Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Кризис кончился – платите налоги

Кризис кончился – платите налоги

Бюджету надоело делать уступки бизнесу

25.09.2009
«Bankir.ru»
Автор: Константин Фрумкин

С 2010 года налоговая нагрузка на российские предприятия возрастет - Дума готова "проштамповать" новые налоговые инициативы правительства.

С начала следующего года российскому бизнесу опять предстоит опробовать на себе целый ряд изменений в налоговой системе. На этот раз, ради разнообразия, налоговое бремя повышается.

Вообще, отечественная налоговая политика в условиях кризиса отличается противоречивостью. С одной стороны, экономический спад требует послаблений для бизнеса, с другой - нехватку доходов испытывает бюджет. В целом те налоговые законопроекты, которые в сверхскоростном порядке власти приняли в конце 2008 года, скорее, были в пользу бизнеса: ему дали больше возможностей списывать расходы на персонал, предоставили новые алгоритмы амортизации, отменили НДС при ввозе оборудования, не имеющего аналогов в России. Согласно опросу 100 бизнесменов, проведенному юридической компанией "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", наиболее выгодными из срочных налоговых инноваций, вступивших в действие в начале 2009-го, предприятия сочли снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% (на это указали 71% опрошенных). Кроме того, 66% компаний посчитали выгодным возможность трехмесячной отсрочки при уплате НДС.

Однако кризис, по единодушному мнению правительственных экспертов, стал медленно проходить, и на первое место выступают интересы казны. Законодатели, сделавшие несколько шагов навстречу бизнесу, теперь должны сделать столько же шагов навстречу Минфину - недаром президент в своем бюджетном послании говорил о "мобилизации государственных доходов" с учетом новейших способов налогового администрирования.

С 2010 года в силу должно вступить несколько налоговых новаций - часть законов уже подписана, а часть планируется принять на осенней сессии парламента. Например, бизнесменов, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления, от нее освободят в случае полной уплаты всех налогов, штрафов и пени. Вертикально интегрированные холдинги будут заставлять доказывать, что цены, по которым они продают продукцию, не трансфертные - презумпцию невиновности в этой сфере отменят. Но, наверное, самая важная из налоговых реформ, последствия которой должны почувствовать все без исключения российские предприятия, заключается в отмене единого социального налога (ЕСН) и замене его уплатой четырех страховых взносов в четыре фонда - Пенсионный, обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный) и Фонд социального страхования.

ПЛАТИТЕ ВЗНОСЫ

Для бухгалтеров это означает, что вместо одной платежки надо будет оформлять сразу четыре. Но проблема в том, что отмена ЕСН сопровождается изменением ставок, по которым исчисляются страховые взносы. Сегодня действует регрессивная шкала по уплате ЕСН - в зависимости от уровня заработной платы ЕСН может начисляться по ставкам 26, 10 или 2%. Однако в 2010 году вводится единая плоская шкала - 26%, а с 2011-го эта цифра повышается до 34%.

Правда, на суммы свыше 415 000 руб. в год (то есть примерно 35 000 руб. в месяц) взносы не будут начисляться вообще, однако, несмотря на это послабление, фактически налоговая нагрузка на фирмы увеличилась. В этом "Ко" смог легко убедится, опросив большое число предприятий.

Так, в компании - производителе напитков "ОСТ-Аква" сообщили, что в результате всех этих реформ налоговая нагрузка на фонд заработной платы увеличится на 6 - 8%, а себестоимость продукции - на 0,2%. В ОАО "Всероссийский институт легких сплавов" (ВИЛС) сообщают, что обсуждаемые изменения приведут к росту затрат на персонал примерно на 8% и к росту полной себестоимости на 4%. "Отмена ЕСН отрицательно скажется на бизнесе, но заставит еще более активно искать скрытые резервы. В сочетании с индексацией заработных плат в соответствии с уровнем инфляции повышение ставок приведет к увеличению затрат на персонал примерно на 20% при сопоставимом объеме продаж", - констатирует генеральный директор ОАО "ВИЛС" Александр Задерей.

Хуже всего придется компаниям консалтингового, научного и инжинирингового профиля, где в издержках высока доля расходов на сотрудников. "В IT-бизнесе и консалтинге зарплаты составляют около 50% от всех затрат компании (в других отраслях этот показатель на уровне 15%). Поэтому для нашего бизнеса эти меры будут очень ощутимы. Руководители IT-компаний уже обратились к Дмитрию Медведеву с предложением пересмотреть необходимость отмены ЕСН, так как это будет способствовать перемещению бизнеса за границу, а в России - уходу в "серые" схемы, - отмечает генеральный директор ГК "Инталев" Алексей Федосеев. - Мы не хотели бы видеть со стороны государства каких-то резких шагов в этой сфере. К сожалению, у нас распространена ситуация, когда чиновники говорят о каких-то своих действиях как о "поблажках", а на поверку оказывается, что это очередное закручивание гаек".

В то же время организации с очень высоким уровнем оплаты труда для квалифицированных сотрудников и топ-менеджеров смогут сэкономить за счет освобождения от налогов самых высокооплачиваемых работников. Примером здесь может служить одна из консалтинговых компаний (расчет предоставлен аудиторской фирмой "БДО Юникон"). Численность ее штата - около 100 человек, а фонд оплаты труда - более 51 млн руб. в год, однако примерно четвертая часть всего персонала получает оклады более миллиона рублей в год. Как подсчитал партнер налоговой практики "БДО Юникон" Виталий Иваненко, если в 2009 году в этой компании уплаченный ЕСН должен составить около 7,7 млн руб., то в 2010-м - примерно 7,96 млн руб. "Рост нагрузки в данном примере незначителен - 3,5%, - констатирует эксперт. - Объясняется это снижающейся суммой взносов по работникам с зарплатой выше 415 000 руб. Таким образом, увеличение нагрузки в 2010 году почувствуют работодатели, выплачивающие зарплаты от 280 000 до 415 000 руб. в год".

КТО ПРОВЕРИТ?

Дополнительное беспокойство бизнесменов вызывает тот факт, что работники Пенсионного фонда, а также Фонда социального страхования наделяются правом проведения проверок на предприятиях. "Уже сейчас понятно, что увеличение количества контролеров, наделенных фактически теми же самыми полномочиями, что и налоговики, приведет к увеличению отчетов, проверок, обязанностей по предоставлению в фонды дополнительных сведений", - отмечает Юлия Батарова, главный бухгалтер УК Корпорации "ЭКОНИКА". "Не очень понятно, почему этим и далее не может заниматься налоговая служба, зачем нужно предоставлять право проведения проверок фондам при очевидных минусах этого решения с точки зрения администрирования", - соглашается Александр Задерей, генеральный директор ОАО "ВИЛС".

Правда, знающие люди выражают сомнения в том, что законы вступят в силу в нужные сроки. В частности, ПФР и ФСС просто не располагают аппаратом, чтобы проводить проверки правильности уплаты взносов. По слухам, первоначально предполагалось, что налоговая служба переведет в аппарат социальных фондов 10 000 своих сотрудников. Теперь выясняется, что лишних людей в ФНС нет, поскольку те, что работали на проверке уплаты единого социального налога, занимались еще подоходным налогом, а также списанием расходов на персонал при исчислении налога на прибыль. Кроме того, юридически перевести сотрудников из федерального органа власти в Пенсионный фонд не так просто, да и они сами не спешат покидать ФНС, где доходы выше. В итоге непонятно, кто станет следить за уплатой взносов в социальные фонды. Можно предположить, что до конца года Дума примет поправку к закону, по которой взносами в фонды будут по-прежнему ведать налоговики.

Правда, Сергей Пепеляев, управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", высказывает мнение, что количество технических огрехов в законах не позволит им начать действовать с 1 января. Скорее всего, вступление нового порядка в силу будет отложено до 2011 года. Но в этом прогнозе позволительно усомниться, ведь бюджет не ждет!

СТРОЙТЕ ДОРОГИ

Наряду со столь радикальной реформой налогообложения зарплаты ожидается и несколько новаций поскромнее. Самая интересная из них касается строителей, а также всех, кто осуществляет масштабные вложения в возведение новых зданий или предприятий. Дело в том, что, получая земельный участок под строительство, инвестор часто вынужден заключать с местными властями гласное или негласное соглашение о "развитии территории" и, кроме интересующего его завода или офисного центра, строить детские сады, прокладывать электросети и дороги, благоустраивать прилегающие участки и т.д. Эти объекты потом передаются местным властям или эксплуатирующим организациям. Имеет ли право инвестор списывать затраты на постройку детских садов и дорог на свои расходы? Или это для него что-то вроде благотворительности, которую можно осуществлять только из прибыли?

Вопрос этот отнюдь не праздный. Если издержки на детские сады получится списать на расходы, то 20% стоимости их строительства можно вернуть путем снижения суммы налога на прибыль. "Заключение инвестором инвестиционного соглашения с целью оказания помощи развитию соответствующего муниципального образования посредством строительства или реконструкции инфраструктуры является распространенной практикой, - отмечает Матвей Мануйлов, директор PricewaterhouseCoopers. - Налоговые органы часто оспаривают вычет затрат инвестора на строительство социальной инфраструктуры, поскольку существующее налоговое законодательство устанавливает, что стоимость безвозмездно переданного имущества, работ, услуг, а также расходы, связанные с такой передачей, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вычет входного НДС по таким затратам также может быть оспорен. Соответственно существенным образом увеличивается стоимость реализации проекта для инвестора".

По оценке ведущего эксперта АКГ "БАНКО" Юлианы Медведевой, величина расходов на "развитие территории" иногда составляет до 5% от себестоимости проекта, в то время, как, по мнению финансового директора инвестиционно-девелоперской компании "Сити-XXI век" Василия Брязкухи, такие обременения достигают 30% стоимости проектов. Как сообщил "Ко" один из участников рынка, стоимость возведения средних размеров офисного центра - 300 млн руб., и из них около 15 млн руб. может уйти на развитие территории". Таким образом, на кону стоит налог на прибыль объемом 3 млн руб.

Решение, предлагаемое Минфином в новом законопроекте, довольно странное. Судя по всему, финансовые чиновники не думают о справедливости или целесообразности того или другого решения. Скорее, они очень хотели бы собирать налогов побольше, однако не смеют сделать это завтра, поэтому принимают неприятные для бизнеса решения - но с некоторой отсрочкой.

Суть разработанного министерством законопроекта в том, что до начала 2010 года затраты на транспортную и коммунальную инфраструктуру будут считаться обычными производственными расходами, а вот с 2010 года - уже нет. То есть по итогам прошедших лет бизнесу в связи с кризисом дают передышку, а вот начиная с будущего года пусть даже не надеются снижать величину налога на прибыль. "Принятие данного законопроекта, - считает Матвей Мануйлов, - позволит снизить налоговую нагрузку на инвесторов, вместе с тем данные изменения применяются только к затратам, понесенным инвесторами в период с 1 января 2007 года до 1 января 2010-го, что может ограничить их положительный эффект для ряда инвесторов".

Конечно, это не катастрофа. "Предложение с 2010 года не включать объекты социальной инфраструктуры в расходы на реализацию глобально никак не отразятся на бизнесе девелоперов, - полагает руководитель аналитического центра корпорации "ИНКОМ" Дмитрий Таганов. - Те, кто был заинтересован в создании этих элементов, будут продолжать их строить. Те, кто находит строительство социальных объектов обременительным, просто избавятся от лишнего груза".

Ну а вообще, судя общему вектору нашей налоговой политики, кризис действительно кончился.

Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗНОСОВ В СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ (в % от фонда оплаты труда)

-

2010

2011

Пенсионный фонд РФ

20

26

ФСС РФ

2,9

2,9

ФФОМС

1,1

2,1

ТФОМС

2,0

3,0

Итого:

26

34

Источник: "Финэкспертиза"

 

ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ, КОТОРЫЕ (В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ОСЕННЮЮ СЕССИЮ ДУМЫ) МОГУТ ВСТУПИТЬ В СИЛУ С 2010 ГОДА:

   o отмена единого социального налога и замена его страховыми взносами в социальные фонды;
   o введение ускоренного порядка возмещения НДС;
   o принятие решений о расходах на создание инфраструктуры инвестиционных проектов;
   o введение контроля за трансфертным ценообразованием;
   o смягчение уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться