Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Антикризисный пакет-2009

Антикризисный пакет-2009

Не все новеллы Налогового кодекса одинаково полезны

16.12.2008
Автор: Александр Анищенко, Ирина Давидовская, Палата налоговых консультантов

В новом, 2009 году налоговое законодательство серьезно изменится. Есть изменения, безусловно, положительные для налогоплательщиков, есть - не очень, есть и не вполне определенные, каковы они, покажет практика их применения. На большинство этих поправок наложил отпечаток тот факт, что принимались они в период кризиса, и, по-видимому, в спешке. Отсюда порой и не самые продуманные решения. Мы не будем перечислять все изменения подряд - отметим, на наш взгляд, самые важные и интересные новации, дав комментарий к федеральным законам от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 24.11.2008 N 208-ФЗ и от 24.11.2008 N209-ФЗ. В настоящей публикации дан обзор поправок в часть вторую Налогового кодекса РФ. Комментарий к части первой Налогового кодекса опубликован в предыдущем выпуске "РБГ".

Устранение временного лага

Для того чтобы налогоплательщики в самое короткое время могли воспользоваться налоговыми послаблениями, ст. 5 НК РФ дополнена положением, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, смягчающие ответственность за налоговые нарушения, отменяющие налоги или сборы и приносящие прочие подобные налоговые льготы, могут вступать в силу прямо со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Сам себе корректор

Статья 54 НК РФ дополнена следующим абзацем: "Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога".

Это выгодное для налогоплательщиков уточнение. Но действовать оно начнет только с 1 января 2010 года. Такое впечатление, что законодатели оставили себе время, чтобы еще передумать.

Быстрое спасение

Иногда "рушатся" и флагманы экономики. Их падение может болезненно аукнуться для всей страны. Чтобы правительство РФ имело возможность стремительно среагировать на ситуацию, в НК РФ добавлена ст. 64.1.

Теперь министр финансов России имеет право единолично принять решение об отсрочке или рассрочке федеральных налогов, если задолженность организации превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение повлечет неблагоприятные последствия.

Блокировка счетов и банковская ответственность

В этом блоке поправок для налогоплательщиков в основном одни минусы и немного плюсов.

Теперь приостановить операции по счету организации и предпринимателя налоговые органы смогут в случае взыскания не только налога или сбора, но также пени и штрафа. Об этом говорится в п. 1 ст. 76 НК РФ.

В п. 2 ст. 76 НК РФ уточнено, как блокировать валютный счет налогоплательщика. Блокировку нужно произвести на ту сумму в валюте, которая эквивалентна сумме задолженности в рублях. А курс для расчета берется по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету.

В п. 3 ст. 76 НК РФ внесено уточнение, что отмена запрета на движение по заблокированному счету производится "решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации". Раньше здесь использовалось словосочетание "операционный день". Однако, строго говоря, "операционный день" - это первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов.

На наш взгляд, эта поправка не в пользу налогоплательщиков. Получается, что раньше налоговый орган должен был вынести решение о разблокировке счета на следующий день, в первую его половину, что формально давало возможность организации сразу провести какие-то платежи. Теперь же решение о разблокировании налоговым органам можно принять и в конце дня, и тогда платежи организации можно будет провести только на следующий день.

Гораздо более приятной новеллой является установление материальной ответственности налоговых органов за несвоевременное разблокирование счета. На сумму "арестованных" и несвоевременно разблокированных средств за все дни просрочки будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни. К сожалению, и это полезное новшество вступит в силу только с 1 января 2010 года. Видимо, налоговым органам дано время для моральной подготовки.

Зато штраф банку, который нарушил порядок открытия счета налогоплательщику, предусмотренный в ст. 132 НК РФ, возрос с 10 000 руб. до 20 000 руб. И состав нарушения, указанный в п. 2 ст. 132 НК РФ, стал более подробным. Теперь наказывается не просто "несообщение банком налоговому органу об открытии или закрытии счета", а "несообщение в установленный срок". Кроме того, кара в размере 40 000 руб. ожидает банк и в том случае, если он не сообщит в налоговую инспекцию об изменении реквизитов счета.

В ст. 133 НК РФ добавились лица, за несвоевременное исполнение поручений на уплату налогов, сборов, пеней и штрафов которых банк будет наказан. Это местная администрация и организация федеральной почтовой связи.

Есть изменения и в ст. 134 НК РФ. Например, раньше незаконное исполнение платежного поручения с заблокированного счета вело к штрафу в размере 20 процентов от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности. Этот штраф остался. Только теперь, даже если задолженность и отсутствует, штраф все равно будет наложен в размере 10 000 руб.

Вообще действие статей 134 и 135 НК РФ существенно расширено. Если раньше там говорилось - где-то о налогах и сборах, о налогах, сборах и пенях, - то теперь везде один стандартный набор: "налог, сбор, авансовый платеж, пеня и штраф".

Камеральная проверка

В ст. 88 НК РФ внесены два изменения. Одно скорее в пользу налоговых органов, другое - в пользу налогоплательщиков.

Так, теперь трехмесячный срок проведения камеральной проверки будет отсчитываться со дня представления налоговой декларации или расчета. Раньше отсчет начинался со дня представления налоговой декларации (расчета) и документов, которые согласно НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

В ст. 88 НК РФ появился п. 9.1, где уточняется, что если в указанный выше трехмесячный срок налогоплательщик предъявит уточненную налоговую декларацию, то налоговая инспекция должна прекратить проверку предыдущего документа и начать проверку нового, заново отсчитывая срок проверки. И, конечно же, в новой проверке можно использовать наработки, полученные в ходе проведения ранее полученной налоговой декларации.

Лучше поздно, чем никогда

В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнен срок, в течение которого налогоплательщику должен быть вручен акт налоговой проверки. Это должно быть сделано в течение пяти дней "с даты этого акта".

Такое же уточнение сделано и в отношении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. Этот документ должен быть передан налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения.

В ст. 101 и 101.4 НК РФ прописано, что при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

Однако для самих налогоплательщиков сделано послабление. Они все же имеют возможность представить документы (информацию), относящуюся к делу, с нарушением сроков представления, установленных налоговым законодательством. Контролирующие органы обязаны принять такую информацию к рассмотрению и учесть ее при вынесении решения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Камеральные проверки
  • 09.11.2016  

    Возникшая в результате представления налоговой декларации переплата по налогу в виде заявленной к возмещению из бюджета суммы налога не может считаться подтвержденной без проведения в течение трех месяцев камеральной налоговой проверки.

  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.


Вся судебная практика по этой теме »

Право приостановления операций по расчетным счетам
  • 04.03.2016   Само по себе снижение финансово-хозяйственной деятельности и коммерческой активности общества не может являться основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер. Кассационная жалоба налогового органа была оставлена без удовлетворения.
  • 10.01.2014  

    Признав недействительным обжалуемое решение, суды правильно исходили из того, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, поскольку ограничение по распоряжению принадлежащим должнику имуществом возможно исключительно в рамках дела о банкротстве.

  • 15.08.2013  

    Вывод судов о том, что по чеку серии ВЖ № 3693283 общество обоснованно снимало денежные средства на выплату заработной платы, очередность выплаты которой предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, соответствует материалам дела


Вся судебная практика по этой теме »