Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговая инспекция проводит осмотр офиса в ходе камералки

Налоговая инспекция проводит осмотр офиса в ходе камералки

Все чаще налоговые инспекторы в ходе камеральной проверки проводят осмотр помещения, в котором фирма ведет свою деятельность. Как реагировать руководству компании в случае, если контролеры при проведении обычной камералки решат провести осмотр помещения? Срочно бежать в вышестоящий налоговый орган или суд либо не удивляться и реагировать спокойно? Ответы на эти вопросы предлагает «Актуальная бухгалтерия»

19.03.2009
ЭЖ «Юрист»
Автор: Автор статьи: В.В. Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина», участник Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной думы РФ по бюджету и налогам

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Эти должностные лица в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль в следующих формах (ст. 82 НК РФ):

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверка данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- в других предусмотренных законом формах.

 

Проверка проверке рознь

Одной из форм налогового контроля, как указано выше, является налоговая проверка. Различают 2 основных вида налоговых проверок - камеральные и выездные. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

По общему правилу, установленному статьей 88 Налогового кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа (Об изменениях в порядке проведения налоговых проверок читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 1, 2009).

При этом Налоговый кодекс (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ) дает право инспекторам проводить осмотр любых связанных с извлечением дохода или содержанием объекта налогообложения помещений.

Доступ на территорию или в помещение фирмы должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этой организации или предпринимателя. Это предусмотрено пунктом 1 статьи 91 Кодекса. Вместе с тем согласно пункту 2 этой же статьи должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

Уже поверхностный анализ приведенных выше норм выявляет явные противоречия. Можно было бы предположить, что пункт 2 статьи 91 Налогового кодекса устанавливает общее правило о том, что осмотр помещений производится при любой налоговой проверке, то есть и камеральной, и выездной. Но тогда в противоречие вступает уже статья 92 Налогового кодекса. В ней, в частности, сказано, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком), вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если эти документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по проведению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. То есть статья 92 Налогового кодекса содержит порядок проведения и оформления осмотра применительно только к выездной налоговой проверке.

 

А судьи что же?

Указанные противоречия заинтересованные стороны неоднократно пытались разрешить в судебных инстанциях. Причем судьи также не могут прийти к единому мнению по данному вопросу.

Практика проведения осмотров при камеральных проверках начала складываться после появления Определения ВАС РФ от 29 мая 2008 года № 6938/08. В том интересном и весьма неоднозначном деле при проверке декларации по налогу на игорный бизнес инспекторы провели осмотр казино и выявили 2 незарегистрированных игровых автомата. В данном случае со стороны налогоплательщика усматривались явные нарушения законодательства РФ. Однако суд не стал учитывать протокол осмотра помещений, сославшись на невозможность признания доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства. И соответственно, принял сторону налогоплательщика, отменив начисленные санкции. Однако судьи ВАС РФ не приняли во внимание нормы статьи 92 Налогового кодекса, встав на сторону налоговых органов, и тем самым создали очень опасный судебный прецедент.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-6982/2008

<...> суды исходили из того, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право в целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

 

После появления этого определения арбитражные судьи стали более охотно принимать как доказательство протоколы осмотра помещений, полученные при камеральных проверках. И вот новый пример, новое судебное решение, новый прецедент - постановление ФАС Западно-Сибирского округа (Пост. ФАС ЗСО от 18.11.2008 № Ф04-6982/2008). Налоговики в ходе камеральной проверки декларации по НДС провели осмотр помещений у контрагента налогоплательщика и, не обнаружив его по адресу государственной регистрации, сняли вычеты по НДС у компании. Фирма подала в суд. Арбитры в этой ситуации приняли сторону налоговиков.

Пункт 1 статьи 82 Налогового кодекса вообще свидетельствует о том, что осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли), является самостоятельной формой налогового контроля.

 

Риторический вопрос

Неужели, если сотрудники налоговой инспекции захотят провести в ходе камеральной проверки осмотр помещений, ничто и никто не помешает им произвести данные действия? Сегодняшняя судебная практика федеральных арбитражных судов склонна ответить «да»! Все чаще судьи признают законными и обоснованными такие осмотры. В связи с этим рекомендуем не оспаривать в суде решение налоговой инспекции только на том основании, что был проведен осмотр помещения в ходе камеральной проверки. Но если есть и другие претензии к налоговой инспекции, то протокол осмотра все еще может быть хорошим дополнительным аргументом в споре с налоговыми органами.

Обращаем внимание, что с юридической точки зрения подобное положение вещей неизбежно ведет к смешению 2 понятий - выездной и камеральной налоговой проверок. Ведь эти 2 вида налоговых проверок являются самостоятельными подынститутами института налогового контроля. При этом каждому из них, даже несмотря на общую цель, присущи свои особенности. Смешение их уже сейчас приводит к постоянным недоразумениям, недопониманию, конфликтам и спорам между субъектами налоговых правоотношений и, естественно, к увеличению количества судебных процессов. При этом, однако, нельзя утверждать, что арбитражные суды безоговорочно соглашаются учитывать в качестве допустимого доказательства протокол осмотра помещения, полученный в ходе камеральной налоговой проверки (Пост. ФАС ЦО от 30.09.2008 № А54-1011/2008С21, ФАС УО от 13.05.2008 № Ф09-3350/08-С3). В подобных обстоятельствах достаточно часто правосудие оказывается на стороне налогоплательщика.

 

В.Н. Шаталин, ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

Налоговый орган вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемой организации только в рамках выездной налоговой проверки. Вне ее рамок допускается осмотр документов и предметов в том случае, если документы и предметы были получены налоговым органом в результате ранее произведенных действий по налоговому контролю или при согласии на это владельца. Например, в обязательном порядке осмотр производится при наличии у налогового органа информации о производстве продукции, выручка от реализации которой не отражается в учете и отчетности, и в других аналогичных случаях.

Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 13 мая 2008 года № Ф09-3350/08-С3 отменил решение налоговой инспекции: положенный в основу решения о начислении штрафа протокол осмотра, осуществленного вне рамок выездной проверки, не является доказательством правонарушения.

Таким образом, Налоговым кодексом не предусмотрено право налоговых органов проводить осмотр помещений в рамках камеральной проверки. Статья 92 Налогового кодекса регламентирует порядок проведения осмотра в ходе только выездной налоговой проверки или же совместных проверок с ОНП МВД России.

 

Разместить:
Зайди сюда плз народ
19 марта 2009 г. в 21:26

http://xgame.satel.com.ua/go.php?993

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться