее полученных авансовых платежей в счете-фактуре также следует указывать номер платежно-расчетного документа, на основании которого был получен платеж".
В рассматриваемой ситуации таким платежно-расчетным документом является счет, выставляемый арендодателем.
Ответ подготовил
консультант Правового центра "МАРИЛЛИОН"
Д.С. Гуренков
Вопросы
1. Можно ли в грузовой таможенной декларации в графах "Декларант" и "Получатель" указывать таможенного брокера?
2. Возможно ли таможенное оформление грузов, покупателем которых является ООО "А" (Москва), в г. Нижнем Новгороде при условии, что там отсутствует представитель ООО "А" (кроме таможенного брокера)?
Ответы
1. В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
На основании ст. 16 и 126 ТК РФ в таможенных правоотношениях, связанных с перемещением товаров через таможенную границу по внешнеэкономическим сделкам, в качестве декларанта могут выступать две категории лиц.
Во-первых, это российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
Во-вторых, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться имуществом, перемещаемым через таможенную границу, на территории Российской Федерации.
Согласно подп. 15 п. 1 ст. 11 и п. 2 ст. 139 ТК РФ таможенный брокер является посредником, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ.
Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции по внешнеэкономической сделке, сам во внешнеэкономической сделке не участвует, поэтому не может выступать в качестве декларанта по первому основанию.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжение означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи. Такое право может выражаться в возможности отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать в залог, обременять имущество другими способами, а также совершать с ним любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Такое право принадлежит собственнику имущества, поэтому он вправе, оставаясь собственником, передавать право распоряжения имуществом (п. 2 ст. 209 ГК РФ). В некоторых случаях распоряжаться имуществом может лицо, не являющееся собственником (например, при передаче имущества в доверительное управление).
Действующее законодательство не наделяет таможенного брокера правом распоряжаться имуществом, перемещаемым через таможенную границу, в отношении которого он совершает таможенные операции.
Если таможенному брокеру договором не предоставлено право распоряжаться на территории Российской Федерации имуществом, перемещаемым через таможенную границу, таможенный брокер не вправе выступать в качестве декларанта и по второму основанию.
Таким образом, если таможенному брокеру договором не предоставлено право распоряжаться на территории Российской Федерации имуществом, перемещаемым через таможенную границу, указывать таможенного брокера в графе "Декларант" при заполнении грузовой таможенной декларации (ГТД) неправомерно.
Данный вывод подтверждается также письмом Федеральной таможенной службы от 31 августа 2004 г. № 01-06/192 "О декларанте товаров", где указано, что декларантами не могут быть посредники, чьи функции ограничиваются профессиональной помощью в таможенном оформлении.
На основании Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915, в графу "Получатель" из соответствующей графы транспортного (перевозочного) документа переносятся сведения о получателе товаров. Закрепленная в нормативных документах ГТК России практика таможенного контроля и оформления внешнеторговых сделок исходит из следующего значения термина "грузополучатель": грузополучатель - лицо, указанное в товаротранспортных документах, которому перевозчик должен выдать груз в пункте назначения (письмо ГТК России от 30 ноября 1998 г. № 01-15/25029).
Вместе с тем для того, чтобы таможенный брокер мог быть указан в товаротранспортных документах, необходимы соответствующие правовые предпосылки, например: если он является стороной договора, на основании которого товар поставляется в Россию; указан в договоре в качестве лица, которому должен быть отгружен товар; или имеет право принимать товар по каким-либо иным основаниям.
Таким образом, если таможенный брокер не указан в товаротранспортном документе в качестве лица, которому перевозчик должен выдать груз в пункте назначения, указывать таможенного брокера в графе "Получатель" при заполнении ГТД неправомерно.
Указание таможенного брокера в качестве декларанта и получателя товара, если для этого отсутствуют необходимые предпосылки, может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с оформлением товара, ввозимого на территорию Российской Федерации. Кроме того, если будут выявлены правонарушения при оформлении товаров, указание таможенного брокера в качестве декларанта не освобождает надлежащего декларанта от ответственности.
2. В соответствии с п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирует товары декларант либо таможенный брокер (представитель) по выбору декларанта.
Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации установлено, что в качестве лица, составившего ГТД, может быть указан как декларант, так и таможенный брокер.
Таможенная декларация удостоверяется подписью работника лица, составившего декларацию, и печатью, если в соответствии с законодательством Российской Федерации это лицо должно иметь печать (п. 5 ст. 124 ТК РФ).
Действующее законодательство не предусматривает обязанности декларанта подписывать или ставить печать на декларации, составляемой таможенным брокером.
Поскольку на ГТД, составляемой и подписываемой таможенным брокером, не требуется проставления печати и (или) подписи декларанта, таможенным оформлением грузов, покупателем которых является ООО "А", можно заниматься без представителя ООО "А".
Ответы подготовили
налоговые юристы компании "ФБК"
А.В. Гришин, А.А. Петрыкин и А.Н. Касьянов
Вопрос
ОАО "М" произвело реконструкцию здания, введенного в эксплуатацию до 1 января 1998 г. Подлежит ли государственной регистрации реконструкция недвижимого имущества, повлекшая за собой увеличение общей площади здания?
Ответ
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся все объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о регистрации общество не обязано было проходить государственную регистрацию права собственности на рассматриваемый объект, который возник до вступления в силу данного Закона. Государственная регистрация возникшего до 1 января 1998 г. права требуется в следующих случаях:
· при переходе права на недвижимое имущество;
· ограничении (обременении) права;
· совершении после 1 января 1998 г. сделки с недвижимым имуществом (п. 2 ст. 6 Закона о регистрации).
Как видно из формулировки рассмотренной нормы, в Законе установлен закрытый перечень оснований, по которым для подтверждения права на недвижимое имущество следует это право зарегистрировать.
Кроме того, Закон о регистрации предусматривает государственную регистрацию прав на вновь созданное имущество (ст. 25). В связи с этим следует оценить содержание термина "реконструкция" и его значение для возникновения обязанности к совершению государственной регистрации.
Общее определение понятия "реконструкция" можно найти в письме Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР и ЦСУ СССР от 8 мая 1984 г. № НБ-36-Д, 23-Д, 144, 6-14 "Об определении понятий нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий", согласно которому под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения. При реконструкции могут проводиться:
· расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения, если новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
· строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения в целях ликвидации диспропорций;
· строительство новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых на территории действующей организации, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
При анализе указанных положений следует вывод, что рассмотрению подлежат два основных вида реконструкции:
1) строительство новых объектов взамен ликвидированных. По нашему мнению, такой вид реконструкции подразумевает уничтожение существующего объекта права собственности и соответственно прекращение права собственности на него как на уничтоженную вещь (п. 1 ст. 235 ГК РФ), а также создание новой вещи и возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (п. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ). Для подтверждения права собственности на такое имущество ОАО "М" потребуется зарегистрировать право на созданное имущество на основании ст. 25 Закона о регистрации;
2) переустройство существующих объектов, в том числе путем расширения зданий и сооружений. На наш взгляд, это не влечет за собой возникновения новой вещи и не вызывает необходимости проходить государственную регистрацию. Вместе с тем большое значение имеет степень реконструкции недвижимого имущества, так как в ее результате вещь (ее технические характеристики, планировка, площадь и т.д.) может существенно измениться вплоть до возникновения новой вещи. Пример появления новой вещи приведен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2002 г. № 6616/02, где указано, что "объект приватизации (здание после пожара) не сохранился, ответчиком возведено новое сооружение, вследствие чего применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение невозможно". Каких-либо объективных критериев для оценки результатов реконструкции ни действующее законодательство, ни подзаконные акты не содержат. В такой ситуации полагаем возможным применять по аналогии положения ст. 220 ГК РФ о возникновении новой вещи в результате переработки. При этом критерием оценки может выступать соотношение затрат на реконструкцию и рыночной стоимости объекта недвижимого имущества до реконструкции.
Сделанные выводы подтверждаются также позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2000 года по гражданским делам (утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 28 июня 2000 г.): при сносе дома и постройке на месте нового строения либо при возведении пристройки (или надстройки) изменяется объект права собственности, отличающийся размерами, планировкой, площадью и т.д.
Следовательно, если производятся перечисленные изменения, право на новое строение, являющееся уже новым объектом собственности, подлежит государственной регистрации.
Таким образом, анализируя указанные нормативные акты, можно сделать следующие выводы.
Закон о регистрации не содержит прямых положений, обязывающих ОАО "М" регистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, введенный в эксплуатацию до 1 января 1998 г. и подвергшийся реконструкции после этой даты.
Однако в ходе реконструкции могут возникнуть новые вещи, в том числе в следующих случаях:
· если на месте ликвидированного объекта строится новый;
· стоимость реконструкции превышает рыночную стоимость реконструируемого объекта до начала работ;
· в результате реконструкции создается новая вещь.
При этом следует принимать во внимание, что вопрос о том, был ли объект реконструкции изменен вплоть до появления новой вещи, не является правовым и может быть решен только при помощи специальной строительно-технической экспертизы с привлечением специалистов в области строительства. Если возникновение нового объекта будет признано, право собственности на него подлежит обязательной государственной регистрации.
Ответ подготовили
налоговые юристы компании "ФБК"
Н.Ю. Безбородов и А.И. Сотов
Ситуация
Организация арендует на территории Москвы и Московской области торговые залы разной площади (более 150 кв. м и менее 150 кв. м - в Москве и более 150 кв. м - в Московской области) в разных торговых центрах. На территории Московской области зарегистрированы обособленные подразделения.
На данный момент организацией заключены три договора на аренду трех торговых залов в одном комплексе на территории Н-ского района Московской области. Договоры начнут действовать в момент начала работы торгового комплекса. По адресу этого торгового комплекса планируется зарегистрировать одно обособленное подразделение (на три торговых зала) без выделения на отдельный баланс и расчетный счет. Площадь арендуемых залов в этом торговом комплексе следующая: зал № 1 - 193 кв. м, зал № 2 - 1101 кв. м, зал № 3 - 63 кв. м.
Персонал, который будет работать в этих торговых залах, предоставлен организации по договору на предоставление персонала (аутсорсинга) со сторонней организацией. Таким образом, создаются рабочие места, а непосредственно трудовые и гражданско-правовые договоры с персоналом не заключаются.
В марте и апреле следующего года в Московской области планируется открыть новые торговые залы в одном торговом комплексе площадью более 150 кв. м и менее 150 кв. м, а также отдельные торговые залы площадью менее 150 кв. м.
Торговая организация и организация-аутсорсер применяют обычную систему налогообложения.
Вопросы
1. Должна ли торговая организация переходить на уплату ЕНВД по магазину площадью 63 кв. м, расположенному в Московской области, где введен ЕНВД, или под площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли следует понимать совокупность всех торговых залов, находящихся в одном торговом центре - одном объекте организации торговли?
2. Если торговая организация должна переходить на уплату ЕВНД, то необходимо ли платить организации-аутсорсеру ЕСН с заработной платы работников, которые предоставлены для работы в этом обособленном подразделении?
Ответы
1. С 1 января 2003 г. на территории Московской области введена система налогообложения в виде ЕНВД. Согласно п. 4 ст. 1 Закона Московской области от 27 ноября 2002 г. № 136/2002-ОЗ "О системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в Московской области" единый налог должны платить те, кто занимается розничной торговлей через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Как следует из формулировки приведенной нормы, с точностью воспроизводящей подп. 4 п. 2 ст. 34626 НК РФ, объектами организации торговли являются магазины, павильоны, палатки, лотки и другие объекты.
В рассматриваемом случае розничная торговля ведется в нескольких залах торгового центра. Налоговое законодательство не содержит определения термина "торговый центр". В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ следует использовать данный термин в значении, указанном в государственном стандарте "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст.
Указанный акт оперирует понятием "тип предприятия розничной торговли", под которым понимается предприятие розничной торговли определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Среди типов предприятий розничной торговли также выделяются магазин, павильон, палатка и др. Таким образом, термины "объект организации розничной торговли", используемый в НК РФ, и "тип предприятия розничной торговли", фигурирующий в государственном стандарте, тождественны.
Согласно п. 33 упомянутого стандарта среди других типов предприятий розничной торговли выделяется торговый центр (совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин). Поскольку торговый центр является типом предприятия розничной торговли, для целей налогового законодательства он выступает объектом организации торговли.
Для ограничения применения системы налогообложения в виде ЕНВД используется понятие "торговый зал", площадь которого по объекту организации торговли не должна превышать 150 кв. м. Значит, при решении вопроса о переходе на данную систему налогообложения площадь торгового зала должна рассчитываться по торговому центру в целом.
В соответствии с абз. 11 ст.
346.27 НК РФ площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - это площадь всех помещений и открытых площадок, которые используются налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Торговая организация при определении площади торгового зала по объекту организации торговли - торговому центру должна учитывать площадь всех арендуемых в нем помещений и предназначенных для торговли. Правоустанавливающими документами, в соответствии с которыми определяется в рассматриваемой ситуации площадь торгового зала, будут являться договоры аренды трех залов в торговом центре.
У торговой организации нет обязанности переходить на уплату ЕНВД по торговому залу площадью 63 кв. м, поскольку под площадью торгового зала в данном случае следует понимать площадь всех арендуемых залов для ведения торговли в одном торговом центре.
Данный подход к рассматриваемой ситуации поддерживается налоговыми органами. В пункте 1 письма МНС России от 1 августа 2003 г. № 22-2-14/1757-АБ026 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями" указывается, что в случае превышения установленного главой 263 НК РФ ограничения по площади торгового зала хотя бы по одному объекту организации торговли (в том числе и расположенному на территории Москвы) налогоплательщики не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход на территории Московской области (см. также письмо УМНС России по Московской области от 1 августа 2003 г. № 04-24/12941/С006 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности").
Кроме того, согласно неофициальной позиции налоговых органов при определении необходимости перехода на ЕНВД в случае аренды в большом комплексе нескольких отделов их торговые площади складываются (см. публикацию в "Налоговых известиях Московского региона" № 1, 2003).
2. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты, иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Плательщиками ЕСН признаются лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам (п. 1 ст. 235 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации выплаты персоналу производит организация-аутсорсер. При этом для цели уплаты ЕСН не имеет значения источник получения средств, из которых выплачиваются деньги персоналу. Таким образом, независимо от системы налогообложения деятельности торговой организации организация-аутсорсер должна уплачивать ЕСН.
Ответы подготовила
налоговый юрист компании "ФБК"
Е.А. Соколова
Журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации" № 3, 2005.
Публикуется с разрешения
Издательского дома ФБК-ПРЕСС.
Материалы
рассылки можно использовать только с
письменного разрешения правообладателей
|
Комментарии